Дидактические игры дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры.

Работа содержит 1 файл

кр по педагогике.docx

— 30.92 Кб (Скачать)
  1. Народные  корни дидактической  игры. 

    Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры.

    В содержании дидактических игр  и игрушек отразились особенности  национального характера, природы,  истории, труда, быта того или  иного народа. Но можно проследить  и нечто общее, свойственное  всем дидактическим играм и  игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара  они возникли. В них отчетливо  прослеживается сложившийся в  представлениях разных народов  взгляд на ребенка как на  существо, которое нуждается для  своего полноценного развития  в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально  окрашенном общении с окружающими  близкими ему людьми, в активных  действиях, движениях, позволяющих  раскрыться, проявить себя. С полным  основанием можно считать народные  дидактические игры воплощением  гуманного, уважительного, бережного  отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.

    Народные дидактические игры  обеспечивают взаимосвязь воспитательного  и обучающего воздействия с  учетом возрастных психофизиологических  особенностей ребенка. Для народных  дидактических игр характерно  четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное  содержание, воплощенное в игровой  форме, образности, динамичности  игровых действий. Содержание игры  событийно, т.е. отражает какой-либо  случай, происшествие, вызывающее определенный  эмоциональный отклик у ребенка  и обогащающее его социальный  опыт.

   Классикой русской народной педагогики  стали такие дидактические игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Краски» и многие другие. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений, формирование представлений о цвете и величине, форме, пространственном расположении предметов (бирюльки, бочонки, яйца, конусы, матрешки, пирамидки, башенки).   

    В  русской народной педагогике  имеются дидактические игры и  игрушки, предназначенные для  детей разных возрастов: от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребенка очень рано - на первом году жизни. Мать, играя с ребенком 7-9 мес. От роду, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит первым игровым действиям. Так, слушая «Сороку-белобоку», малыш перебирает пальчики своей руки, поднимает ручки к голове. А 2-летний малыш, охотно включается в игру перекличку, учится говорить, участвовать в диалоге, приобретает первые конкретные представления о нормах поведения. Простые рифмованные тексты, которые вызывают у слушающих желание их проговаривать, стимулируют несложные игровые действия, создают у малыша радостное настроение, удовлетворяют потребность в активном познании окружающего мира. Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможное развитие активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находят выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума, воображения.

   С течением  времени народные игры подвергаются  изменениям, которые вносят сами  дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют другой игровой материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предлагают целую систему таких игр.

  1. Дидактические игры в педагогических системах.

   Традиция  широкого использования  дидактических  игр в целях воспитания и  обучения детей, сложившаяся в  педагогике, получила свое развитие  в трудах ученых  и практической  деятельности многих педагогов.  По существу, в каждой педагогической  системе дошкольного воспитания  дидактические игры занимали  и занимают особое место. 

   Автор  одной из первых педагогических  систем дошкольного воспитания  Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф.Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, присказки, написанные  Ф.Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр. Сам Ф.Фребель, его ученики и последователи сначала в Германии, а затеи и в других странах высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность  деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам воспитателя, - все это вызывало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребельских детских садов.

    Неоднозначную  оценку получила и другая всемирно  известная система дидактических  игр, автором которой является  Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М.Монтессори близка к позиции Ф Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.

   Автор  одной из первых отечественных  педагогических систем дошкольного  воспитания Е.И.Тихеева заявила  о новом подходе к дидактическим  играм. По мнению Тихеевой, они  являются лишь одним из компонентов  воспитательно-образовательной работы  с детьми наряду с чтением,  беседой, рисованием, пением, гимнастикой,  трудом. Эффективность дидактических  игр в воспитании и обучении  детей Е.И.Тихеева напрямую ставила  в зависимость от того, насколько  они созвучны интересам ребенка,  доставляет ему радость, позволяет  проявить свою активность, самостоятельность.  Решение ряда задач потребовало  изменения содержания игр, расширения  арсенала дидактических материалов (настольно-печатные игры, дидактическая  кукла, предметы быта и др.).

   В советской  педагогике система дидактических  игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории  сенсорного воспитания .Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др. В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр полноценного развития детского интеллекта .В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети становятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не дидактическими.

    
 

   3.Сущность дидактических игр.

   Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.

   Каждая  дидактическая игра имеет дидактическую  задачу, игровые действия, игровые  правила.

   Дидактические  игры в педагогическом процессе  имеют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых, самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, музыкальных в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепление знаний. При этом содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежит в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.

