Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:48, реферат
Любая система образования исторична, она весьма и весьма тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития каждого общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой механизм получения образования. Так, средние века в нашем сознании ассоциируются прежде всего с тремя их институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками.
От университетов отличали школы (studium). Они делились на:
-генеральные (generale), т. е. не местные, а предназначавшиеся для всех представителей наций, которые благодаря приобретенным ученым степеням имели право преподавать в любом районе христианского мира (facultas docendi ubique terrarum) studium universale и
studium commune, studium solempne, т.е., обыкновенные.
Чаще эти школы
назывались просто STUDIUM , изредка - Академия.
Примерно с 14-го века существует эпитет
alma mater, т. е. нежная мать(термин заимствован
из канонического права и
К 14-му веку утверждается
общее название - universitas scolarium et magistrorum.
К этому времени складывается и концепция
университета.
|
|||
Концепция университета
Средневековый университет, несомненно, был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в. до н. э.), школа права в Бейруте (3-6вв.), императорский университет в Константинополе (424 - 1453 гг.). Их организация и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, например, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права. Здесь также изучали квадриум и тримиум. В качестве основного естественно использовался греческий язык. Существовала целая система школ. Но эти школы были достаточно жестко подчинены государству. Ни о какой автономии, а, следовательно, и свободе мысли речи не было.
Широко была развита практика получения образования у отдельных светских ученых.
Но только в Западной Европе возник университет как специальная организация для образования.
Его специфику определяли три важнейших момента -автономия, выборность властей и дискуссия как основа обучения и науки. Важнейшим отличием университета была его значительная независимость от различных властей, будь то церковные или светские.
Власть в университете выбиралась, и здесь большую роль играл авторитет, завоеванный в дискуссиях.
Диспут как
открытый диалог был важнейшим отличием
западных университетов. Очень важно,
что эти дискуссии были открыты
для различных людей, которые могли выступать
как в качестве слушателей, так и оппонентов.
Именно здесь создавалась традиция, что
любая идея, пусть даже самая важная, например,
понимание отношений человека с Богом,
нуждалась в обосновании и доказательствах.
Университет обладал целым рядом прав и привилегий:
- право изучать
не только семь свободных
- право получать
часть бенефициальных
- право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi).
- особая подсудность
для школяров - по своему выбору
или перед учителями или
- право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д.
Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер. Таким образом, перед нами, по сути, идея "ученого цеха". Везде стало складываться общее обозначение "studentes": так именовались не только учащиеся, но все, кто "штудирует", т. е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики.
Таким образом,
эти ассоциации организовывались по
образцу ремесленных и
В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. Это были наиболее крупные и престижные университеты того времени. Они считались наиболее важными в своей стране. Более того, они пользовались большим авторитетом во всем «христианском мире» (разумеется, католическом).
Так Болонский
университет считался самым известным
и престижным юридическим вузом.
А парижский теологический
Оксфордский славился тем, что здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато большее внимание уделялось естественным наукам.
В Саламанке наиболее активно изучали литературу арабов и евреев. Считалось, что здесь активно изучают и черную магию.
Остальные университеты во многом подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености".
По мнению отдельных исследователей, "самым ранним университетом средневековой Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. н. э. В период существования римской империи небольшой городок Салерн в глубине Пестанского залива в Кампании был своеобразны курортом. В 9в. Он был столицей лангобардского королевства, а с 11 века стал резиденцией норманнского герцога Робера Гюискара. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica)хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия. Именно здесь в 820 году был основан госпиталь - первая гражданская больница в Западной Европе, финансировавшаяся за счет средств города. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования была известна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала 13 века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеи химического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галена и Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план. Салернская же школа сохраняла слепую преданность античным медикам. Студенты начали разбегаться. Примером продукции салернских медиков стал написанный в 13 веке известным врачом, поэтом и еретиком Арнольдом из Виллановы "Салернский кодекс здоровья", вышедший у нас уже несколькими изданиями.
По указанным причинам первым европейским университетом традиционно считается Болонский университет, возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право.
Считается, что именно он ввел в практику юристов кодекс Юстиниана, свод законов, где большое внимание уделялось различным видам собственности.
Лекции Ирнерия оказались очень популярны, и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.
Но подлинный рост значения Болонской школы начинается с середины 12 века. В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов Ломбардии - Милан и созвал на Ронкальском поле (на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров, в этом же году он издал закон, по которому брал под свое покровительство тех, кто "путешествует ради научных занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права"; болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи.
Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников, к началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).
Иной тип объединения
представлен Парижским
В 13 веке возникает и Оксфордский университет. Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.
Гордостью Испании
является университет в Саламанке
(1227г). Об основании его окончательно
было заявлено в грамоте короля Альфонса
X в 1243 году.
В XIII веке возникает и масса других университетов:
1220г. - университет в Монпелье(привилегии университета получил, правда, лишь в конце 13 века).
1222г. - Падуанский(в результате ухода школяров из Болоньи).
1224г. - Неаполитанский,
т. к. сицилийскому королю
1229г. - Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можно слушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино и продукты питания).
Много университетов появилось в 14-15 вв.:
1347г. - Пражский.
1364г. - Краковский.
1365г. - Венский.
1386г. - Гейдельбергский.
1409г. - Лейпцигский.
К 1500 году в Европе
существовало уже 80 университетов, численность
которых была самая разная. В парижском
университете в середине 14 века обучалось
около трех тысяч человек, в пражском
к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском
- 904 человека.
Организация университетов
Руководство
Первоначально университет подчинялся специальному представителю духовенства, обычно эта должность называлась канцлер университета.
Позднее, уже с 12 в. канцлер или становится выборным главой университета
из среды его докторов, как в Оксфорде или же теряет реальную власть, как в Париже.
В Париже очень большую роль играли регенты, т.е. преподаватели, имевшие высшие степени. Они каждый на своем факультете избирали декана, а на факультете Свободных искусств - ректора.
Во многих университетах именно ректор стал выборным главой университета.
Он мог занимать эту должность сроком на 1 год или больше, а иногда даже пожизненно. При этом ректор занимался хозяйственными делами, возглавлял суд над членами университета. Но он не контролировал научную деятельность и присвоение степеней. Эту роль играл совет преподавателей.
Большое значение также имели прокураторы, т.е. главы наций, также выбираемые регентами.
В выборах главы университета и других чиновников участвовали преподаватели. Нередко в них принимали участие и студенты, а в некоторых университетах учащиеся обладали и активным избирательным правом, т.е. могли занять любой выборный пост.