- Народные
корни дидактической
игры.
Дидактические игры существуют много
веков. Их первым создателем был народ,
подметивший удивительную особенность
маленьких детей – восприимчивость к
обучению в игре, с помощью игр и игрушек.
За всю историю человечества у каждого
народа сложились свои дидактические
игры, были созданы своеобразные дидактические
игрушки, ставшие частью его культуры.
В содержании дидактических игр
и игрушек отразились особенности
национального характера, природы,
истории, труда, быта того или
иного народа. Но можно проследить
и нечто общее, свойственное
всем дидактическим играм и
игрушкам независимо от того,
в каком уголке земного шара
они возникли. В них отчетливо
прослеживается сложившийся в
представлениях разных народов
взгляд на ребенка как на
существо, которое нуждается для
своего полноценного развития
в познании окружающего мира,
радостном настроении, эмоционально
окрашенном общении с окружающими
близкими ему людьми, в активных
действиях, движениях, позволяющих
раскрыться, проявить себя. С полным
основанием можно считать народные
дидактические игры воплощением
гуманного, уважительного, бережного
отношения к силам, возможностям,
тенденциям развития ребенка.
Народные дидактические игры
обеспечивают взаимосвязь воспитательного
и обучающего воздействия с
учетом возрастных психофизиологических
особенностей ребенка. Для народных
дидактических игр характерно
четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное
содержание, воплощенное в игровой
форме, образности, динамичности
игровых действий. Содержание игры
событийно, т.е. отражает какой-либо
случай, происшествие, вызывающее определенный
эмоциональный отклик у ребенка
и обогащающее его социальный
опыт.
Классикой русской народной педагогики
стали такие дидактические игры,
как «Сорока-белобока», «Гули-гули»,
«Ладушки», «Прыгунки», «Краски» и многие
другие. Из поколения в поколение передаются
дидактические игрушки, созданные народом
для развития речи, воли, внимания, точности
и координации движений, формирование
представлений о цвете и величине, форме,
пространственном расположении предметов
(бирюльки, бочонки, яйца, конусы, матрешки,
пирамидки, башенки).
В
русской народной педагогике
имеются дидактические игры и
игрушки, предназначенные для
детей разных возрастов: от раннего
до школьного. Они входят в жизнь ребенка
очень рано - на первом году жизни. Мать,
играя с ребенком 7-9 мес. От роду, привлекает
его внимание к окружающим предметам,
учит первым игровым действиям. Так, слушая
«Сороку-белобоку», малыш перебирает пальчики
своей руки, поднимает ручки к голове.
А 2-летний малыш, охотно включается в игру
перекличку, учится говорить, участвовать
в диалоге, приобретает первые конкретные
представления о нормах поведения. Простые
рифмованные тексты, которые вызывают
у слушающих желание их проговаривать,
стимулируют несложные игровые действия,
создают у малыша радостное настроение,
удовлетворяют потребность в активном
познании окружающего мира. Для детей
постарше русская народная педагогика
предназначает дидактические игры, в которых
заложена возможное развитие активности,
сноровки, инициативы, смекалки. Здесь
находят выражение присущая дошкольникам
потребность в движении, в общении со сверстниками,
заключается обильная пища для работы
ума, воображения.
С течением
времени народные игры подвергаются
изменениям, которые вносят сами
дети (обновляют содержание, усложняют
правила, используют другой игровой материал).
Варианты игр творят педагоги-практики.
Опираясь на идеи, заложенные в народных
играх, ученые создают новые дидактические
игры, предлагают целую систему таких
игр.
- Дидактические
игры в педагогических
системах.
Традиция
широкого использования дидактических
игр в целях воспитания и
обучения детей, сложившаяся в
педагогике, получила свое развитие
в трудах ученых и практической
деятельности многих педагогов.
По существу, в каждой педагогической
системе дошкольного воспитания
дидактические игры занимали
и занимают особое место.
Автор
одной из первых педагогических
систем дошкольного воспитания
Фридрих Фребель был убежден, что задача
первоначального образования состоит
не в учении в обыкновенном смысле этого
слова, а в организации игры. Оставаясь
игрой, она должна быть пронизана уроком.
Ф.Фребель разработал систему дидактических
игр, которая представляет собой основу
воспитательно-образовательной работы
с детьми в детском саду. В эту систему
вошли дидактические игры с разными игрушками,
материалами (мячом, кубиками, шарами,
цилиндрами и пр.), расположенные строго
последовательно по принципу возрастающей
сложности обучающих задач и игровых действий.
