Теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей нправленности в логопедической работе с детьми стар

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей направленности в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – организация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование словесных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Изучить организацию логопедической работы в коррекционной группе детского сада.

3. Оценить возможности использования словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Обзор литературы

I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями…………………………………………………………6

I.2. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада……………………………………………………………………………….18

I.3. Использование словесных игр в работе со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи……………………………………………. ……..22

Заключение……………………………………………………………………..32

Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 70.56 Кб (Скачать)

     Игры  без игрушки и без картины, игры со словом давно известны в  педагогике как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры - потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, как например «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», «Фанты», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании.

     В старшем дошкольном возрасте дети в  играх осваивают логические связи  и отношения между предметами и явлениями, учатся составлять рассказы об игрушках, придумывать игры-загадки. Дети с нарушениями речи должны уметь самостоятельно выполнять любое игровое задание. Исследователями рекомендуется варьировать ход игры, использовать, как можно больше вариантов, что позволит сохранить у детей интерес к играм и откроет возможности для творческого разрешения игровых ситуаций [21].

     В старшем возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка — ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение) [2].

     Е.А. Колодовская, Г.М. Еретнова (2003) указывают на то, что главенствующая роль по формированию тех или иных языковых умений отводится логопедическим занятиям. В содержание данных занятий входит постановка правильного звукопроизношения, работа над слоговой структурой слов, развитие лексико-грамматических навыков, связной речи, подготовка к обучению грамоте, устранение вторичных нарушений – недостатков.

     Г.Г. Термаева (2004) отмечает, что на логопедических занятиях по развитию речи дети знакомятся с различными предметами, их признаками, действиями, с многообразием форм и явлений. Здесь уточняется и обогащается словарный запас детей, они учатся строить правильные предложения, связно и последовательно излагать свои мысли.

     Используя различные средства обучения — тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения), различный наглядный материал (картинки, игрушки, предметы и т.д.), тематические экскурсии и игры, — логопеду необходимо не просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и ее явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, понятиями «хорошо — плохо», «можно — нельзя», представлениями о некоторых грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами [26].

     Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина указывают, что форма игрового занятия зависит от наличия в нем того или иного вида игры.

     Исследователи отмечают, что по форме логопедические занятия могут проводиться в виде воображаемых путешествий, известных и придуманных логопедом экскурсий, поездок, приключений, логопедических утренников, игр.

     С.П. Воронина (2004) считает, что логопедические занятия по развитию речи и обучению грамоте уместно проводить в  форме игры со сказочными героями. Использование  фольклорного сюжета играет значимую роль в коррекции дефектов речи. Такие занятия развивают интерес  к обучению, познавательные способности детей, их речь, внимание и память. Они значительно обогащают словарный запас и, в итоге, материал легче усваивается и запоминается [7].

       Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, (1999) рекомендуют детей с общим недоразвитием речи включать для участия в дидактические, подвижные,  индивидуальные, коллективные, сюжетно-ролевые игры.

     Успешному формированию речи помогают подвижные  игры. Они способствуют развитию чувства  ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние  детей [29].

     Большая роль в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Т.В.Тумановой, Т.Б. Филичевой (1999) отводится музыкально-дидактическим играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания; ритмическим играм с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнениям на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевкам  на автоматизацию звуков.

     В.И. Селиверстов (1994) отмечает, что в играх ребенок получает много знаний и умений. Специально этому служат дидактические (обучающие) игры, которые способствуют умственному развитию ребенка, усвоению новых слов, развитию речи. Это особенно важно учитывать при подготовке ребенка к школе.

     Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия  взрослого на ребенка. Дидактическая  игра имеет две цели: одна из них  обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

        Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на занятиях (индивидуальных и групповых) (А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер).

       А.А. Катаева, Е.А. Стребелева (1999) утверждают, что в дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

          В дидактической игре учебные,  познавательные задачи взаимосвязаны  с игровыми, поэтому, по мнению  А.К. Бондаренко (1991),  при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.

     В.И. Селиверстов (1994) утверждает, речевые игры способствуют развитию различных сторон речи ребенка.

     О.А. Козырева (2002) отмечает, что в речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

     Речевые игры способствуют сенсорному и умственному  развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий  родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные  знания, на базе чего развиваются речевые  возможности ребенка.

     По  мнению исследователя, речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;
  • тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще [14].

     О.А.Козырева (2002) считает, что использование речевых  игр на логопедических занятиях позволяет  достичь следующих целей:

     1) формирование определенных навыков;

     2) развитие речевых умений;

     3) обучение умению учиться;

     4) развитие необходимых способностей  и психических функций;

     5) познание (в сфере становления  собственного языка);

     6) запоминание речевого материала.

     Наиболее  тесно взаимосвязаны обучение связной  речи и формирование синтаксической структуры детских высказываний. В этом процессе особое место занимают театрализованные игры.

     А.В. Артемова (1991) утверждает, что театрализованные игры дошкольников - это действенное  разыгрывание в лицах текста произведений художественной литературы. Так, театрализованные игры активизируют эмоциональную сферу и коррекцию имеющихся речевых отклонений у детей.

     Театрализованные  игры объединяют детей общими переживаниями, стремлением к достижению успеха в коллективной деятельности. У детей  с нарушениями речи наблюдается  бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма, Благодаря театрализованным играм у детей формируется целый ряд ценных умений и навыков: выразительно, свободно говорить и двигаться, владеть голосом, мимикой, жестами [3].

       Включение приемов театрализации  в повседневную жизнь детей  делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное - дает ребенку возможность  приобрести личный опыт вхождения  в ту или иную ситуацию, опыт  вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе [3].

     Театрализованные  игры А.В. Артемова (1991) условно разделяет на три вида:

  • игры-драматизации;
  • игры-инсценировки или игры в драматический театр, то есть 
    подготовка и показ спектаклей по заранее разработанным сценариям на основе текста литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) или на основе литературных пьес для детей;
  • игры в кукольный театр.

          Игра-драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка, который усваивает язык, характерный для героев произведения. Игры-драматизации обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, обогащают словарный запас, развивают связную речь. Это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности, которая создается по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений и навыков [6].

        Участие в инсценировании представляет участнику широкий простор для проявления инициативы, творчества, т.к. ребенок должен создать образ сам с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

        Один из видов игр - драматизаций - это импровизация. Импровизация — разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. Вместе с детьми нужно придумать тему, обсудить, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды [6].

     Большую роль в коррекции устной речи детей  с ОНР А.Н. Ионова (2004) отводит играм с «Лего»- конструктором. Применение «Лего»-конструктора по тематическим разделам «Дом», «Семья», «Ферма», «Зоопарк», «Транспорт» и т.д. позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, т.к. способствует:    

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры;
  • развитию сенсорных представлений (поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета);
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением);
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

       Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова (1999) большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировки дошкольника в звучащей речи отводят словарным упражнениям, так как они не только активизирует умственную и речевую деятельность ребенка, но и помогают осознанию употреблять термины «слово» и «звук».

         Усвоение занимательного грамматического  материала с помощью ребусов, шарад, метограмм, анаграмм, вызывает огромный интерес у детей старшего дошкольного возраста. Под руководством взрослых дети решают несложные ребусы, детям нравятся головоломки [16].

     При обучении ребенка грамоте в дошкольном образовательном учреждении вначале, по мнению Г.С. Швайко (1988), нужно уделять серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата. Для этого автор предлагает использовать следующие игры:

Информация о работе Теоретическое обоснование проблемы использования словесных игр здоровьесберегающей нправленности в логопедической работе с детьми стар