Сущность проблемного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:42, реферат

Описание работы

Человека образовывает культурная среда — в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно — через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.

Содержание

Введение
1. Сущность проблемного обучения
2.Структура проблемного обучения
3. Методы проблемного обучения
4.Достоинства и недостатки проблемного обучения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

сущность проблемного обучения.docx

— 54.00 Кб (Скачать)

  Второй тип:  проблемные ситуации возникают   при  столкновении  учащихся  с необходимостью использовать ранее  усвоенные  знания  в  новых  практических условиях.

  Третий тип:  проблемная  ситуация  легко   возникает  в  том  случае,  если имеется противоречие между теоретически возможным  путем  решения  задачи  и практической неосуществимости выбранного способа.

  Четвертый   тип:  проблемная  ситуация  возникает   тогда,  когда   имеются противоречия между практически достигнутым результатом  выполнения  учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования. 

Теоретические основы проблемного  обучения.

  Первый способ - побуждение учащихся к теоретическому  объяснению  явлений, фактов,  внешнего  несоответствия  между  ними.   Это   вызывает   поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.

  Второй способ - использование учебных и жизненных   ситуаций,  возникающих при  выполнении  учащимися  практических  заданий  в  школе,  дома  или   на производстве, в ходе наблюдения за  природой  и  тому  подобное.  Проблемная ситуация  возникает   при   попытке   учащихся   самостоятельно   достигнуть поставленной перед ними практической цели.

  Третий способ - расстановка  учебных  проблемных  заданий  на  объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить  любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской  и так далее.

  Четвертый   способ  побуждения  учащихся  к  анализу  фактов   и   явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными  представлениями и научными понятиями об этих фактах.

  Пятый способ  выдвижение предположения (гипотез)  формулировка выводов и их опытная проверка.

  Шестой  способ  -  побуждение  учащихся  к   сравнению   сопоставлению   и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате  которых  возникает проблемная ситуация.

  Седьмой  способ - побуждения учащихся к  предварительному  обобщению новых фактов. Учащийся получают  задание  рассмотреть  некоторые  факты,  явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными  и  сделать самостоятельное обобщение.

  Восьмой  способ - ознакомление учащихся с  фактами носящими  как  будто   бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки  к  постановке  научной проблемы.

  Девятый  способ  -  организация  межпредметных   связей.ю.  Часто  материал учебного  предмета  не  обеспечивает  создание  проблемной   ситуации   (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное).  В  этом  случае следует  использовать  факты  и  данные  наук  имеющие  связь  с   изучаемым материалом.

  Десятый  способ - варьированные задачи, переформулировка  вопроса. 

Правила постановки учебной  проблемы.

  Процесс  постановки учебных  проблем   требует  знания  не  только  логико-психологических и лингвистических,  но  и  дидактических  правил  постановки проблем.

  Учитель,  зная  уровень  подготовленности  своих  учащихся  и  исходя  из специфики  обучения,  может  ставить  перед  ними  уже  встречавшиеся  ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:

  а) алгоритм  решения ранее гашенных проблем  можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;

  б)  решение   встречавшихся  ранее  но  не  решенных  из   за   отсутствия достаточных зананий проблем укрепляет интерес учащихся к предмету,  убеждает их в том, что практически одалимы не  учебные  проблемы  -  для  этого  надо иметь больше знаний;

  в) постановка  ранее  решавшейся  классом   проблемы  в  иной  формулировке обеспечивает  возможность  творческой  работы  при  повторении   пройденного материала;

  г) ранее  решенные коллективом проблемы  можно использовать  для  вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 

      Проблемное  обучение состоит из двух взаимосвязанных  элементов: проблемного преподавания и проблемного учения.

      Проблемное  преподавание - это деятельность преподавателя  по обеспечению условий проблемного  учения студентов путем преднамеренного  создания системы последовательных проблемных ситуаций и управления процессом  их разрешения обучающимися.

      Проблемное  учение - особая структура творческой учебной деятельности студентов  по усвоению знаний и способов деятельности с наличием анализа проблемных ситуаций, формулировок проблем и их решения - посредством выдвижения предположений, обоснования и доказательства гипотез.

      В педагогической практике различают  три метода проблемного обучения, характеризующихся своими системами  действий преподавателя и студентов: проблемное наложение учебного материала, частично-поисковый и исследовательский.

      Сущность  проблемного наложения учебной  информации состоит в том, что, создав проблемную ситуацию, преподаватель  не просто сообщает конечные выводы науки, а показывает "эмбриологию истины” (А.И. Герцен), т.е. воспроизводит в  какой-то мере путь к открытию, раскрывает внутренние противоречия, демонстрирует  сам путь научного поиска.

