Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа
Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения эффективности использования дидактических игр в целях умственного развития ребенка.
Цель работы: изучить особенности организации дидактических игр, способствующих умственному развитию дошкольников.
Глава 1. Теоретические основы исследования умственного развития дошкольников в процессе дидактических игр
1.1. Особенности формирования умственного развития ребенка
в период дошкольного детства
1.2. Применение дидактических игр в умственном развитии детей
Выводы по 1 главе
Глава 2. Методические рекомендации по организации дидактических игр, способствующих умственному развитию дошкольников
2.1. Руководство дидактическими играми в детском саду
2.2. Система дидактических игр, способствующих умственному
развитию детей в период дошкольного возраста
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие и, как следствие, воспитывает его.
Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. И если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не значит, что этих воздействий нет. Дети, как губка, впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу можно заметить последствия этого. Особенности психологического развития во многом определяет как стихийное, так и специально организованное обучение и развитие. Правильно организованное обучение и развитие способствует нормальному психологическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психологические качества и свойства личности, т.е психологическое развитие ребенка происходит в процессе обучения.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психологического развития всестороннего развития дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большие значения в его жизни имеет чувствительный опыт.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой развития и обучения.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях развития и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекает ее в занимательную для детей форму.
Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения эффективности использования дидактических игр в целях умственного развития ребенка.
Цель работы: изучить особенности организации дидактических игр, способствующих умственному развитию дошкольников.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство умственного развития ребенка.
Гипотеза исследования: процесс умственного развития ребенка будет наиболее эффективнее, если:
1 – он будет носить системный и целостный характер;
2 – будут учтены возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.
Задачи исследования:
1 – рассмотреть современные подходы к проблеме умственного развития в психолого-педагогических исследованиях;
2 – показать влияние дидактических игр на умственное развитие дошкольников;
3 – разработать методические рекомендации по организации дидактических игр, способствующих умственному развитию детей дошкольного возраста.
Методы исследования: содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, наблюдение.
Умственное развитие ребенка в период дошкольного возраста осуществляется в разнообразных видах деятельности. Главная роль принадлежит обучению на занятиях, в дидактической игре, в упражнениях с дидактическими пособиями.
Обучение детей дошкольного возраста является изустным, докнижным, и в этом его особенность. Один из замечательных русских педагогов первой половины прошлого столетия — В.Ф. Одоевский указывал, что в ранние годы ребенок усваивает «науку до науки», познавая огромное количество фактов, первичных, конкретных сведений, входящих в состав разнообразных областей знаний.
При правильной организации педагогического процесса обучение приводит не только к усвоению детьми знаний, умений, навыков, но и к формированию мыслительных процессов, развитию умственных способностей ребенка. Конечно, многое ребенок может усвоить в процессе непосредственного восприятия жизненных явлений, в порядке личного опыта. Но полученные таким образом знания часто бывают ошибочными, случайными, мало содействуют умственному развитию. Наиболее эффективно усвоение детьми первых представлений, знаний об окружающем происходит под руководством взрослых в процессе целенаправленного обучения, а не путем самообучения.
Содержание умственного развития в процессе обучения на занятиях определено «Программой развития в детском саду». Она разработана применительно к разным возрастным группам и отражает систему ознакомления детей с окружающей жизнью, объем и содержание первоначальных сведений, знаний, умений и навыков, которые должны усвоить дети.
Руководящая роль на занятиях принадлежит воспитателю: он знакомит детей с окружающей жизнью, дает первоначальные знания, учит способам умственной деятельности, развивает активность детей в усвоении знаний. Правильное сочетание на занятиях руководства воспитателя и активности самих детей—одно из важных условий обучения. Обучение в детском саду должно быть серьезным и вместе с тем занимательным, интересным.
Умственное развитие на занятиях в детском саду осуществляется в соответствии с основными требованиями дидактики. Прежде всего, оно строится с учетом доступности познавательного содержания для детей, их развивающихся умственных способностей [6,с.17]. Таким образом, обучение ориентируется не только на то, что детям доступно в данное время, но и на то, что дети могут усвоить, чем овладевают в ближайшее время. Это обеспечивает преемственность и перспективность развития содержания и организации самого процесса, умственного развития и обучения.
В воспитании и обучении детей необходима не только взаимосвязь одних знаний с другими, но и их система — последовательное расширение и углубление знаний и способов умственной деятельности. Если представления не составляют систематизированных знаний, а остаются разрозненными, их обобщение затруднено, ребенок не может самостоятельно «распоряжаться знаниями», применять их в разных условиях.
