Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:36, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении методов, приёмов и форм контроля в контексте учебных занятий по праву.
Объектом исследования является контроль на учебных занятиях, а его предметом – методы, формы и приёмы контроля на занятиях по праву.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации контроля на учебных занятиях 5
1.1. Понятие, цели функции контроля 5
1.2. Формы и виды контроля 12
1.3. Принципы организации контроля 17
1.4. Средства осуществления контроля 25
1.5. Тестовый контроль и индивидуализация обучения 29
Глава 2. Практическая организация контроля по правовым дисциплинам 33
2.1. Разработка различных форм контроля для поурочно-тематического планирования 33
2.2. Анализ предложенных форм и методов контроля 43
Заключение 46
Список литературы 48
Содержание
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно больший объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.
Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции: поскольку проверочные задания аналогичны обучающим, постольку сохраняются и функции обучения. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля.
Итак, темой нашего исследования является организация контроля на учебных занятиях по праву.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы заключается в роли самого контроля, поскольку он является определяющим для построения дальнейшей работы учителя.
Цель исследования состоит в изучении методов, приёмов и форм контроля в контексте учебных занятий по праву.
Объектом исследования является контроль на учебных занятиях, а его предметом – методы, формы и приёмы контроля на занятиях по праву
В соответствии с целью курсовой ставились и решались следующие задачи:
1. историко-диагностическая задача – анализ литературных источников
2. теоретико-моделирующие задачи:
- изучение понятия «контроль»
-
рассмотрение различных
3. практико-преобразующие задачи
-
практическое применение
- описание каждого из приёмов контроля
Теоретической основой исследования являются работы отечественных методистов (Махмутов, Майоров и др.), научная и учебная литература
Теоретическая
значимость исследования состоит в
обобщении и переработке
Практическая значимость исследования заключается в возможном применении собранного материала, а также практических разработок в дальнейшей преподавательской практике.
Работа состоит из введения, заключения, основной части и списка использованной литературы.
Диагностика в педагогическом процессе понимается как «контроль в учебном процесе». Целями диагностирования являются выявление, оценивание, анализ и коррекция учебного процесса для его эффективности.
В процессе обучения учащиеся должны овладеть множеством понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю.
Контроль - это часть процесса обучения. Контроль - это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.
Составным компонентом контроля является проверка знаний. Основной дидактической функцией проверки знаний учащихся является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, что включает в себя: выявление недостатков течения учебного процесса, выявление пробелов знаний у учащихся, определение степени усвоения учебного атемариала по предмету. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и выставление отметки (результата оценивания).
За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как студент сможет применить эти знания, насколько он компетентен в широком внеколледжском контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценки, развитие творческих способностей.
Преподаватели различных дисциплин большое внимание уделяют организации системы контроля знаний с целью повышения качества образовательного процесса. Каждый педагог цикловой комиссии убежден, что основными характеристиками педагогического мастерства учителя являются:
1) качество знаний и действий студентов;
2) удовлетворенность студентов (не педагогом) процессом обучения.
Следовательно, и учитель, и ученик, являясь субъектами образовательного процесса взаимно влияют на процесс обучения и его качественные показатели.
Одной из главных задач является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности студентов на уроках и внеурочное время.
При проведении анализа контроля особенно важным является накопление информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей по усвоению материала. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом. Это все требует определенной системы контроля. [7, С.18-21]
Подробнее рассматривать этот вопрос начнём с определения понятия «контроль»
Контроль в учебной деятельности определяется как обеспечение эффективности учебных действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
- сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Вообще, контроль представляет собой наиболее широкое по объему понятие. Контроль охватывает и включает в себя все другие понятия лишь как свои составные структурные компоненты. Отправной точкой любого контроля являются процессы наблюдения и проверки. При наблюдении и проверке выявляется и измеряется тот материал, который подлежит контролю, и который предстоит проконтролировать. Результатом наблюдения и проверки является накопленная первичная информация, которая подлежит учёту. В дальнейшем эта информация подвергается анализу - синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание этой информации с точки зрения задач, выполняемых контролем. Результаты оценки должны получать дальнейшее внешнее или внутреннее выражение, а также соответствующий словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, данная информация становится своего рода сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или же, в случае необходимости, для внесения в него коррекций. Данный выбор зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.
Объектом контроля может стать практически все, что относится к учебно-воспитательному процессу. Более точное содержание контроля будет напрямую зависеть от целевой установки, а также от задач контроля. В частности, контролю подлежит деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Учитель, проверяя ученика, выясняет степень усвоения и осмысления учеником изучаемого материала, а также точность, глубину и прочность его знаний, широту кругозора, развитие познавательных процессов. В процессе обучения у учащихся формируются общеучебные, специальные и другие практические умения и навыки. Учитель также должен контролировать степень их точности и устойчивости, а, кроме того, и способности ученика применять знания на практике, творческий подход к выполнению учебного дела, владение рациональными приемами работы, умение «совмещать», «соединять» одни навыки с другими. [15, С.38-42]
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что контроль в учебно-воспитательном процессе даёт возможность установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, а также способы их учебной деятельности, степень умственного развития и уровень педагогического мастерства учителя.
К ведущим целям контроля знаний и умений принадлежат:
- обнаружение достижений, успехов учащихся;
- указание путей совершенствования, углубления знаний, умений. Целью этого является создание условий для дальнейшего включения школьников в активную творческую деятельность.
Такие цели связаны с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой.
Кроме того, особое значение имеет конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
И, наконец, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет ряд функций
Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по праву - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по праву. В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.
Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по праву или в случае необходимости провести их коррекцию.
Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по праву нужно последовательно, согласно порядку изучения материала.
Систематический контроль знаний учащихся по праву является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний пособствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает актиность учащихся на занятиях.