      Исследовательский метод — это когда студенты, осознав проблему, самостоятельно намечают план поиска, строят предположения, обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, классифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы. Исследовательский метод  позволяет теснее связывать обучение с жизнью и профессиональной деятельностью.

      Исследования, проводимые студентами, в ряде случаев  выходят за рамки учебных занятий  и приобретают научно-практическую ценность. Таковы, например, курсовые и дипломные проекты по заказу предприятий, работы в конструкторских студенческих бюро и кружках технического творчества, дидактические игры "Защита УИГО" (Защита учебно-исследовательской работы студентов), "Защита проектов" и т.д.

      Знание  сущности проблемного обучения преподавателями  вуза, несмотря на существующие разные подходы к такому обучению и его  многим граням, диктуется не только тем, чтобы повысить информативность  процесса обучения вообще, но и подготовить  каждого специалиста к творческому  осуществлению своих обязанностей и научно-обоснованному подходу  к решению проблем, выдвигаемых  жизнью.

       

Система методов проблемного  обучения. 

  Система   общих   методов   (наиболее   известна   номенклатура   методов,

предлагаемая  М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером): 

1) Объяснительно  иллюстративный;

2) Репродуктивный;

3) Проблемное  изложение;

4) Частично-поисковый;

5) Исследовательский  метод. 

  Система  бинарных методов -  информационно-репродуктивный,  информационно-эвристический и   другие  методы  преподавания  и  такие  методы  учения  как слушание чтения учебника упражнения и так далее.

  Система  методов проблемного обучения  представляющая  собой  органическое сочетание общих и бинарных методов.

  В целом   можно  говорить  о   шести   дидактических  способах  организации

процесса проблемного  обучения (то есть общих методах), представляющих  собой три вида изложения учебного материала учителем и  три  вида  организации  им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных  заданий. 

Метод монологического  изложения.

  При монологическом  методе учитель сам объясняет  сущность  новых  понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы  науки,  но  это  делается  в  условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.

Методы  рассуждающего изложения.

  Первый  вариант  -  создав  проблемную  ситуацию,   учитель   анализирует

фактический материал, делает выводы и обобщения.

  Второй вариант  - излагая тему, учитель пытается  путем поиска  и  открытия

ученого, то есть он как бы  создает  искусственную  логику  научного  поиска

путем построения суждений и умозаключений на основе  логики  познавательного процесса. Форма - беседа лекция.

Метод диалогического изложения.

  Представляет  диалог учителя с коллективом  учащихся. Учитель  в  созданной им проблемной ситуации сам  ставит  проблему  и  решает  её,  но  с  помощью учащихся, то есть они активно участвуют  в  постановке  проблемы  выдвижения предположений,  и  доказательства  гипотез.  Деятельности  учащихся  присуще сочетание репродуктивного и  частично-поискового  методов  обучения.  Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических  заданий.

  Суть эвристического  метода заключается в том, что  открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем,  при  участии  учащихся,  а самими учащимися под руководством и с  помощью  учителя.  Формой  реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и  решением  проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских  заданий.

  Организуется  учителем путем постановки перед   учащимися  теоретических   и практических   исследовательских    заданий    имеющие    высокий    уровень проблемности.   Ученик   совершает   логические   операции   самостоятельно, раскрывая сущность нового  понятия  и  нового  способа  действия.  По  форме организации исследовательские работы могут  быть  разнообразны:  ученический эксперимент, экскурсия  и  сбор  фактов,  беседы  с  населением,  подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных  заданий.

  Это метод  при котором учащиеся с помощью,  особым образом,  подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

                         

Бинарные  методы обучения.

Методы преподавания                   Методы учения                        

а) сообщающий                              а) исполнительный                    

б) объяснительный                         б) репродуктивный                    

в) инструктивный                           в) практический                      

г) объяснительно-побуждающий  г) частично-поисковый                

д) побуждающий                              д) поисковый                           

  Сообщающий  метод преподавания представляет  систему приемов обеспечивающих сообщение учителем  фактов  или  выводов  без  достаточного  их  объяснения, обобщения и систематизации.

  Исполнительный  метод  учения  представляет  собой   сочетание   приемов,

характеризующих  учебную  деятельность  школьника  в  основном  по  образцу, используя ранее приобретенные  навыки.  Этот  метод  предполагает:  слушание рассказа учителя,  заучивание  изложенных  учителем  фактов  и  выводов  без критического анализа и осмысления.

   Объяснительный  метод состоит из системы приемов,  включающих сообщения  и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.

  Репродуктивный  метод учения -  система  таких   приёмов,  как  слушание  и

Информация о работе Сущность проблемного обучения