Обязательным элементом большинства дидактических
игр были стихи, песни, присказки, написанные
Ф.Фребелем и его учениками с целью усиления
обучающего воздействия игр. Сам Ф.Фребель,
его ученики и последователи сначала в
Германии, а затеи и в других странах высоко
оценивали предложенную им систему дидактических
игр. Но жесткая регламентированность
деятельности ребенка, усвоение знаний
в ущерб занимательности; методика проведения
игр, основанная на подражании детей действиям,
словам воспитателя, - все это вызывало
критические замечания известных педагогов,
познакомившихся с работой фребельских
детских садов.
Неоднозначную
оценку получила и другая всемирно
известная система дидактических
игр, автором которой является
Мария Монтессори. По определению места
игры в образовательном процессе детского
сада М.Монтессори близка к позиции Ф Фребеля:
игра должна быть обучающей, в противном
случае это «пустая игра», не оказывающая
влияние на развитие ребенка. Для обучающих
игр-занятий она создала интересные дидактические
материалы для сенсорного воспитания.
Эти материалы были устроены так, что ребенок
мог самостоятельно обнаружить и исправить
свои ошибки, развивая при этом волю и
терпение, наблюдательность и самодисциплину,
приобретая знания и, самое главное, упражняя
свою активность.
Автор
одной из первых отечественных
педагогических систем дошкольного
воспитания Е.И.Тихеева заявила
о новом подходе к дидактическим
играм. По мнению Тихеевой, они
являются лишь одним из компонентов
воспитательно-образовательной работы
с детьми наряду с чтением,
беседой, рисованием, пением, гимнастикой,
трудом. Эффективность дидактических
игр в воспитании и обучении
детей Е.И.Тихеева напрямую ставила
в зависимость от того, насколько
они созвучны интересам ребенка,
доставляет ему радость, позволяет
проявить свою активность, самостоятельность.
Решение ряда задач потребовало
изменения содержания игр, расширения
арсенала дидактических материалов
(настольно-печатные игры, дидактическая
кукла, предметы быта и др.).
В советской
педагогике система дидактических
игр была создана в 60-е гг.
в связи с разработкой теории
сенсорного воспитания .Ее авторами
являются известные педагоги и психологи:
Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др.
В последнее время поиски ученых идут
в направлении создания серии игр полноценного
развития детского интеллекта .В таких
играх часто нет фиксированных правил,
напротив, дети становятся перед необходимостью
выбора способов решения задачи. Авторы
чаще называют предлагаемые игры развивающими,
а не дидактическими.
3.Сущность
дидактических игр.
Дидактические
игры – это игры обучающие. Их основное
назначение – способствовать усвоению
и закреплению у детей знаний, умений,
навыков, развитию умственных способностей.
Каждая
дидактическая игра имеет дидактическую
задачу, игровые действия, игровые
правила.
Дидактические
игры в педагогическом процессе
имеют двоякую роль: во-первых, они являются
методом обучения, во-вторых, самостоятельной
игровой деятельностью. В качестве первого
они широко используются на занятиях по
ознакомлению детей с окружающим, с живой
природой, по формированию элементарных
математических представлений, развитию
речи, музыкальных в целях обучения детей
определенным способам умственных действий,
систематизации, уточнения и закрепление
знаний. При этом содержание игры и ее
правила подчинены воспитательно-образовательным
задачам, выдвигаемым конкретными программными
требованиями того или иного вида занятий.
Инициатива в выборе и проведении игры
принадлежит в этом случае воспитателю.
Как самостоятельная игровая деятельность
они проводятся во внеучебное время.
В обоих
случаях педагог руководит дидактическими
играми, но его роль различна.
Если на занятиях он учит
детей, как надо играть, знакомит
с правилами и игровыми действиями,
то в самостоятельных играх
воспитанников он участвует в
качестве партнера или арбитра,
следит за их взаимоотношениями,
оценивает поведение.
В руководстве
играми следует выделить 3 этапа:
подготовка игры, ее проведение,
анализ результатов. В подготовку
игры входит следующее: отбор
игры в соответствии с задачами
воспитания и обучения в конкретной
возрастной группе, с учетом времени
проведения ( в часы занятий или во
внеучебное время ), места ( в групповой
комнате, на участке, на прогулке и пр.
