Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:42, реферат
Человека образовывает культурная среда — в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно — через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.
Введение
1. Сущность проблемного обучения
2.Структура проблемного обучения
3. Методы проблемного обучения
4.Достоинства и недостатки проблемного обучения
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Красноярский государственный педагогический университет
Им. В.П.Астафьева
Институт Психологии, педагогики и управления образованием.
Кафедра
профессиональной педагогики.
Реферат
По предмету: педагогическая психология
Тема: Сущность
проблемного обучения
Выполнил: студент ЗО
3 курса 31 группы
Орлов Сергей
Проверила:
Романова О.В.
Г.Красноярск,
2011
Содержание:
Введение
1. Сущность проблемного
обучения
2.Структура проблемного
обучения
3. Методы проблемного
обучения
4.Достоинства
и недостатки проблемного
Заключение
Список литературы
Введение
Человека образовывает культурная среда — в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно — через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.
Однако, понимая вышесказанное, в данном тексте мы будем трактовать систему образования сужено — как систему общественных институтов (детский сад, школа, вуз, станция юных техников, спортивная секция и т. п.), созданных специально с целью обучения и воспитания. Будем лишь помнить о весьма условном разделении этих понятий — недаром англичане используют единое «education».
Адекватность культурной среде, то есть понимание ее и активное гармоничное существование в ней, — вот что отличает Человека. И если это так, то основная функция системы образования — окультуривание, то есть передача культуры общества формирующемуся, можно сказать образовывающемуся, Человеку (литературный штамп: подрастающему поколению).
Конечно, здесь следуют оговорки... Да, общество даже в пределах одной страны весьма неоднородно. Да, культура общества, подобно мозаичному полотну, состоит из множества субкультур. Все это так...
Но остается, несмотря на многие нюансы, главный вывод —
1:
ОТ ВЕКА И ПОНЫНЕ ОСНОВНАЯ
ФУНКЦИЯ системы образования:
ПЕРЕДАЧА КУЛЬТУРЫ
ВТОРОЙ ОСНОВНОЙ ФУНКЦИЕЙ
Остается
понять, каким образом будет
Конечно,
тут нельзя не вспомнить наработки,
выполненные в русле
Но есть еще группа методов, интеллектуальных технологий, предназначенных специально для получения новых идей. Самый простой и известный — мозговой штурм. Менее известны метод фокальных объектов, морфологический анализ, синектика...
Адаптацией
этих методов к образованию — от
детсада до вуза — занимается ТРИЗ-педагогика.
Хотя главной ее методологической базой
является отечественная теория решения
изобретательских задач (ТРИЗ). Развитие
управляемого творческого воображения,
навыков работы с многофакторными, заключающими
в себе противоречивые требования задачами —
такие цели ставит ТРИЗ-педагогика. Здесь
педагогов, ждет еще немало педагогических
открытий. А пока — при некоторых успехах —
только в начале пути. Хотя и есть серьезные
основания думать, что в этом направлении
мы опережаем Европу и США. И поэтому, главный
вывод — 3: РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА ИМЕЕТ
УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ЗАДЕЛ
В РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в учебное заведение, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Успех интеллектуального развития достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей учащихся и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.
Психологической
основой концепции проблемного
обучения является теория мышления, как
продуктивного процесса. Мышление занимает
ведущую роль в интеллектуальном
развитии человека.
Сегодня
наиболее перспективным и
В чем сущность проблемного обучения? Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению( 11].
Проблемное обучение
заключается в создании проблемных
ситуаций, в осознании, принятии и
разрешении этих ситуаций в ходе совместной
деятельности обучающихся и учителя,
при оптимальной
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей [11]:
Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе
эти задачи могут быть реализованы
с большим успехом именно в
процессе проблемного обучения, поскольку
усвоение учебного материала происходит
в ходе активной поисковой деятельности
учащихся, в процессе решения ими
системы проблемно-
Важно отметить еще одну из важных целей
проблемного обучения - сформировать особый
стиль умственной деятельности, исследовательскую
активность и самостоятельность учащихся.
Особенность проблемного
обучения заключается в том, что
оно стремится максимально
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.
При проблемном обучении
учитель создает проблемную ситуацию,
направляет учащихся на ее решение, организует
поиск решения. Таким образом, учащийся
ставится в позицию субъекта своего
обучения и как результат у
него образуются новые знания, он обладает
новыми способами действия. Трудность
управления проблемным обучением в
том, что возникновение проблемной
ситуации - акт индивидуальный, поэтому
от учителя требуется
Рассмотрим пример. Учащиеся 6-го класса не знакомы с понятием о видах глагола. Все другие грамматические признаки глагола (число, время, переходность и т.д.) им известны. Учительница обращает внимание учащихся на доску, где разноцветными мелками в два столбика написаны глаголы [20]:
I | II |
Наклеивать | Наклеить |
Прибегать | Прибежать |
Печь | Испечь |
При первом же знакомстве с этими глаголами учащиеся видят несоответствия между видовыми парами. Вопрос. По какому грамматическому признаку различаются глаголы первого и второго столбиков?
Формулировка
проблемы уточняет характер затруднения
учащихся, возникшего при столкновении
с проблемой. Попытки учащихся объяснить
различие глаголов на основе актуализации
ранее усвоенных знаний не достигают
цели. В дальнейшем связь между
элементами данных и цели достигается
путем анализа и объяснения данных,
т.е. анализируется фактический
Люди
со слабо развитой потребностью в
поиске живут менее напряженной
жизнью, их поисковая активность выражается
только конкретными вешними