Теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей нправленности в логопедической работе с детьми стар

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей направленности в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – организация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование словесных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Изучить организацию логопедической работы в коррекционной группе детского сада.

3. Оценить возможности использования словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Обзор литературы

I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями…………………………………………………………6

I.2. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада……………………………………………………………………………….18

I.3. Использование словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи……………………………………………. ……..22

Заключение……………………………………………………………………..32

Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 70.56 Кб (Скачать)

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

     «ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

     Факультет педагогики и психологии

     Кафедра здоровья ребенка 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА  № 1 

     ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВЕСНЫХ  ИГР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ В  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
 
 

                                                                           Выполнила:

                                                                           студентка  36 группы ОЗО

                                                                           Гавриченко Юлия Олеговна

                                                                            Научный руководитель:

                                                                      кандидат биологических наук,

                                                                            доцент Осадчая Е.А. 
 
 

     2011

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Обзор литературы

I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями…………………………………………………………6

I.2. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада……………………………………………………………………………….18

I.3. Использование словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи……………………………………………. ……..22 

Заключение……………………………………………………………………..32

Список  литературы……………………………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два  неразрывно связанных между собой  психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

     Чтобы приучить ребенка к умственному  труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного  труда достигается разными методами, среди которых на особом месте  стоит словесная дидактическая  игра, содержащая в себе большие  возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности  и активности их мышления. В игровой  форме сам процесс мышления протекает  быстрее, активнее, так как игра —  вид деятельности, присущий этому  возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости  от образовательной задачи педагог  может сам варьировать условия  игры.

     В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они  в данное время непосредственно  не воспринимают. Словесная игра требует  использования приобретенных ранее  знаний в новых связях, в новых  обстоятельствах. В этих играх ребенок  должен решать самостоятельно разнообразные  мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам  сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.

     Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение  и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности  детей. В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться  словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности. 

     Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего  полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем  легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в  познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения  со сверстниками и взрослыми, тем  активнее осуществляется его психическое  развитие. Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического  строя - одна из важнейших задач обучения детей. Вместе с тем, работа по развитию речи - это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию  речи детей.

     По  мере развития ребёнка увеличивается  его потребность в общении, что  стимулирует развитие у него речевых  навыков. Уже к концу дошкольного  возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое  структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.

     Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучение ребенка родной речи одновременно способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

     Значительное  место в обучении речи занимает словарная  работа: расширение словаря, уточнение  значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью  дошкольника, в развитии словаря  ребенка необходимо использовать различные  игры и игровые упражнения.

     В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с недоразвитием речи различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Одной из выраженных особенностей их речи, по мнению Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой (1999) является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с недоразвитием речи понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

     Особая  роль, на наш взгляд, должна быть отведена словесным играм здоровьесберегающей направленности, которые решают сразу две основные задачи: коррекционную (устранение недостатков речевого развития) и оздоровительную (обогащение знаний детей о здоровье и необходимости его сохранения и укрепления). Однако изучение литературы показало, что проблема использования словесных игр здоровьесберегающей направленности в работе логопеда является недостаточно хорошо изученной и поэтому актуальной.

     Целью работы является теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей направленности в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

     Объект исследования – организация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования – использование словесных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

     Задачи исследования:

     1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

      2. Изучить организацию логопедической  работы в коррекционной группе  детского сада.

     3. Оценить возможности использования  словесных игр в работе со  старшими дошкольниками, имеющими  нарушения речи. 

I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями   

     Исследователями в области психологии и логопедии  давно обнаружена тесная взаимосвязь  речи и общих психологических  проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы (А.Р. Лурия, Н.А. Власова и др.). В связи с этим речевым нарушениям обычно сопутствуют нарушения в организации познавательных психических процессов, в формировании личности и в поведении. Поэтому правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и личностные характеристики детей [18].

     При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы:

  • онтогенетический (возрастной);
  • этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);
  • взаимосвязь речевого и общего психического развития.

     В процессе комплексного обследования ребенка  необходимо с учетом возрастных нормативов сопоставить уровень речевого и  неречевого развития, определить соотношение  речевого дефекта и компенсаторного  фона, речевой и коммуникативной  активности и других видов психической  деятельности.

     Согласно  психолого-педагогической классификации, рассмотрим основные речевые нарушения  и охарактеризуем соответствующие  им особенности речи детей дошкольного  возраста, а также сопутствующие  нарушения психологического развития [10, 18, 19, 22, 34].

     Фонетическое  нарушение речи (дислалия) – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков родной речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и – реже – их пропусках. Произносительные дефекты исследовались в науке, начиная с работ М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной, С.С. Ляпидевского, А.М. Смирновой. Ими изучены нейрофизиологические и психологические механизмы, причины возникновения, роль их в общем речевом развитии ребенка, возрастные аспекты, различные методы их преодоления. В отечественной логопедии дислалию также исследовали М.А. Александровская, А.Н. Гвоздева, В.Н. Бельтюкова, О.В. Правдина. По данным М.А. Александровской, замены р-л в 5 лет составляют 42% всех нарушений звука р, в 6 лет – 34%, в 7 лет – 18%, замены л-р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет – 5%, в 7 лет и в последующие годы не наблюдаются. Замены ш-с, ж-з в 5 лет составляют 50% всех нарушений шипящих, в последующие годы – 23-26%. Вместе с тем авторы отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не все дети. Среди учащихся общеобразовательных школ (1-2 классы) недостатки произношения составляют не менее 15%. К концу обучения в начальной школе они встречаются единично.

     Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные  термины:

  • ротацизм – дефект произношения р- рь;
  • ламбдацизм – л и ль;
  • сигматизм – свистящих и шипящих звуков (с-сь, з-зь, ц, ш, ж, щ, ч);
  • йотацизм – йот (j);
  • каппацизм – к и кь;
  • гаммацизм – г и гь;
  • хитизм – х и хь.

     В тех случаях, когда отмечается замена звука, к названию дефекта прибавляют приставку пара – параротацизм, парасигматизм и пр.

     При фонетическом нарушении речи, как  отмечает Р.И. Мартынова, особых отклонений психического развития у детей не наблюдается. Поскольку  у детей дошкольного возраста с фонетическим нарушением речи сохранен интеллект, то и все психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) соответствуют возрастным нормам. Иногда в общем психологическом развитии могут проявляться признаки астении, которые сказываются на продуктивности психических процессов, на темповых характеристиках деятельности детей. У детей с нарушением произношения нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Это затрудняет установление контакта с ребенком в коррекционной работе, что требует дополнительных усилий.

Информация о работе Теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей нправленности в логопедической работе с детьми стар