); определение количества участников
( вся группа, небольшая подгруппа, один
ребенок ).
В подготовку
к игре входит также отбор
необходимого дидактического материала
( пособий, игрушек, картинок, природного
материала ). Воспитатель предварительно
должен изучить, осмыслить весь ход игры,
ее правила, методы руководства и свою
роль.
Игра
проходит успешно в том случае,
если к ней хорошо подготовлены
дети. Надо позаботиться, чтобы у
них имелись знания, преставления
о предметах, явлениях окружающей
жизни, необходимые для решения
игровой задачи.
Если
воспитатель тщательно подготовится
к игре, то само ее проведение
не вызовет затруднений. Но
и здесь надо учитывать следующее:
начинать объяснения игры надо
с ознакомления детей с ее
содержанием, с дидактическим
материалом, который будет использован
( предметами, картинками ), после чего
четко излагаются правила игры и описание
игровых действий.
В любой
дидактической игре обязательно
должны быть как игровые правила,
так и игровые действия. Если
одно из этих условий отсутствует,
она превращается в игровой упражнение.
Поэтому после объяснения правил игры
следует показать, как они выполняются,
и закрепить знания с детьми.
Мера
участия воспитателя в игре
определяется возрастом детей,
уровнем их подготовки, сложностью
дидактической задачи и игровых
правил. Участвуя в игре, педагог
направляет действия воспитанников
советами, вопросами, напоминаниями,
непосредственным показом.
Подведение
итогов игры – ответственный
момент в руководстве ею. Воспитатель
отмечает тех, кто хорошо выполнял
правила, помогал товарищам, был
активен, честен.
Анализ
игры должен быть направлен
на выявление эффективных приемов
ее проведения, а также допущенных
ошибок ( что не получилось и почему
). Такой анализ помогает совершенствовать
подготовку и ход игры. Кроме того,
всесторонний анализ проведенной игры
позволяет выявить индивидуальные особенности
в поведении и характере детей и , значит,
правильно организовать работу с ними.
4.
Особенности организации
и проведения
дидактических игр
в разных возрастных
группах.
Младший возраст.
При руководстве
играми детей 3-4 лет воспитателю
необходимо знать, что на 4-м
году жизни ребенок становится
активнее, а действие его - сложнее
и многообразнее; возрастает и
стремление утвердиться (Я –
сам!). Но внимание малыша еще
неустойчивое, он быстро отвлекается.
Решение же задачи в дидактической
игре требует от него большей,
чем в других играх . устойчивости
внимания, усиленной мыслительной деятельности.
Отсюда для маленького ребенка возникают
известные трудности. Преодолеть их можно
через занимательность, использование
разнообразных игровых приемов, игрушек,
повышающих у детей интерес к решению
дидактических задач. Важное значение
имеет сочетание в игре умственной задачи
с активными действиями и движениями самого
ребенка. Занимательность игры возрастает,
если в нее включатся элементы загадочности:
что-то лежит в красивой коробке, кто-то
постучал в дверь, кто-то играет на инструменте
за ширмой и др.
Известные
детям игры становятся более
интересными, если в их содержание
вносится что-то новое, более
сложное, требующие активной умственной
работы. Поэтому игры рекомендуется
повторять в разных вариантах
с постепенным усложнением.
Для детей
4-го года жизни характерно
преобладание чувственного познания
окружающего мира. Учитывая это,
воспитатель подбирает такой
дидактический материал, чтобы дети
могли его обследовать, чтобы
каждый ребенок мог с ним
активно действовать, играть.
Детям
младшего возраста воспитатель
объясняет правила по ходу
игры. Для того, чтобы игра проходила
успешнее, надо обязательно познакомить
детей с предметами, которые будут использованы,
с их свойствами, с изображениями на картинках.
Если в игре должно прозвучать стихотворение,
воспитатель заучивает его наизусть.
При подведении
итогов отмечаются, как правило,
только положительные стороны:
играли дружно, научились делать
( указать конкретно что ), убрали на место
игрушки. Необходимо настраивать малышей
на предстоящую игру: «Сегодня мы хорошо
играли с куклой Катей. А в следующий раз
у нас в гостях будет «чудесный мешочек».
Мы будем отгадывать, что в нем». Целесообразно
предложить потом детям игрушки, которые
использовались в дидактической игре.
Это вызовет у малышей интерес к игре и
желание участвовать в ней еще.