Тренинг профессиональной ассертивности и идентичности: технологические особенности организации и проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:56, реферат

Описание работы

Одной из особенностей подросткового возраста является личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Чем больше потребностей не реализовано, не удовлетворено, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, будет возрастать тревожность и неуверенность в себе, при этом возникает риск попадания в девиантную группу.

Работа содержит 1 файл

ассертивность.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния. 

Фрустрация возникает  в результате конфликтов человека с  другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая  затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей. 

Страсти - сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели. 

Страсть - существенная сила человека, который энергично стремится к своей цели. Она порождает неослабевающую энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности - в работе, обучении, науке, спорте, искусстве. 

Страсть имеет  избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.  

Страсти бывают положительные и негативные. Положительные  страсти - увлечение работой, обучением - являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.

Рефлексия по результатам занятия. 

Занятие 3.

Приветствие. Упражнение «Новый способ» 

Психолог. Стоя в круге, вам необходимо по очереди  назвать свое имя и продемонстрировать какой-либо жест. А мы все вместе будем повторять каждое предложенное приветствие. 

 Упражнение "НАЗОВИ СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ"

 Каждый участник  игры в течение нескольких  минут рассказывает о своих  сильных качествах, о том, что  он любит, ценит и принимает  в себе, о том, что дает ему чувство уверенности. Не обязательно. говорить только о положительных качествах, важно, чтобы малыш говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал в своем рассказе засоряющие язык слова, например: "ну", "вот", "если"и т. п.

             Упражнение развивает способность  думать о себе в позитивном  ключе и не стесняться говорить  о себе в присутствии других. 

Упражнение "Имя  и эпитет (самораскрытие)"

Каждый участник описывает себя с помощью трех прилагательных. Остальные члены группы угадывают, кто скрывается за этим описанием.

 Проследите, чтобы все члены группы хорошо  видели друг друга.

             Объясните, что предлагаемая игра  способствует развитию интуиции.

             Каждый участник подбирает и  записывает три эпитета, характеризующих его личность.

             Соберите листы бумаги и поочередно  читайте записи. Игроки пытаются  угадать, кто охарактеризовал  себя подобным образом. При  этом высказывающий соображения  участник должен обосновать свою  позицию, а также выслушать мнения других членов группы, которые могут соглашаться с его доводами либо опровергать их и выдвигать собственные.

             Порекомендуйте участникам не  стремиться сразу быть узнанными,  поскольку тогда они смогут  получить больше информации о  том впечатлении, которое сложилось  о них в группе. Каждый сам  волен решить, открыться ему в  конце игры или остаться неузнанным.

Варианты

             Эту игру можно упростить и  предложить группе в самом  начале работы, когда участники  еще плохо знают друг друга.  Для этого просто попросите  членов группы описать себя, свое  настроение, пользуясь только тремя  прилагательными. Кроме того, можно предложить участникам выбрать цвет, наиболее подходящий к их настроению. 

 Упражнение "Мнение обо мне"

Каждый участник сможет услышать мнение других о себе. Это "социальное эхо" помогает сориентироваться в группе.

             Вам понадобятся бумага и карандаши по числу участников.

1. Каждый участник  пишет свое имя сверху на  листе бумаги. Затем листы складываются  вместе в стопку, перемешиваются  и раздаются членам группы.

2. Все пишут  короткие комментарии под именем  на том листе, который им  достался. Это может быть комплимент, вопрос или же личное мнение о данном человеке.

3. Все листы  снова складываются в стопку, перемешиваются и заново раздаются  участникам, которые опять пишут  свои комментарии.

4. Те же действия  повторяют еще раз.

5. Теперь на каждом листе написано по три комментария. Ведущий собирает все листы и по одному зачитывает их вслух. После каждого прочтения упомянутый участник может высказать свое мнение по следующим вопросам:

    - Удивил ли меня чей-либо отзыв?

    - Считаю ли я данные высказывания в мой адрес корректными?

    - Хочу ли я ответить на заданный вопрос?

    - Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив?

    - Как я хочу выглядеть в группе?

    - Моя восприимчивость - это, скорее, достоинство или недостаток?

Вы можете прочитать  комментарии, написанные на всех листах, а затем пригласить участников к  обсуждению игры. 

Прощание. Упражнение «Благодарю тебя». 

Занятие 4

Приветствие «Здравствуй, а я тебя помню!»

