Теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей нправленности в логопедической работе с детьми стар

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей направленности в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – организация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование словесных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Изучить организацию логопедической работы в коррекционной группе детского сада.

3. Оценить возможности использования словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Обзор литературы

I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями…………………………………………………………6

I.2. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада……………………………………………………………………………….18

I.3. Использование словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи……………………………………………. ……..22

Заключение……………………………………………………………………..32

Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 70.56 Кб (Скачать)

     - игры по развитию слуха. Они  включают в себя игры для  развития слухового внимания (умение различать непрерывные звуки по их звукочастотным свойствам). Игра «Скажи, что ты слышишь?», «Где звенит?». Игры для развития фонематического слуха (умение слышать составные части слова). Игры: «Где звук?», «Отстукивание слогов»;

     - игры для развития речевого  слуха (умение различать голос  людей, понимать смысл фразы говорящего). Игры: «Слушай и выполняй», «Кто летит?». Дети старшего дошкольного возраста должны различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком, определять место звука в слове. У них развивается способность к звуковому анализу слова, пробуждается интерес к его ритмико-слоговому строению [38, 40].

     Следует отметить, что дидактическая словесная игра здоровьесберегающей направленности способствует развитию познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями, формированию у них знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Данное утверждение действенно, если соблюдены условия: творческое руководство педагога, как основа вовлеченности детей в игру; в игре присутствуют яркие проблемные ситуации и нетрадиционные формы работы; родители вовлечены в игровую деятельность в группе и дома [11, 23, 27, 28].

     При отборе дидактических игр здоровесберегающего содержания, прежде всего, преследуются коррекционные цели и учитываются речевые особенности детей дошкольного возраста [27, 28].

     В качестве примера дидактических игр здоровьесберегающей направленности можно отметить следующие:

     «Правила  гигиены» (дидактическая задача: закрепить знание правил личной гигиены).

     «Как  не заболеть, когда  другие болеют» (задачи: сформировать убеждение в необходимости укрепления иммунитета; представления об иммунитете, как средстве профилактики инфекционных заболеваний; представления о причинах инфекционных заболеваний, способах защиты от них; формировать привычку к закаливанию и соблюдению правил личной гигиены).

     «Кто  из нас лечит?» (Цель: рассказать детям о том, какую помощь оказывает больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка; воспитывать у них умение сотрудничать (на примере названых профессий), благодарить за внимание и заботу. Игровое задание: вылечить больного. Правила игры: подражать медицинским работникам; сочувственно относиться к больным).

     Несомненно, успешному проведению дидактических  игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка  с речевой недостаточностью эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Логопед своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

     Таким образом, наличие той или иной игры определяет форму занятия; использование различных игровых форм занятий в логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи, во многом способствует развитию личности ребенка в целом, а также коррекции речевого нарушения. Игра - это единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое в игре, уникально. В этом плане словесная дидактическая игра - стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором идет усвоение знаний. В работе с детьми с речевой патологией словесная игра здоровьесберегающей направленности становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, независимо от того, в каких условиях организуется коррекционно-развивающее обучение (в детском саду или дома), способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка, учит его заботиться о своем здоровье, прививает навыки здорового образа жизни.

Заключение

     Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего  полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем  легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в  познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения  со сверстниками и взрослыми, тем  активнее осуществляется его психическое  развитие.

     Дети с нарушением речи имеют ряд особенностей, отличающих их от детей с нормой развития речи. Речевой недостаток влечет за собой ряд трудностей в формировании физической, моторной и психической сфер. Проявления этих трудностей разнообразны и зависят от тяжести первичного дефекта. Нарушение речи оказывает существенное влияние и на общее состояние организма, что делает такого ребенка наиболее уязвимым.

     Дошкольники с недоразвитием речи понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

     Значительное  место в обучении речи занимает словарная  работа: расширение словаря, уточнение  значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью  дошкольника, в развитии словаря  ребенка необходимо использовать различные  игры и игровые упражнения.

     Использование различных игровых форм занятий в логопедической работе со старшими дошкольниками во многом способствует развитию личности ребенка в целом, а также коррекции речевого нарушения.

     Игра - это единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое в игре, уникально. В этом плане словесная дидактическая игра - стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором идет усвоение знаний.

     Нередко игра служит поводом для сообщения  дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора.

     В работе с детьми с речевой патологией словесная игра здоровьесберегающей направленности становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, независимо от того, в каких условиях организуется коррекционно-развивающее обучение (в детском саду или дома), способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка, учит его заботиться о своем здоровье, прививает навыки здорового образа жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М., 1987.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.- М.,1998.
  3. Артемова А.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991.
  4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.
  6. Барсукова Л. Поговорим об играх-драматизациях. //Дошкольное воспитание.-1982.-№11.
  7. Воронина С.П.Использование сказочных сюжетов на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста// Логопед.- 2004.- № 2.
  8. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., Секачев, 2000.
  9. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. М., 2003.
  11. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. – СПб., 2000.
  12. Киселенко Т.Е. Сам себе логопед. Уроки домашней логопедии. – М., 2009.
  13. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М., 2006.
  14. Козырева О. А. Использование речевых игр на логопедических занятиях // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2002,  №6.
  15. Колодовская Е.А., Еретнова Г.М. Логопедическое занятие как основная форма коррекции нарушений речи у детей// Логопедия.- 2003.- № 1-2.
  16. Лалаева Р.И., Серебрякова В.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. С-Пб., 1999.
  17.   Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики // Логопедия сегодня. - 2007, № 3.
  18. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. факультетов педвузов. / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Владос, 2006.
  19. Ляпидевский С.С., Селиверстов В.И. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского., М., 1988.
  20. Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие / Сост. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. – М.: АСТ: Апрель, Профиздат, 2005.
  21. Никишин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1990.
  22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.
  23. Педагогика здоровья / под ред. В.Н.Касаткина. - М., 1997.
  24. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  25. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
  26. Термаева Г.Г. Развитие речи на занятиях в специализированном детском саду//Логопед.- 2004.- № 2.
  27. Смирнова Л.Н., Логопедия: Играем со звуками: Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М., 2008.
  28. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. – М., 2008.
  29. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 1999.
  30. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
  31.   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение, воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  32.   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
  33. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981.
  34. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М., 2002.
  35. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988.

Информация о работе Теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей нправленности в логопедической работе с детьми стар