Умственное развитие дошкольников в процессе дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения эффективности использования дидактических игр в целях умственного развития ребенка.
Цель работы: изучить особенности организации дидактических игр, способствующих умственному развитию дошкольников.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования умственного развития дошкольников в процессе дидактических игр
1.1. Особенности формирования умственного развития ребенка
в период дошкольного детства
1.2. Применение дидактических игр в умственном развитии детей
Выводы по 1 главе
Глава 2. Методические рекомендации по организации дидактических игр, способствующих умственному развитию дошкольников
2.1. Руководство дидактическими играми в детском саду
2.2. Система дидактических игр, способствующих умственному
развитию детей в период дошкольного возраста
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленка, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, которых учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушки, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.). Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, и это обуславливает ее развивающий эффект.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов: развивается произвольное поведение, внимание и память. Игра оказывает большое влияние и на творческое развитие дошкольника. Действуя с предметами заместителями, ребенок начинает оперировать в условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях.

Игра всегда подразумевает общение и взаимодействие между партнерами или группами партнеров, которые свободны в своем творческом самовыражении. В игре ребенок совершенно свободен и поэтому не копирует поведение людей, а вносит даже в подражательные действия нечто свое оригинальное и неповторимое.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению, являющимся одним из важнейших новообразований дошкольного возраста.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который активизирует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребенок.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное)

Дидактическая игра используется как средство для развития творческих способностей детей. Дидактически игры развивают речь детей. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, и игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет» Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность к продуктивному воображению [25,c.32].

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств творческой активности.

Дидактические игры можно условно разделить на несколько стадий активности.

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре беседа, загадки, считалки напоминание о понравившейся игре.

Во второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладывается основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий.

Рассмотрим игру как средство развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вливается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность. Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Представим себе, девочки играют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму. Настя - властно командует детьми, покрикивает на своего мужа. Если мы сравним чувства, испытываемые в играх "мамами" действия и способы общения, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры на формировании характера, отношения к окружающей жизни.

Н.К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности; путем игры можно воспитать зверя, а можно - прекрасного человека, нужного обществу. С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой - необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой "школой", средством развития и обучения. Сделать игру средством развития, значит, повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Взрослым важно реализовать воспитательные возможности игры так, чтобы не нарушить естественный ход игры, не лишать ее "души" замечанием, нотацией, просто неосторожным словом [12,c.23].

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, на основе которой осуществлялась воспитательная работа в детской саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано много разных видов игр.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержатся в работах А.П. Усовой. По мнению Усовой воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих, умело их направлять. Как форма организации жизни и деятельности детей, игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности.

Т.о. педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре [18,c.27].


Выводы по 1 главе

 

В педагогической науке существует множество подходов к проблеме развития детей в период дошкольного возраста. В широком педагогическом смысле развитие – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Запорожец А.В., Гальперин П.Я., Усова А.П. рассматривают умственное развитие как планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности. Умственное развитие ребенка, по мнению А.Н.Леонтьева, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

На наш взгляд одним из средств умственного развития ребенка в период дошкольного возраста является дидактическая игра, в которой проявляются, формируются умственные способности ребенка — возможность управлять обстоятельствами, создаваемыми ходом игры. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного учения — ребенок учится играя. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.


Глава 2. Методические рекомендации по организации дидактических игр, способствующих умственному развитию дошкольников

 

2.1 Руководство дидактическими играми в детском саду

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются:

                  Обучающая и воспитывающая задача

                  Игровые правила

                  Игровые действия.

Следует обратить внимание на то, что в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры воспитателем.

При руководстве дидактическими играми детей 3-х лет воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!» Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него больших, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении.

Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности. Например, воспитатель вносит коробку, на которой нарисованы овощи, рассматривает ее с детьми, а затем говорит: «Догадайтесь, дети, что в этой коробке».

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

При проведении дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Например, в игре «Собери правильно пирамидку» воспитатель объясняет правило при сборке игрушки.

При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

Педагог должен подготовить детей к игре: познакомить их с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, изображениями на картинках. Подводя итоги игры, воспитатель, как правило, отмечает только положительные стороны.

Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые находились в «мешочке», о которых рассказывали дети во время игры.

Игры для малышей построены таким образом, чтобы в течение 15-20 минут все дети активно действовали. Это обеспечивается также и раздаточным материалом, которого должно хватать на всех. Подготовка к игре обычно отнимает много времени, но это необходимо для вовлечения в игру всех детей.

Если взять возраст детей от 6 до 7 лет, то мы увидим разницу игр детей младшего возраста и игр детей подготовительной к школе группы.

Особенности умственного развития детей 7 года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения. Шестилетние дети проявляют большой интерес к учению, желание учиться в школе.

Но и в обучении, воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет большое значение. Об этом свидетельствует и многолетний опыт работы с шестилетними детьми, описанный Ш.А. Амонашвили в его интересной книге «Здравствуйте, дети!» и научные исследования в этой области.

Руководя дидактическими играми детей шести лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воля.

Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях с целью усвоения определенных способов умственных действий для систематизации, уточнения знаний детей. Здесь инициатива в выборе и в проведении игры принадлежит самому воспитателю. Содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.

Информация о работе Умственное развитие дошкольников в процессе дидактических игр