Сущность проблемного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:42, реферат

Описание работы

Человека образовывает культурная среда — в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно — через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.

Содержание

Введение
1. Сущность проблемного обучения
2.Структура проблемного обучения
3. Методы проблемного обучения
4.Достоинства и недостатки проблемного обучения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

сущность проблемного обучения.docx

— 54.00 Кб (Скачать)

осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов,  решение  типовых задач,  анализ  и  тому  подобное.  Применяется  для   осмысления   усвоение теоретических  знаний,  для  обработки  умений  и  навыков,  для  заучивания учебного материала.

  Инструктивный  метод преподавания.  Учитель   инструктирует  учащихся,  что надо делать, и показывает, как надо  делать.  Используется  для  организации практической деятельности учащихся.

  Практический  метод учения предполагает практические  и физические учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

  а) обработки  навыков практических действий  по изготовлению предметов   или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.

  б)   деятельности,   связанной    с    техническим    моделированием    и

конструированием, рационализацией и изобретением.

  Объяснительно-побуждающий  метод преподавания представляет  собой сочетание приемов  объяснения  и  побуждения  ученика  к   самостоятельным   действиям поискового характера. Учебный  материал  частично  объясняется  учителем,  а частично дается учеником в виде  проблемных  задач,  вопросов,  заданий  для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

  Частично-поисковый  метод учения является сочетанием  восприятия объяснений учителя учеником с его собственной  поисковой  деятельностью  по  выполнению работ требующих самостоятельного  прохождения  всех  этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является  слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

  Побуждающим  методом преподавания называется  деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.Поисковый метод учения представляет умственные действия  по  формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.( 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 

      Проблемное  обучение направлено на самостоятельный  поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под  руководством педагога активно усваивают  новые знания. Следовательно, оно  обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме  того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает  мыслительные способности обучающихся [18].

      Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно  требует больших затрат времени  для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими  типами обучения.

      Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся  потому, что базируется на закономерностях  репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

      Несмотря  на выделенные недостатки, на сегодняшний  день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с  развитием рыночных отношений все  структуры общества в той или  иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода  развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными  способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными  способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они "выращиваются". Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы "выращивать" эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения.

 

       Заключение 
 

      Сегодня наиболее перспективным и соответствующим  социально-экономическим, а также  и психологическим условиям является проблемное обучение.

    • Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
    • В американской педагогике начала XX в. известны две основныe концепции проблемного обучения (Дж. Дьюи, В. Бертон).
    • Педоцентрическая концепция Дж. Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и некоторых других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашло свое выражение в так называемых комплексных программах и в методе проекте.
    • Теория проблемного обучения начала интенсивно разрабатываться и в СССР в 60-х гг. XX в. в связи с поиском способов активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности школьника.
    • Основой проблемного обучения является проблемная ситуация. Она характеризует определенное психическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения.

 

      

      Список  литературы

 

    1.Аткинсон  Р. Человеческая память и процесс  обучения: Пер. с англ. – М, 2005. – с. 121-123.

    2.Басова  Н.В.  Педагогика и практическая  психология. Ростов-на-Дону – 1999г.

    3.Бертон  В. Принципы обучения и его  организация. – М, 2004. – с.13-17.

    4.Брунер  Дж. Психология познания. – М, 2007. – с. 56.

    5.Вербицкий  А.А. Активное обучение в высшей  школе: контекстный подход. –  М, 2005. – с. 111-115.

    7.Вилькеев  Д.В. Познавательная деятельность  учащихся при проблемном характере  обучения основам наук в школе. - Казань, 1967.

    6.Выготский  Л.С. Педагогическая психология. – М, 2006. – с. 41-44.

    8.Гальперин  П.Я. Методы обучения и умственное  развитие ребенка. – М, 2005. –  с. 212- 214.

    9.Гурова  Л.Л. Психологический анализ решения  задач. - Воронеж, 2006. – с. 51.

    10.Давыдов  В.В. Теория развивающего обучения. – М, 2006. – с. 113.

    11.Дьюи  Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. – М, 2004. – с. 86-89.

    12. Коменский  Я.А. Избранные педагогические  сочинения. – М, 2005. – с. 87.

    13. Кудрявцев  Т.В. Психология творческого мышления. – М, 2005. – с. 63.

    14.Кудрявцев  Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991 г.

    15. Кулюткин  Ю.Н. Эвристические методы в  структуре решений. – М, 2006. –  с. 49-52.

    16. Лернер  И.Я. Проблемное обучение. – М, 2004. – с. 131.

    17.Лернер  И.Я. Вопросы проблемного обучения  на Всесоюзных педагогических  чтениях.//Советская педагогика.- 1968 г.-№ 7.

    18 Липкина  А.И. Самооценка школьника и  его память // Вопр. психологии. - 2007. - № 3. – с. 25.

    19. Матюшкин  А.М. Проблемные ситуации в  мышлении и обучении. – М, 2004. –  с. 48.

    20 Махмутов  М.И. Проблемное обучение. - М., 2005. – с. 11-15.

    21.Оконь  В. Основы проблемного обучения. - М.:Просвещение, 1968 г. 

    22. Талызина  Н.Ф. Теоретические проблемы программированного  обучения. – М, 2004. – с. 27-31.  
     

Информация о работе Сущность проблемного обучения