   В обоих  случаях педагог руководит дидактическими  играми, но его роль различна. Если на занятиях он учит  детей, как надо играть, знакомит  с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх  воспитанников он участвует в  качестве партнера или арбитра,  следит за их взаимоотношениями,  оценивает поведение.

   В руководстве  играми следует выделить 3 этапа:  подготовка игры, ее проведение, анализ результатов. В подготовку  игры входит следующее: отбор  игры в соответствии с задачами  воспитания и обучения в конкретной  возрастной группе, с учетом времени  проведения  ( в часы занятий или во внеучебное время ), места ( в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр. ); определение количества участников ( вся группа, небольшая подгруппа, один ребенок ).

   В подготовку  к игре входит также отбор  необходимого дидактического материала  ( пособий, игрушек, картинок, природного материала ). Воспитатель предварительно должен изучить, осмыслить весь ход игры, ее правила, методы руководства и свою роль.

   Игра  проходит успешно в том случае, если к ней хорошо подготовлены  дети. Надо позаботиться, чтобы у  них имелись знания, преставления  о предметах, явлениях окружающей  жизни, необходимые для решения  игровой задачи.

   Если  воспитатель тщательно подготовится  к игре, то само ее проведение  не вызовет затруднений. Но  и здесь надо учитывать следующее:  начинать объяснения игры надо  с ознакомления детей с ее  содержанием, с дидактическим  материалом, который будет использован  ( предметами, картинками ), после чего четко излагаются правила игры и описание игровых действий.

   В любой  дидактической игре обязательно  должны быть как игровые правила,  так и игровые действия. Если  одно из этих условий отсутствует,  она превращается в игровой упражнение. Поэтому после объяснения правил игры следует показать, как они выполняются, и закрепить знания с детьми.

   Мера  участия воспитателя в игре  определяется возрастом детей,  уровнем их подготовки, сложностью  дидактической задачи и игровых  правил. Участвуя в игре, педагог  направляет действия воспитанников  советами, вопросами, напоминаниями,  непосредственным показом.

   Подведение  итогов игры – ответственный  момент в руководстве ею. Воспитатель  отмечает тех, кто хорошо выполнял  правила, помогал товарищам, был  активен, честен.

   Анализ  игры должен быть направлен  на выявление эффективных приемов  ее проведения, а также допущенных  ошибок ( что не получилось и почему ). Такой анализ помогает совершенствовать подготовку и ход  игры. Кроме того, всесторонний анализ проведенной игры позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и , значит, правильно организовать работу с ними. 

4. Особенности организации  и проведения  дидактических игр  в разных возрастных  группах.

Младший возраст.

   При руководстве  играми детей 3-4 лет воспитателю  необходимо знать, что на 4-м  году жизни ребенок становится  активнее, а действие его - сложнее  и многообразнее; возрастает и  стремление утвердиться (Я –  сам!). Но внимание малыша еще  неустойчивое, он быстро отвлекается.  Решение же задачи в дидактической  игре требует  от него большей,  чем в других играх . устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность, использование разнообразных игровых приемов, игрушек, повышающих  у детей интерес к решению дидактических задач. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Занимательность игры возрастает, если в нее включатся элементы загадочности: что-то лежит в красивой коробке, кто-то постучал в дверь, кто-то играет на инструменте за ширмой и др.

   Известные  детям игры становятся более  интересными, если в их содержание  вносится что-то новое, более  сложное, требующие активной умственной  работы. Поэтому игры рекомендуется  повторять в разных вариантах  с постепенным усложнением.

   Для детей  4-го года жизни характерно  преобладание чувственного познания  окружающего мира. Учитывая это,  воспитатель подбирает такой  дидактический материал, чтобы дети  могли его обследовать, чтобы  каждый ребенок мог с ним  активно действовать, играть.

   Детям  младшего возраста воспитатель  объясняет правила по ходу  игры. Для того, чтобы игра проходила успешнее, надо обязательно познакомить детей с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, с изображениями на картинках. Если в игре должно прозвучать стихотворение, воспитатель заучивает его наизусть.

   При подведении  итогов отмечаются, как правило,  только положительные стороны:  играли дружно, научились делать  ( указать конкретно что ), убрали на место игрушки. Необходимо настраивать малышей на предстоящую игру: «Сегодня мы хорошо играли с куклой Катей. А в следующий раз у нас в гостях будет «чудесный мешочек». Мы будем отгадывать, что в нем». Целесообразно предложить потом детям игрушки, которые использовались в дидактической игре. Это вызовет у малышей интерес к игре и желание участвовать в ней еще.

Информация о работе Дидактические игры дошкольников