Сущность проблемного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:42, реферат

Описание работы

Человека образовывает культурная среда — в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно — через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.

Содержание

Введение
1. Сущность проблемного обучения
2.Структура проблемного обучения
3. Методы проблемного обучения
4.Достоинства и недостатки проблемного обучения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

сущность проблемного обучения.docx

— 54.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Красноярский  государственный педагогический университет

Им. В.П.Астафьева 

Институт  Психологии, педагогики и управления образованием.

Кафедра профессиональной педагогики. 
 
 
 
 
 

Реферат  

По предмету: педагогическая психология

Тема: Сущность проблемного обучения 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент ЗО

3 курса 31 группы

Орлов Сергей  
 
 

Проверила: Романова О.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Г.Красноярск, 2011 

Содержание:

Введение 

1. Сущность проблемного  обучения 

2.Структура проблемного обучения 

3. Методы проблемного обучения 

4.Достоинства  и недостатки проблемного обучения 

Заключение 

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Человека  образовывает культурная среда — в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно — через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.

      Однако, понимая вышесказанное, в данном тексте мы будем трактовать систему  образования сужено — как систему общественных институтов (детский сад, школа, вуз, станция юных техников, спортивная секция и т. п.), созданных специально с целью обучения и воспитания. Будем лишь помнить о весьма условном разделении этих понятий — недаром англичане используют единое «education».

      Адекватность  культурной среде, то есть понимание  ее и активное гармоничное существование  в ней, — вот что отличает Человека. И если это так, то основная функция системы образования — окультуривание, то есть передача культуры общества формирующемуся, можно сказать образовывающемуся, Человеку (литературный штамп: подрастающему поколению).

      Конечно, здесь следуют оговорки... Да, общество даже в пределах одной страны весьма неоднородно. Да, культура общества, подобно  мозаичному полотну, состоит из множества  субкультур. Все это так...

      Но  остается, несмотря на многие нюансы, главный  вывод —

      1: ОТ ВЕКА И ПОНЫНЕ ОСНОВНАЯ  ФУНКЦИЯ системы образования:  ПЕРЕДАЧА КУЛЬТУРЫ ФОРМИРУЮЩЕМУСЯ  ЧЕЛОВЕКУ.

        ВТОРОЙ ОСНОВНОЙ ФУНКЦИЕЙ системой  образования С НЕОБХОДИМОСТЬЮ  СТАНОВИТСЯ ОБУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЮ  КУЛЬТУРЫ.

      Остается  понять, каким образом будет воплощаться  эта функция в системе образования. Есть ли те зерна, из которого вырастет новое образование?

      Конечно, тут нельзя не вспомнить наработки, выполненные в русле проблемного  обучения, в том числе российской школы развивающего обучения Д. Б. Эльконина  – В. В. Давыдова...

      Но  есть еще группа методов, интеллектуальных технологий, предназначенных специально для получения новых идей. Самый  простой и известный — мозговой штурм. Менее известны метод фокальных объектов, морфологический анализ, синектика...

      Адаптацией  этих методов к образованию — от детсада до вуза — занимается ТРИЗ-педагогика. Хотя главной ее методологической базой является отечественная теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Развитие управляемого творческого воображения, навыков работы с многофакторными, заключающими в себе противоречивые требования задачами — такие цели ставит ТРИЗ-педагогика. Здесь педагогов, ждет еще немало педагогических открытий. А пока — при некоторых успехах — только в начале пути. Хотя и есть серьезные основания думать, что в этом направлении мы опережаем Европу и США. И поэтому, главный вывод — 3: РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА ИМЕЕТ УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ЗАДЕЛ В РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.  

     Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас  действительности есть еще много  неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых  и новых процессов, свойств и  взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные  требованиями времени, ни проникали  в учебное заведение, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

     Успех интеллектуального развития достигается  главным образом на уроке, когда  учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что  убедительно доказывает современная  психология и педагогика.

     Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей учащихся и интеллектуальных умений невозможно без проблемного  обучения.

     Творческие  способности реализуются через  мыслительную деятельность.

     Психологической основой концепции проблемного  обучения является теория мышления, как  продуктивного процесса. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. СУЩНОСТЬ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
 

      Сегодня наиболее перспективным и соответствующим  социально-экономическим, а также  и психологическим условиям является проблемное обучение.

      В чем сущность проблемного  обучения? Его трактуют и как принцип  обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую  систему. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению( 11].

      Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и  разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности  первых и под общим направляющим руководством последнего, а также  в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными  знаниями и общими принципами решения  проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс  обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

      Проблемное  обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей [11]:

      Первая  цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

      Вторая  цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности  к самообучению, самообразованию.

      Обе эти задачи могут быть реализованы  с большим успехом именно в  процессе проблемного обучения, поскольку  усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими  системы проблемно-познавательных задач. 
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

      Особенность проблемного  обучения заключается в том, что  оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи  процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного  мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность  творчества.

      Сущность проблемного  обучения сводится к тому, что в  процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к  развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным  признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

  • В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии [16]:
    • процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
    • проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
    • условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

      закономерности  мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени  совпадают.

      При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у  него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность  управления проблемным обучением в  том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому  от учителя требуется использование  дифференцированного и индивидуального  подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

      Рассмотрим  пример. Учащиеся 6-го класса не знакомы  с понятием о видах глагола. Все  другие грамматические признаки глагола (число, время, переходность и т.д.) им известны. Учительница обращает внимание учащихся на доску, где разноцветными  мелками в два столбика написаны глаголы [20]:

      I       II
Наклеивать Наклеить
Прибегать Прибежать
Печь Испечь

      При первом же знакомстве с этими глаголами  учащиеся видят несоответствия между  видовыми парами. Вопрос. По какому грамматическому  признаку различаются глаголы первого  и второго столбиков?

      Формулировка  проблемы уточняет характер затруднения  учащихся, возникшего при столкновении с проблемой. Попытки учащихся объяснить  различие глаголов на основе актуализации ранее усвоенных знаний не достигают  цели. В дальнейшем связь между  элементами данных и цели достигается  путем анализа и объяснения данных, т.е. анализируется фактический языковой (грамматический) материал, содержащийся в примерах. Цель (понятие о видах  глагола) постепенно раскрывается в  ходе решения проблемы. Как показали ряд исследований, между поисковой деятельностью человека и его здоровьем (физическим, психическим) есть тесная взаимосвязь.

      Люди  со слабо развитой потребностью в  поиске живут менее напряженной  жизнью, их поисковая активность выражается только конкретными вешними ситуациями, когда не удается на основе хорошо отработанных форм поведения удовлетворить  другие потребности, как биологические, - например, потребность в безопасности и в хлебе насущном, так и  социальные, - например, потребность  в престиже. Если же все основные желания удовлетворены, можно как  будто жить расслаблено и спокойно, ни к чему особенно не стремясь и, следовательно, не подвергаясь риску поражения  и ущемления. Отказ от поиска, если поиск не является внутренней насущной потребностью, дается безболезненно  и спокойно. Однако это благополучие мнимое и условное. Оно возможно только в идеальных условиях полного  комфорта. Наш динамичный мир такие  условия никому не предоставляет - и  это вполне закономерно, ибо накопление в обществе лиц с низкой поисковой  активностью неминуемо привело бы к общественному регрессу [3]. А в мире, где постоянно возникает необходимость в поиске хотя бы для удовлетворения первичных потребностей, отсутствие стремления к поиску как таковому делает существование мучительным, ибо постоянно приходится совершать усилие над собой. Поиск, не принося переживания естественности и удовлетворения, становится неприятной необходимостью для людей с низкой потребностью в поиске и, разумеется, гораздо хуже удается им, чем у людей с высокой потребностью в нем. К тому же человек с низкой активностью хуже подготовлен к столкновениям с жизненными трудностями и быстрее отказывается от поиска выхода из сложных ситуаций. И хотя этот отказ субъективно переживается им не так тяжело, но объективно сопротивляемость организма все равно снижается. В одной из стран была прослежена на протяжении ряда лет судьба людей, в характере и поведении которых преобладало чувство апатии, безразличия к жизни, людей с низкой активностью. Оказалось, что они в среднем умирают в более раннем возрасте, чем люди исходно активные. И погибают они от причин, которые не являются фатальными для других. Вспомним Илью Обломова, человека с чрезвычайно низкой потребностью в поиске (с детства эта потребность у него не развивалась, ибо все давалось в готовом виде). Он был вполне доволен жизнью, вернее, своей полной отгороженностью от жизни, и скончался в довольно молодом возрасте по непонятной причине.

Информация о работе Сущность проблемного обучения