Сущность проблемного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:42, реферат

Описание работы

Человека образовывает культурная среда — в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно — через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.

Содержание

Введение
1. Сущность проблемного обучения
2.Структура проблемного обучения
3. Методы проблемного обучения
4.Достоинства и недостатки проблемного обучения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

сущность проблемного обучения.docx

— 54.00 Кб (Скачать)

      Постоянное  отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается  беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются. Так что низкая потребность в  поиске не только делает жизнь пресной  и бесполезной, но и не гарантирует  здоровья и долголетия.

     Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. История собственно проблемного  обучения начинается с введения так  называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.

     Глубокие  исследования в области проблемного  обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным. Много  этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Исследования в этой области ведутся  сейчас и другими  представителями педагогической науки.

     Проблемное  обучение возникло как результат  достижений передовой практики и  теории обучения и воспитания в сочетании  с традиционным типом обучения является эффективным  средством общего и  интеллектуального развития учащихся.

     В педагогической литературе имеется  ряд попыток дать определение  этому явлению.

     Под проблемным обучением В.Оконь понимает «совокупность таких действий, как  организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой  помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство  процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». [21]

     Д.В.Вилькеев под проблемным обучением имеет  в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания. [7]

     Сущность  проблемного обучения И.Я.Лернер видит  в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в  решении

новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям учебного заведения». [17]

     Т.В.Кудрявцев  суть процесса проблемного обучения видит в  выдвижении перед учащимися  дидактических проблем, в их решении  и овладении учащимися обобщенными  знаниями и принципами проблемных задач. [14]

     Кроме этих статей во многих работах проблемное обучение рассматривается не прямо, а в контексте и более широко, как средство активизации  учения, повышения эффективности обучения какой-то конкретной дисциплине и т.д. [2]

  Задачей  наших школ является формирование  гармонически развитой личности.  Важнейший показатель всесторонне  и гармонично развитой личности  – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию   творческих способностей, то его можно  сочетать  развивающим  обучением,  то есть такое обучение при котором учитель, опираясь на знание  закономерностей развития   мышления,   специальными   педагогическими    средствами    ведет целенаправленную  работу  по  формированию   мыслительных   способностей   и познавательных потребностей своих учеников в процессе  изучения  цели  основ наук. Такое обучение является проблемным 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 

      Структурными  элементами проблемного обучения выступают  следующие методические приемы:

      актуализация  изученного материала;

      создание  проблемной ситуации;

      постановка  учебной проблемы;

      построение  проблемной задачи;

      умственный  поиск и решение проблемы (формулирование гипотезы или нескольких гипотез, основанных на допущениях и  уже известных  фактах; доказательство гипотез, анализ возможных ошибок, предсказание естественных следствий из каждой гипотезы, обобщение); проверка решения проблемы и повторение

  Цель активизации  путем проблемного обучения состоит   в том, чтобы  понять уровень усвоения понятий и обучить не  отдельным  мыслительным  операциям  в случайном, стихийно складывающемся порядке, а  системе  умственных  действий

для решения  не стереотипных задач. Эта активность  заключается в том,  что ученик,   анализируя,   сравнивая,   синтезируя,   обобщая,    конкретизируя фактический  материал,  сам  получил  из  него  новую  информацию.   Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных  знаний

или новое применение прежних знаний. Нового  применения  прежних  знаний  не может  дать  ни  учитель,  ни  книга,  она ищется  и   находится   учеником поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.

  Умственный  поиск  -  сложный  процесс,  он,  как  правило,  начинается  с проблемной ситуации,  проблемы. Но не всякий поиск  связан  с  возникновением проблемы? Если учитель дает задание ученикам, указав,  как  его  выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

  Подлинная  активизация учащихся характеризуется  самостоятельны поиском  не вообще, а поиском путем решения проблем. Если  поиск  имеет  целью  решение теоретической,  технической,  практической  учебной  проблемы  или  форм   и

методов художественного  отображения, он превращается в проблемное учение педагогического процесса.

  Цель проблемного типа обучения не только  усвоение  результатов  научного познания,  системы  знаний,  но  и  самого  пути  процесса  получения   этих результатов,  формирования  познавательной   самодеятельности   ученика   и развития его творческих способностей.

    В основе  организации  цели процесса проблемного обучения имеет принцип  поисковой  учебно-познавательной

деятельности  ученика, то есть принцип открытия им  выводов  науки,  способов действия, изобретения новых  предметов  или  способов  приложения  знаний  к практике.

  При проблемном  обучении деятельность учителя  состоит в том, что он, довел в  необходимых  случаях  объяснение  содержания  наиболее  сложных  понятий, систематически создает проблемные  ситуации,  сообщает  учащимся  факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность,  так что на  основе  анализа  фактов  учащиеся  самостоятельно  делают  выводы  и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

  В результате у учащихся  вырабатываются  навыки  умственных  операций  и действий, навыки переноса знаний,  развивается  внимание,  воля,  творческое воображение.

