Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:56, реферат
Одной из особенностей подросткового возраста является личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Чем больше потребностей не реализовано, не удовлетворено, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, будет возрастать тревожность и неуверенность в себе, при этом возникает риск попадания в девиантную группу.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М.АКМУЛЛЫ
Тренинг
профессиональной ассертивности и идентичности:
технологические особенности организации
и проведения.
Выполнила: студентка ОЗО
Факультета психологии
Сабитова
Зухра Ильдусовна
Уфа
2011
Пояснительная
записка
Теоретическое
обоснование:
Одной
из особенностей подросткового возраста
является личностная нестабильность.
Противоположные черты, стремления, тенденции
сосуществуют и борются друг с другом,
определяя противоречивость характера
и поведения взрослеющего ребенка. Чем
больше потребностей не реализовано, не
удовлетворено, тем больше вероятность
того, что подросток будет искать нестандартные
способы их удовлетворения, будет возрастать
тревожность и неуверенность в себе, при
этом возникает риск попадания в девиантную
группу. Ассертивность - уверенность в
себе - именно то личностное качество,
которое позволяет человеку, подростку
принимая и уважая себя, находить способы
удовлетворения своих потребностей, при
этом не вредить другим людям, (так как
это уже не ассертивность, а агрессивность).
Человек ассертивный ценит себя, свое
здоровье, умеет противодействовать влиянию,
которое он считает вредным для себя.
Выделенные
проблемы позволяют определить главную
цель тренинга уверенного поведения, способствующего
формированию уверенности в себе
(ассертивности). Под уверенностью в
себе понимается способность индивида
выдвигать и претворять в жизнь собственные
цели, потребности, желания, притязания,
интересы, чувства и т.д. в отношении своего
окружения.
Цель
тренинга: развить ассертивность
у подростков.
Задачи
тренинга:
1) знакомство
с общими закономерностями общения;
2) изучение
и понимание участниками
3) выработать
умения осознавать и выражать
свои чувства;
4) повышение
самооценки, снижение уровня личностной
тревожности;
5) отработка
приемов уверенного поведения
и усиление чувства уверенности в себе.
Контингент:
подростки (12-16 лет).
Формы
работы: групповая.
Количество
участников: 8-10 человек
Общее
время, необходимое для реализации
всей тренинговой программы: 11.5 часов.
Методики
и техники тренинговой работы:
беседа (разбор сложных случаев), арт-терапия,
игровая терапия, активная визуализация,
психогимнастика, упражнения на мышечную
релаксацию, тренинговые упражнения.
Структура
занятий: общая структура каждого
занятия включает в себя следующие
разделы:
приветствие;
разминку;
основное
содержание занятия;
рефлексию
прошедшего занятия.
Остановимся
подробнее на каждом из этих элементов.
Ритуал
приветствия - позволяет сплачивать
участников группы, создавать атмосферу
группового доверия и принятия.
Разминка
- настраивает участников на продуктивную
групповую деятельность, позволяет установить
контакт, активизировать членов группы,
поднять настроение, снять эмоциональное
возбуждение. Разминка проводится не только
в начале занятия, но и между отдельными
упражнениями в случае, если возникает
необходимость как-то изменить эмоциональное
состояние участников.
Разминочные
упражнения выбираются с учетом актуального
состояния группы и задач предстоящей
деятельности.
Основное
содержание занятия - представляет собой
совокупность упражнений, методов и приемов,
направленных на самоосознание, развитие
ассертивности и формирование навыков
уверенного поведения.
Рефлексия
занятия - предполагает обмен мнениями
и чувствами о проведенном
занятии (понравилось - не понравилось,
что показалось самым важным, полезным,
что чувствовали, какие мысли приходили
в голову и т.д.).
Структурные
компоненты: тренинг состоит из 7
занятий, продолжительностью 1.5-2 часа.
Программа тренинга.
Занятие 1.
«Снежный ком»
Для того, чтобы
узнать и запомнить имена участников,
каждый участник называет своё имя и придумывает
прилагательное, начинающееся на ту же
букву, что и его имя. Очень важно сказать
тот эпитет, который подчёркивает индивидуальность
участника, и чтобы у других он не повторялся.
Каждый следующий участник повторяет
имена и эпитеты всех предыдущих участников,
затем называет своё имя и свой эпитет
и так далее до последнего участника, который
называет всех.
