Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 13:30, курсовая работа
Целью работы является теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей направленности в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – организация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование словесных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
2. Изучить организацию логопедической работы в коррекционной группе детского сада.
3. Оценить возможности использования словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Обзор литературы
I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями…………………………………………………………6
I.2. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада……………………………………………………………………………….18
I.3. Использование словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи……………………………………………. ……..22
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………………
- игры по развитию слуха. Они включают в себя игры для развития слухового внимания (умение различать непрерывные звуки по их звукочастотным свойствам). Игра «Скажи, что ты слышишь?», «Где звенит?». Игры для развития фонематического слуха (умение слышать составные части слова). Игры: «Где звук?», «Отстукивание слогов»;
- игры для развития речевого слуха (умение различать голос людей, понимать смысл фразы говорящего). Игры: «Слушай и выполняй», «Кто летит?». Дети старшего дошкольного возраста должны различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком, определять место звука в слове. У них развивается способность к звуковому анализу слова, пробуждается интерес к его ритмико-слоговому строению [38, 40].
Следует отметить, что дидактическая словесная игра здоровьесберегающей направленности способствует развитию познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями, формированию у них знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Данное утверждение действенно, если соблюдены условия: творческое руководство педагога, как основа вовлеченности детей в игру; в игре присутствуют яркие проблемные ситуации и нетрадиционные формы работы; родители вовлечены в игровую деятельность в группе и дома [11, 23, 27, 28].
При отборе дидактических игр здоровесберегающего содержания, прежде всего, преследуются коррекционные цели и учитываются речевые особенности детей дошкольного возраста [27, 28].
В качестве примера дидактических игр здоровьесберегающей направленности можно отметить следующие:
«Правила гигиены» (дидактическая задача: закрепить знание правил личной гигиены).
«Как не заболеть, когда другие болеют» (задачи: сформировать убеждение в необходимости укрепления иммунитета; представления об иммунитете, как средстве профилактики инфекционных заболеваний; представления о причинах инфекционных заболеваний, способах защиты от них; формировать привычку к закаливанию и соблюдению правил личной гигиены).
«Кто из нас лечит?» (Цель: рассказать детям о том, какую помощь оказывает больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка; воспитывать у них умение сотрудничать (на примере названых профессий), благодарить за внимание и заботу. Игровое задание: вылечить больного. Правила игры: подражать медицинским работникам; сочувственно относиться к больным).
Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка с речевой недостаточностью эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Логопед своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.
Таким образом, наличие той или иной игры определяет форму занятия; использование различных игровых форм занятий в логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи, во многом способствует развитию личности ребенка в целом, а также коррекции речевого нарушения. Игра - это единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое в игре, уникально. В этом плане словесная дидактическая игра - стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором идет усвоение знаний. В работе с детьми с речевой патологией словесная игра здоровьесберегающей направленности становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, независимо от того, в каких условиях организуется коррекционно-развивающее обучение (в детском саду или дома), способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка, учит его заботиться о своем здоровье, прививает навыки здорового образа жизни.
Заключение
Хорошая
речь - важнейшее условие
Дети с нарушением речи имеют ряд особенностей, отличающих их от детей с нормой развития речи. Речевой недостаток влечет за собой ряд трудностей в формировании физической, моторной и психической сфер. Проявления этих трудностей разнообразны и зависят от тяжести первичного дефекта. Нарушение речи оказывает существенное влияние и на общее состояние организма, что делает такого ребенка наиболее уязвимым.
Дошкольники с недоразвитием речи понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.
Использование различных игровых форм занятий в логопедической работе со старшими дошкольниками во многом способствует развитию личности ребенка в целом, а также коррекции речевого нарушения.
Игра - это единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое в игре, уникально. В этом плане словесная дидактическая игра - стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором идет усвоение знаний.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора.
В
работе с детьми с речевой патологией
словесная игра здоровьесберегающей направленности
становится не просто универсальным, а
оптимальным психолого-педагогическим
средством, которое влияет на развитие
и активизацию психических процессов,
независимо от того, в каких условиях организуется
коррекционно-развивающее обучение (в
детском саду или дома), способствует сохранению
и укреплению здоровья ребенка, учит его
заботиться о своем здоровье, прививает
навыки здорового образа жизни.
Список литературы