Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 13:30, курсовая работа
Целью работы является теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей направленности в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – организация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование словесных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
2. Изучить организацию логопедической работы в коррекционной группе детского сада.
3. Оценить возможности использования словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Обзор литературы
I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями…………………………………………………………6
I.2. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада……………………………………………………………………………….18
I.3. Использование словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи……………………………………………. ……..22
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………………
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра
здоровья ребенка
КУРСОВАЯ
РАБОТА № 1
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВЕСНЫХ
ИГР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ В
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Обзор литературы
I.1. Психолого-педагогическая
характеристика детей дошкольного возраста
с речевыми нарушениями…………………………………………………
I.2. Организация
логопедической работы в коррекционной
группе детского сада……………………………………………………………………
I.3. Использование словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи……………………………………………. ……..22
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Чтобы
приучить ребенка к умственному
труду, необходимо сделать его интересным,
занимательным. Занимательность умственного
труда достигается разными
В
словесной дидактической игре дети
учатся думать о вещах, которые они
в данное время непосредственно
не воспринимают. Словесная игра требует
использования приобретенных
Словесные
игры для детей младшего и среднего
дошкольного возраста в основном
направлены на развитие речи, уточнение
и закрепление словаря, воспитание
правильного звукопроизношения, умение
считать, ориентироваться в
Хорошая
речь - важнейшее условие
По
мере развития ребёнка увеличивается
его потребность в общении, что
стимулирует развитие у него речевых
навыков. Уже к концу дошкольного
возраста ребёнок достигает такого
уровня речевых умений и навыков,
который обеспечивает ему необходимое
структурное и смысловое
Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучение ребенка родной речи одновременно способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.
В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с недоразвитием речи различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Одной из выраженных особенностей их речи, по мнению Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой (1999) является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с недоразвитием речи понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Особая роль, на наш взгляд, должна быть отведена словесным играм здоровьесберегающей направленности, которые решают сразу две основные задачи: коррекционную (устранение недостатков речевого развития) и оздоровительную (обогащение знаний детей о здоровье и необходимости его сохранения и укрепления). Однако изучение литературы показало, что проблема использования словесных игр здоровьесберегающей направленности в работе логопеда является недостаточно хорошо изученной и поэтому актуальной.
Целью работы является теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей направленности в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – организация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование словесных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
2.
Изучить организацию
3.
Оценить возможности
I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Исследователями в области психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы (А.Р. Лурия, Н.А. Власова и др.). В связи с этим речевым нарушениям обычно сопутствуют нарушения в организации познавательных психических процессов, в формировании личности и в поведении. Поэтому правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и личностные характеристики детей [18].
При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы:
В процессе комплексного обследования ребенка необходимо с учетом возрастных нормативов сопоставить уровень речевого и неречевого развития, определить соотношение речевого дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.
Согласно психолого-педагогической классификации, рассмотрим основные речевые нарушения и охарактеризуем соответствующие им особенности речи детей дошкольного возраста, а также сопутствующие нарушения психологического развития [10, 18, 19, 22, 34].
Фонетическое нарушение речи (дислалия) – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков родной речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и – реже – их пропусках. Произносительные дефекты исследовались в науке, начиная с работ М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной, С.С. Ляпидевского, А.М. Смирновой. Ими изучены нейрофизиологические и психологические механизмы, причины возникновения, роль их в общем речевом развитии ребенка, возрастные аспекты, различные методы их преодоления. В отечественной логопедии дислалию также исследовали М.А. Александровская, А.Н. Гвоздева, В.Н. Бельтюкова, О.В. Правдина. По данным М.А. Александровской, замены р-л в 5 лет составляют 42% всех нарушений звука р, в 6 лет – 34%, в 7 лет – 18%, замены л-р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет – 5%, в 7 лет и в последующие годы не наблюдаются. Замены ш-с, ж-з в 5 лет составляют 50% всех нарушений шипящих, в последующие годы – 23-26%. Вместе с тем авторы отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не все дети. Среди учащихся общеобразовательных школ (1-2 классы) недостатки произношения составляют не менее 15%. К концу обучения в начальной школе они встречаются единично.
Для
обозначения искаженного
В тех случаях, когда отмечается замена звука, к названию дефекта прибавляют приставку пара – параротацизм, парасигматизм и пр.
При фонетическом нарушении речи, как отмечает Р.И. Мартынова, особых отклонений психического развития у детей не наблюдается. Поскольку у детей дошкольного возраста с фонетическим нарушением речи сохранен интеллект, то и все психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) соответствуют возрастным нормам. Иногда в общем психологическом развитии могут проявляться признаки астении, которые сказываются на продуктивности психических процессов, на темповых характеристиках деятельности детей. У детей с нарушением произношения нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Это затрудняет установление контакта с ребенком в коррекционной работе, что требует дополнительных усилий.