Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:56, реферат
Одной из особенностей подросткового возраста является личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Чем больше потребностей не реализовано, не удовлетворено, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, будет возрастать тревожность и неуверенность в себе, при этом возникает риск попадания в девиантную группу.
Участники
рисуют на листах бумаги свою руку и
вписывают внутри контура свои ответы
на вопросы. Затем листы вывешиваются
и всем участникам предлагается, время
для знакомства с ответами друг друга.
Обсуждают и прощаются до новых встреч!
Занятие 6.
Упражнение «Индеец Джо»
Цель: отработка
навыков ведения дискуссии, развитие
умения высказывать и защищать свою
точку зрения.
Участникам тренинга
зачитывается следующая задачка: «Индеец
Джо купил лошадь за 6 долларов. Затем
продал ее за 7, занял у соседа один
доллар и купил другую лошадь за 8 долларов.
Потом продал ее за 9 долларов. Какова прибыль
индейца Джо?»
Ребята должны
посчитать прибыль и доказать,
что их ответ правилен. Упражнение
помогает научиться убеждать другого
человека, отстаивать свою точку зрения.
Упражнение «Конфликтная ситуация»
Цель: создание различных моделей поведения в конфликте, снятие тревожности, связанной с конфликтной ситуацией.
Работа в парах: А – вахтер в общежитии, В – посетитель. В пришел к другу, очень хочет пройти, А его не пускает.
Задача А – быть непреклонным: «Ни за что не пропущу!»
Задача В – пройти обязательно через вахту.
Парам дается две минуты на диалог.
Обсуждение: какими способами пользовались те, кто прошел? (обман, подкуп, вошел в доверие, подружился с вахтером)
Почему не удалось договориться тем, кто не прошел?
Резюме: Спор часто
выходит из-под контроля (как на
эскалаторе, став на который вы уже
не можете сойти с него).
Упражнение «Конфликтный эскалатор»
Цель: Осознание собственного поведения в конфликте, отработка способов приостановления конфликта и выхода из него.
Рисуем конфликтный эскалатор в виде ступенек лестницы.
– Назовите фразу, с которой может начаться спор. Пишем ее на первой ступени эскалатора.
– Какой типичный ответ последует за этой фразой? Какой фразой ответят?
– Как можно
заставить эскалатор двигаться
в обратную сторону?
Упражнение «Поведение в конфликте»
Цель: отработка различных моделей поведения в конфликтной ситуации, выработка уверенного стиля поведения
Разыгрывают ситуации:
• Учитель и не готовый к ответу ученик
• Грубый продавец и покупатель
• Контролер в транспорте и «заяц»
• Секретарь в учреждении и человек, пришедший за справкой»
Обсуждение: выйдите из ролей и дайте оценку поведения своего героя – каким он был: – решительным
– уверенным
– неуверенным, пассивным
– агрессивным
Резюме: не нужно
избегать конфликтов, так как нерешенный
конфликт – источник новых проблем,
надо уметь вести себя достойно в
конфликте, чтобы не обидеть другого,
но и не чувствовать себя обиженным.
Прощание. Упражнение «Свеча»
Психолог. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было приятно с вами работать.
А сейчас
я зажгу свечу, и все мы будем
по очереди передавать ее друг другу
и говорить спасибо за совместную
работу.
Занятие 7
Упражнение «Подари камешек»
Ведущий предлагает участникам взять из коробки по одному или два камешка и подарить тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый...»
Тем подросткам,
которым ничего не досталось, камешки
дарит ведущий, обязательно отмечая при
этом лучшие качества каждого, которому
он делает подарок.
Упражнение «Я расту»
Участники в кругу садятся на корточки, голову сгибают к коленям, обхватывают ее руками. С определенного момента они начинают «расти».
Психолог. Представьте себе, что вы – маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счет: на каждый счет добавляйте следующую стадию вашего роста. Постарайтесь вырасти до счета «восемь», а на счет «девять» и «десять» постарайтесь еще подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать еще выше.
После окончания упражнения участники садятся на стул и максимально расслабляются.
Подведение итогов
Ведущий еще раз обобщает теоретический и практический материал, данный по ходу тренинга. Разбирает вместе с участниками группы их впечатления от занятий, отвечает на вопросы, подводит итоги совместной работы.
Можно
провести рефлексивную технологию.
Упражнение «Ресторан»
На доске
приклеивается картина «Повар»
и вопрос «Насытились?» с ответами,
выполненными на отдельных карточках:
— Насытились?
— Я съел бы еще этого...
— Больше всего мне понравилось...
— Я почти переварил...
— Этот ресторан...
— Я переел...
— Пожалуйста,
добавьте...
Прощание. Упражнение «Свеча».
Психолог. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было приятно с вами работать.
А сейчас
я зажгу свечу, и все мы будем
по очереди передавать ее друг другу
и говорить спасибо за совместную
работу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грачева
Л.В. Тренинг внутренней
2. Козлов
Н.И. Как относиться к себе
и людям: Практическая
3. Малкина-Пых
И.Г. Возрастные кризисы:
4. Прутченков
А.С. Тренинг личностного
5. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М.: Новая школа, 1993.