  Проблемное  преподавание  -  деятельность  учителя  по  созданию  системы проблемных ситуаций,  изложение  учебного  материала  с  его  объяснением  и управлению деятельностью учащихся, направленной  на  усвоение  новых  знаний как традиционным путем, так и путем  с  самостоятельной  постановки  учебных

проблем и их решение.

  Проблемное  учение - это учебно-познавательная  деятельность  учащихся  по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения  учителя в  условиях  проблемной  ситуации,  самостоятельного  анализа  проблемных

ситуаций,  формулировки  проблем  и  их  решение  по  средствам   выдвижения предложений,  гипотез  их  обоснование  и  доказательства,  а  также   путем проверки правильности решения.

    Проблемная  ситуация  -  это   интеллектуальное   затруднение   человека, возникающее в случае, когда он не знает, как  объяснить  возникшее  явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему  способом действие это побуждает человека искать новый способ  объяснения  или  способ

действия. Проблемная ситуация есть закономерность  продуктивной,  творческой познавательной деятельности.

Она обуславливает  начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

    Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов

продуктивной  познавательной  деятельности  человека  в  условиях  проблемной ситуации. 

Проблемная  ситуация. Проблема. Поиск способов  ее  решения

 
Первый  признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает  трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для ученика. Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом учащихся.

И наконец, более  общая проблемная ситуация должна заключать  в себе ряд более частных. Общая  проблемная ситуация-проблема-должна распадаться на ряд подпроблем, связанных  и вытекающих одна из другой.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих  в учебном процессе:

1. Проблемная  ситуация создается тогда, когда  обнаруживается несоответствие  между имеющимися уже системами  знаний у учащихся и новыми  требованиями (между старыми знаниями  и новыми фактами, между знаниями  более низкого и более высокого  уровня, между житейскими и научными  знаниями).

2. Проблемные  ситуации возникают при необходимости  немалообразного выбора из систем  имеющихся знаний единственно  необходимой системы, использование  которой только и может обеспечить  правильное решение предложенной  проблемной задачи.

3. Проблемные  ситуации возникают перед учащимися  тогда, когда они сталкиваются  с новыми практическими условиями  использования уже имеющихся  знаний, когда имеет место поиск  путей применения знаний на  практике.

4. Проблемная  ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между  теоретически возможным путем  решения задачи и практической  неосуществимостью или нецелесообразностью  избранного способа, а также  между практически достигнутым  результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

5. Проблемные  ситуации при решении технических  задач возникают тогда, когда  между внешним видом схематических  изображений и конструктивным  оформлением технического устройства  отсутствует прямое соответствие.

6. Проблемные  ситуации создаются и тем, что  существует объективно заложенное  в принципиальных схемах противоречие  между статическим характером  самих изображений и необходимостью  прочитать в них динамические  процессы.

Введение в  учебный процесс элементов проблемности повышает активность учащихся, способствует развитию у них познавательных интересов. Тем не менее полностью построить  обучение на основах проблемности вряд ли возможно. В большинстве классов  собраны учащиеся с разным уровнем  подготовки и разными способностями. И если для кого-то проблемное задание  оказывается не по силам, т. е. не соответствует  их возможностям, оно вносит дезорганизацию в учебную работу. Использование  приемов проблемного обучения не должно исключать индивидуального  обучения.

  Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной  ситуации  до решения проблемы имеет несколько этапов:

    - возникновение  проблемной ситуации,

  - осознание  сущности затруднения и постановка  проблемы,

  -   нахождение   способа   решения   путем   догадки    или    выдвижения

   предположений  и обоснование гипотезы,

  - доказательство  гипотезы,

  - проверка  правильности решения проблем.

  Общие функции  проблемного обучения:

  - усвоение  учениками системы знаний и   способов  умственной  практической деятельности;

  - развитие  познавательной самостоятельности   и  творческих  способностей  учащихся;

  - формирование  диалектико-материалистического   мышления  школьников  (как основы).

  Кроме того  проблемное обучение имеет специальные  функции:

  - воспитание  навыков творческого усвоения  знаний  (применение  отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

  - воспитание  навыков творческого применения  знаний (применение  усвоенных знаний  в новой ситуации) и умение  решать учебные проблемы;

    - формирование  и накопление опыта  творческой  деятельности  (овладение методами  научного  исследования,  решение   практических   проблем   и художественного отображения действительности).

  Мыслительная  деятельность учащихся  стимулируется   постановкой  вопросов. Вопрос учителя должен быть  сложным  настолько,  чтобы  вызвать  затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения  ответа. 

  Проблемная  задача, в отличии от обычных  учебных  задач,  представляет  не просто  описание  некоторой  ситуации,  включающей  характеристику   данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное  которое  должно  быть раскрыто на основании этих условий.

  Как  показали  исследования,  можно  выделить  наиболее  характерные  для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

  Первый тип:  проблемная ситуация возникает  при условии, если  учащиеся  не знают способы решения поставленной задачи, не могу  ответить  на  проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Информация о работе Сущность проблемного обучения