Психолог. Мы начинаем нашу встречу взаимными  приветствиями. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращаетесь. Разумеется, обращение начинается с имени. Пример такого приветствия: «Здравствуй, Ирина, я рада тебя видеть! Я помню, что твоей отличительной чертой является принципиальность». Если вы не помните особенность того, кого приветствуете, то извинитесь перед ним. 

Упражнение "ДА" ЗНАЧИТ "НЕТ"

Упражнение проводится в общем кругу.

             Нередко люди при общении друг  с другом не умеют соблюдать правила конструктивного ведения разговора.

Цель этого  упражнения - научить говорить "нет" или выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без  обид и злобы.

             По просьбе ведущего каждый  пишет на листочке (или просто придумывает) спорное утверждение. Например: "Все дети - невыносимы", "Пожилые люди - мудрые и спокойные", "Все учителя ценят и уважают своих учеников", "Родители никогда не понимают своих детей".

             После этого по мере готовности  участник произносит (зачитывает) свою фразу. Остальные дают ответ в следующей форме. Сначала нужно обязательно согласиться с тем, что было сказано. После этого - продолжить разговор, выражая свое согласие или несогласие с тем, что было сказано.

Примеры первой фразы: "Да, однако...", "Да, и все же...", "Да, и если..."

             При выполнении этого упражнения  участники имеют возможность  потренироваться в умении конструктивно  вести диалог. Такое умение бывает  очень полезно при общении  с людьми, находящимися в состоянии гнева, агрессии, раздражения, обиды. 

  Упражнение "Нахал" (способы отработки поведения)

Цель игры - совершенствовать умение выстраивать своё речевое  поведение в экстремальной ситуации.

Ход игры. Ну, бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то "влезает". Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить своё возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию. Разбейтесь на пары. В каждой паре сидящий слева - добросовестно стоит в очереди. Нахал заходит справа. Отреагируйте экспромтом на его появление, да так, чтобы было неповадно. Затем каждая пара меняется ролями, и игра продолжается. В конце игры группа обсуждает, какой ответ был самым удачным. 

Занятие 5.

 Приветствие  «Здравствуй, а я тебя помню!»

Психолог. Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращаетесь. Разумеется, обращение начинается с имени. Пример такого приветствия: «Здравствуй, Ирина, я рада тебя видеть! Я помню, что твоей отличительной чертой является принципиальность». Если вы не помните особенность того, кого приветствуете, то извинитесь перед ним. 

Упражнение «Пирог с начинкой»

Психолог. Просьба  в чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а  содержание разным; пирог может быть сладким или пресным и т.д. Нарисуйте или опишите разные пироги — их форму, цвет, вкус.

Рефлексия:

— Какие ассоциации, приятные или неприятные, вызвал каждый их этих «пирогов»?

— С чем это  связано?

Подчеркивается  значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на нее, а также реагировать на отказ от выполнения просьбы. 

Упражнение «Чемпионат»

Психолог. Сейчас вы разобьетесь на пары. Каждая пара должна вытащить из корзины задание, которое надо будет выполнить, разыграв сценку с помощью кукол. На подготовку вам дается 1 минута, на выполнение — 3 минуты, все остальные — судьи, которые оценивают выступление и выставляют оценки. Максимальная оценка – 3 балла:

а) за точность выполнения задания;

б) за использованные средства.

Я выполняю роль главного судьи, буду подсчитывать очки.

Критерии оценки: умения, которые необходимы для того, чтобы правильно высказать просьбу, принять отказ ее выполнить или  отказаться от выполнения обращенной к ним просьбы.

После каждого  выступления ведущий просит «судей» обосновать свои оценки и спрашивает у выступающих, как они сами оценивают свое чувство уверенности. 

Упражнение «Волшебная чашка»

Психолог. Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно  и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?..

Ваша чашка  особенная — волшебная. Мы можем  отливать из нее, а она всегда будет  полной. Эта чашка — твоя! Она  наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!

Задание: нарисуйте  свою чашку.

Рефлексия 

— Что вы чувствуете после выполнения упражнения? 

— Почему ваша чашка  всегда оставалась полной? 

«Все  у меня в руках» (рефлексивная технология)

На мольберте  крепится плакат с изображением ладони. Большой палец — «Над этой темой я хотела бы еще поработать», указательный — «Здесь мне были даны конкретные указания», средний — «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный — «Психологическая эстафета», мизинец — «Мне здесь не хватало...».

Информация о работе Тренинг профессиональной ассертивности и идентичности: технологические особенности организации и проведения