В процессе обучения воспитатель дает систематизированные знания и раскрывает доступные пониманию детей связи между явлениями. В младших группах эти связи еще основаны на конкретных явлениях, на внешних, очевидных признаках, которые дети воспринимают непосредственно: светит солнце — значит, тепло, на домах красные флаги — скоро праздник. Старших детей воспитатель знакомит с системами знаний, позволяющими понимать сложные явления. Сообщая знания о домашних и диких животных, их внешнем виде, питании, средствах защиты и т. д., воспитатель подводит детей к пониманию единства и многообразия в природе. Знакомя с процессом развития растения, воспитатель дает систематизированные знания об условиях его роста, цветения, плодоношения.
Важным требованием обучения является последовательность предлагаемого детям содержания и способов умственной деятельности. Последовательность предусматривает переход от простого к более сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, что и обеспечивает движение ребенка от незнания к знанию, от неполного знания к более полному.
Умственное развитие и обучение только тогда дают положительные результаты, позволяющие переводить детей с одной ступени на другую, когда развитие знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности представляет непрерывно развивающийся процесс.
Последовательность, системность способствуют сознательности, осознанности в усвоении знаний, умений, навыков, в формировании отношений, мотивов умственной деятельности детей [5,c.13].
Воспитатель обращается к сознанию ребенка каждый раз, когда выдвигает перед ним ту или иную познавательную задачу. При обучении на занятиях задача — содержание умственной деятельности—ставится перед детьми открыто. Вопросы воспитателя направлены на побуждение детей к активной умственной деятельности, к проектированию в уме, в представлении: что, как и для кого они будут делать. Воспитатель учит детей думать, искать правильное решение, высказывать и отстаивать его, приучает к осознанности действий.
В обучении детей на занятиях большое значение имеет наглядность обучения в сочетании со словом. К.Д. Ушинский придавал огромное значение наглядности обучения и считал, что нельзя научить ребенка думать, делать верные суждения, не научив его прежде наблюдать, сравнивать, выявлять существенные связи. Наглядное обучение формирует у детей образное мышление и на основе сравнения предметов и явлений по их признакам, выявления связей между предметами содействует развитию логического мышления.
Наглядность оживляет процесс обучения, возбуждает интерес детей к усвоению знаний. В детских садах на занятиях используется:
естественная, натуральная наглядность, когда воспитатель показывает детям реальные предметы или объекты (фрукты, овощи, злаки, животных и т. д.);
изобразительная наглядность, когда детям показывают объемные изображения (чучела птиц, животных, муляжи овощей, фруктов, модели манит и др.);
плоскостная наглядность в виде картин, фотографий, простых технических рисунков.
В целях активизации процесса усвоения знаний воспитатель не дает их готовыми. Привлекая внимание детей к тем или иным признакам, он руководит процессом наблюдения так, чтобы знания о признаках предмета были добыты самими детьми. В дальнейшем, используя добытые знания, воспитатель учит детей выявлению связей между предметами, явлениями. Наглядность не только активизирует процесс — она и конкретизирует его содержание. Одностороннее увлечение наглядностью, использование ее лишь для обогащения запаса конкретных представлений и возбуждения интереса детей не только не полезно, но может быть и вредным, так как не содействует развитию их мышления, оставляя детей лишь пассивными зрителями.
Развитие активности и самостоятельности детей на занятиях— важнейшее требование дидактики и обязательное условие умственного развития в процессе обучения. Активно участвуя в выполнении поставленной задачи, в обдумывании способов выполнения, в проектировании результата, на занятии дети как бы сотрудничают с воспитателем.
Задачей и содержанием одних занятий является расширение конкретных представлений детей, обучение их простым способам умственной деятельности (восприятия, наблюдения, сравнения, отождествления). На таких занятиях значительная роль отводится наглядности, показу образца. На других занятиях педагог ставит более сложные познавательные задачи, например, выделить существенные признаки, Соотношение частей, рассмотреть разные по содержанию предметы, выявить их общие и различные свойства, признаки, сгруппировать их. На основе детального анализа делается обобщение и определение словом-понятием.
Занятия в группе должны быть организованы так, чтобы дети могли видеть предмет или явление наиболее полно и содержание занятия захватывало не только ум, но и чувства, побуждало их к действиям. Совсем не обязательно занятия в группе всегда проводить за столом. Пусть дети научатся целесообразно и свободно двигаться, приближать предмет или явление к себе и самим приближаться к предмету [6,c.27].
Для активизации умственной деятельности детей нужно развивать живое общение педагога с детьми и детей между собой. Воспитатель задает детям вопросы, побуждает их припомнить, подумать, мысленно сравнить, прежде чем ответить на тот или иной вопрос. Он поощряет инициативу, умные решения, вопросы детей, радуется, когда дети, развивая ту или иную мысль, дополняют друг друга, ищут и находят обобщающий вывод.
Информация о работе Умственное развитие дошкольников в процессе дидактических игр