Тренинг профессиональной ассертивности и идентичности: технологические особенности организации и проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:56, реферат

Описание работы

Одной из особенностей подросткового возраста является личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Чем больше потребностей не реализовано, не удовлетворено, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, будет возрастать тревожность и неуверенность в себе, при этом возникает риск попадания в девиантную группу.

Работа содержит 1 файл

ассертивность.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тренинг профессиональной ассертивности и идентичности: технологические особенности организации и проведения. 
 
 
 
 
 

                    Выполнила: студентка  ОЗО

              Факультета  психологии

              Сабитова  Зухра Ильдусовна  
               
               
               
               
               
               

                 Уфа  2011 

Пояснительная записка 

Теоретическое обоснование: 

Одной из особенностей подросткового возраста является личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Чем больше потребностей не реализовано, не удовлетворено, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, будет возрастать тревожность и неуверенность в себе, при этом возникает риск попадания в девиантную группу. Ассертивность - уверенность в себе - именно то личностное качество, которое позволяет человеку, подростку принимая и уважая себя, находить способы удовлетворения своих потребностей, при этом не вредить другим людям, (так как это уже не ассертивность, а агрессивность). Человек ассертивный ценит себя, свое здоровье, умеет противодействовать влиянию, которое он считает вредным для себя. 

Выделенные  проблемы позволяют определить главную  цель тренинга уверенного поведения, способствующего  формированию уверенности в себе (ассертивности). Под уверенностью в  себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения. 

Цель  тренинга: развить ассертивность  у подростков. 

Задачи  тренинга: 

1) знакомство  с общими закономерностями общения; 

2) изучение  и понимание участниками особенностей  своего характера; 

3) выработать  умения осознавать и выражать  свои чувства; 

4) повышение  самооценки, снижение уровня личностной  тревожности; 

5) отработка  приемов уверенного поведения  и усиление чувства уверенности в себе. 

Контингент: подростки (12-16 лет). 

Формы работы: групповая. 

Количество  участников: 8-10 человек 

Общее время, необходимое для реализации всей тренинговой программы: 11.5 часов. 

Методики  и техники тренинговой работы: беседа (разбор сложных случаев), арт-терапия, игровая терапия, активная визуализация, психогимнастика, упражнения на мышечную релаксацию, тренинговые упражнения. 

Структура занятий: общая структура каждого  занятия включает в себя следующие  разделы: 

приветствие; 

разминку; 

основное  содержание занятия; 

рефлексию прошедшего занятия. 

Остановимся подробнее на каждом из этих элементов. 

Ритуал  приветствия - позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу  группового доверия и принятия. 

Разминка - настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение. Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние участников. 

Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального  состояния группы и задач предстоящей  деятельности. 

Основное  содержание занятия - представляет собой  совокупность упражнений, методов и приемов, направленных на самоосознание, развитие ассертивности и формирование навыков уверенного поведения. 

Рефлексия занятия - предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном  занятии (понравилось - не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.). 

Структурные компоненты: тренинг состоит из 7 занятий, продолжительностью 1.5-2 часа. 
 

      Программа тренинга.

Занятие 1.

«Снежный ком»

    Для того, чтобы  узнать и запомнить имена участников, каждый участник называет своё имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчёркивает индивидуальность участника, и чтобы у других он не повторялся. Каждый следующий участник повторяет имена и  эпитеты всех предыдущих участников, затем называет своё имя и свой эпитет и так далее до последнего участника, который называет всех. 

    После этого  упражнения каждый оформляет свою визитку, написав крупными буквами на листочке своё имя и прикрепив булавкой или скотчем на груди.

    «Обсуждение и принятие правил работы»

      Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга.

    1. Если решился  на тренинг прийти, дойди до  конца, смотри не уйди.

     2. Искренним в общении будь.

        Не  лицемерь, а выражай яснее суть.

        Не  хочешь данную проблему обсуждать,

        Не  лги, ведь есть возможность  промолчать!

  1. Ты в праве группе «стоп» сказать, проблему вслух не обсуждать.
  2. Активным будь  в игре и обсуждении,

         Проблемы все решишь здесь без сомнения!

  1. О чем здесь услышишь, не разглашай. Проблемы вне группы не обсуждай!
  2. Лишь от себя всегда говори, от обсуждения не уходи.

         «Я чувствую», «Я думаю», «мне  кажется так» -

          ведь это все не сложно, отнюдь  не пустяк.

    7. Каждый имеет, право на мнение свое, не оценивай, не критикуй никого.

Упражнение  «Базар» 

Каждый  участник может «продать» какое-то свое качество, разрекламировав его и взяв взамен у других то, которое ему нужно. 

Рефлексия 

– Как  вы сейчас себя чувствуете? Хотелось ли вам что-нибудь изменить? 
 

Упражнение  «Закончи предложение» (письменно) 

– Во время  занятия я поняла, что... 

– Самым  полезным для меня было... 

– На занятии  мне не понравилось... 

– На следующем  занятии я хотела бы... 

    Занятие 2.

«Мое самочувствие». Приветствие группы и описание самочувствия 5 словами.

 Игра «Тренируем  эмоции». Воспитатель предлагает детям изобразить следующие эмоции:

а) нахмуриться, как осенняя туча, как злая волшебница;

б) улыбнуться, как  солнышко, как хитрая лиса;

 в) испугаться, как заяц, увидевший волка;

 г) злиться,  как человек, которого толкнули  в автобусе;

 д) устать, как мама, папа после работы.

Игра «Паровозик». Выбирается один ребёнок – паровозик, остальные дети – вагончики, они расходятся по всей группе и выбирают себе место для станции. Паровозик должен собрать состав на разных станциях и проехать, меняя направления, до конечной станции, не расцепив вагоны. В конце воспитатель уточняет: кого и почему паровозик выбрал первым, какие были трудности во время движения?

Беседа «Альтернативные  формы переживания эмоций»

О, если бы я только мог 

Хотя  отчасти, 

Я написал  бы восемь строк 

О свойствах  страсти. 

Я вывел  бы ее закон, 

Ее начало, 

И повторял ее имен 

Инициалы. 

Б. Пастернак 
 

Эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей. 

Настроение - это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус. 

Различают положительные  настроения, которые проявляются  в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность. 

Настроение - это такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений - самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п. 

Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно  самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом даже в  тех случаях, когда для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке коллектива. 

Аффекты - это сильное, кратковременное возбуждение, которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное переживание - большой радости, взрыв гнева, страх. 

В состоянии  аффекта происходит саморегуляция  действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга. 

Особенно резко  проявляется аффективное состояние  при опьянении, так как тормозные  процессы в этом случае значительно  ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека - его темперамента, характера, воспитания. 

Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции. 

Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает  в напряженных условиях жизни  и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления. 

В стрессовом состоянии  поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и  мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях. 

Информация о работе Тренинг профессиональной ассертивности и идентичности: технологические особенности организации и проведения