После этого упражнения каждый оформляет свою визитку, написав крупными буквами на листочке своё имя и прикрепив булавкой или скотчем на груди.
«Обсуждение и принятие правил работы»
Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга.
1. Если решился на тренинг прийти, дойди до конца, смотри не уйди.
2. Искренним в общении будь.
Не лицемерь, а выражай яснее суть.
Не
хочешь данную проблему
Не лги, ведь есть возможность промолчать!
Проблемы все решишь здесь без сомнения!
«Я чувствую», «Я думаю», «мне кажется так» -
ведь это все не сложно, отнюдь не пустяк.
7. Каждый имеет, право на мнение свое, не оценивай, не критикуй никого.
Упражнение
«Базар»
Каждый
участник может «продать» какое-то
свое качество, разрекламировав его и
взяв взамен у других то, которое ему нужно.
Рефлексия
– Как
вы сейчас себя чувствуете? Хотелось ли
вам что-нибудь изменить?
Упражнение
«Закончи предложение» (письменно)
– Во время
занятия я поняла, что...
– Самым
полезным для меня было...
– На занятии
мне не понравилось...
– На следующем
занятии я хотела бы...
Занятие 2.
«Мое самочувствие». Приветствие группы и описание самочувствия 5 словами.
Игра «Тренируем эмоции». Воспитатель предлагает детям изобразить следующие эмоции:
а) нахмуриться, как осенняя туча, как злая волшебница;
б) улыбнуться, как солнышко, как хитрая лиса;
в) испугаться, как заяц, увидевший волка;
г) злиться,
как человек, которого
д) устать, как мама, папа после работы.
Игра «Паровозик». Выбирается один ребёнок – паровозик, остальные дети – вагончики, они расходятся по всей группе и выбирают себе место для станции. Паровозик должен собрать состав на разных станциях и проехать, меняя направления, до конечной станции, не расцепив вагоны. В конце воспитатель уточняет: кого и почему паровозик выбрал первым, какие были трудности во время движения?
Беседа «Альтернативные формы переживания эмоций»
О, если
бы я только мог
Хотя
отчасти,
Я написал
бы восемь строк
О свойствах
страсти.
Я вывел
бы ее закон,
Ее начало,
И повторял
ее имен
Инициалы.
Б. Пастернак
Эмоциональные
состояния и формы их выявления
детерминируются преимущественно социальными
факторами, но нельзя игнорировать в выяснении
их природы и некоторых врожденных особенностей
человека. Богатство эмоциональных состояний
проявляется в форме настроений, аффектов,
стрессов, фрустраций, страстей.
Настроение -
это общее эмоциональное состояние, которое
своеобразно окрашивает на определенное
время деятельность человека, характеризует
его жизненный тонус.
Различают положительные
настроения, которые проявляются
в бодром состоянии и при высоком
тонусе, и негативные, которые угнетают,
демобилизуют, вызывают пассивность.
Настроение -
это такое общее эмоциональное состояние,
которое не направлено на что-то конкретное.
Причины настроений - самые разные: неподготовленность
к деятельности, страх перед ожидаемой
неудачей, болезненные состояния, приятные
известия и т.п.
Мера податливости
настроениям имеет
Аффекты - это сильное,
кратковременное возбуждение, которое
возникает внезапно, настолько овладевает
человеком, что он теряет способность
контролировать свои действия и поступки.
Примером аффекта может быть неожиданное
переживание - большой радости, взрыв гнева,
страх.
В состоянии
аффекта происходит саморегуляция
действий человека, осуществляемая эндокринной
системой. В этом состоянии ослабляются
тормозные процессы коры больших полушарий
головного мозга.
Особенно резко
проявляется аффективное
Аффекты вызывают
глубокие изменения в психике, истощают
ее. Человек, воспитавший в себе способность
контролировать себя, владеть эмоциями,
может контролировать свои аффективные
реакции.
Стресс напоминает
аффект. Он, как и аффект, возникает
в напряженных условиях жизни
и деятельности, в опасных ситуациях,
которые возникают неожиданно и
нуждаются в немедленных мероприятиях
для их преодоления.
В стрессовом состоянии
поведение человека дезорганизуется,
наблюдаются беспорядочные