Средневековые университеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:48, реферат

Описание работы

Любая система образования исторична, она весьма и весьма тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития каждого общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой механизм получения образования. Так, средние века в нашем сознании ассоциируются прежде всего с тремя их институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками.

Работа содержит 1 файл

Средневековая система образования.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Система образования 

Яркой особенностью средневековой культуры Европы является ее письменный характер. Вместо характерного для античности просвещенного досуга ("схоле") появляется ученый труд ("прагматейя"), вместо устной культуры - письменная. Это дает возможность транслировать знания в другие эпохи.

В Европе утверждается культ слова. Еще в Евангелии  от Иоанна говорилось, что "в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть" (I,1 - 3).

Поэтому такое  большое значение в средние века имеют проповеди и молитвы. Огромное значение приобретает именно Текст. Достичь цели, которую ставил перед собой средневековый человек, а именно постичь Бога, это значило всю жизнь читать и интерпретировать один и тот же текст, т.е. Библию. Формируется целая наука толкования священных текстов - экзегетика. Средневековый философ интерпретирует многочисленные Тексты и проповедует на их основе.

Отсюда вытекает новое понимание жизни как  вечного ученичества. Человек понимал  себя как часть целого, т.е. Бога и  смысл своей жизни видел в  причащении к божественному благу. Любой христианин - это, прежде всего, ученик Бога. Поэтому большинство теологов были либо проповедниками, либо преподавателями. Основная масса средневековой теологической литературы написана в жанрах гомилий(проповедей), дидаскалий (учительских назиданий), комментариев и глоссариев. Христианство часто называют религией священных писаний (сакра скриптура).

Школьность средневековой  культуры появилась рано. Еще в  эпоху первоначального христианства многие античные авторы считали Иисуса Христа основателем одной из школ, "одним из учителей". Лукиан писал, что "христиане поклоняются некоему распятому софисту", а Палладий именовал Христа "архипастырем, архиучителем и архисофистом". Упоминания об учительской деятельности Иисуса Христа сохранились в Новом Завете:

" И ходил  Иисус по всей Галилее, уча  в синагогах их и проповедуя  Евангелия Царствия" (Мф 4,23);

"И, сойдя  с ними, стал Он на ровном  месте, и множество учеников  его" (Лк 6,17);

" Но в половине  уже праздника вошел Иисус  в храм и учил" (Ин 7,14);

"Опять собирается к Нему народ, И, по обычаю Своему, Он опять учил их" (Мк 10,1).

Школьность в  средние века приобрела огромные, космические размеры. История превратилась в педагогический размер, а Христос - в верховного учителя, его проповеди - "божественные уроки". «Жизнь стала иметь смысл лишь как время переделки человека» (Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1977. С.162).

Все учат друг друга, все проходят жизненный путь - школу.

Жизненный путь средневекового европейца выглядит примерно так:

ученик - подмастерье - мастер,

паж - оруженосец - рыцарь,

студент - бакалавр - магистр.

Более в этом мире Текста человеку не дано… 

Подчинена педагогической цели и природа. Весь мир становится учебником, природа - наглядным пособием. Если идеалом античности был гражданин, воин, человек, достигший расцвета, то в христианской средневековой Европе считалось, что человек должен уподобиться ребенку. Обоснование этого опять же есть в Новом Завете:

" В то время  ученики приступили к Иисусу  и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Мф 18, 1-4).

Климент Александрийский  даже уподобляет учение Христа молоку: "Возлюбите чистое словесное молоко; учение - молоко для тех, кто впитывает  его в детской простоте, отложив  всякую злобу, всякое коварство и  лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы"

Сам Христос  у христиан часто предстает в  виде ребенка, но на иконах этого ребенка  изображают со старческим лицом, ибо  он - "предвечный бог" и знает  всю печаль мира. Таким образом, у  всякого старца, как у младенца, не должно быть злобы, но всякий ребенок должен быть по-старчески мудрым и серьезным.

Учебный процесс в средневековом  университете   

В средние века не было отделения высшего образования  от среднего, поэтому в университетах  и существовали младший и старшие  факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет.

Здесь он изучал "семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявшие из двух циклов - "тривиум" (trivium - "перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" (quadrivium - "перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Риторика - это  наука о том, как грамотно говорить и в меньшей степени писать и составлять не только речи но и  документы. Наивысшим авторитетом  были работы Цицерона.

Диалектика или  логика. Умение логически мыслить и разбираться в вопросах, стремясь максимально разобрать все за и против. Высшим авторитетом здесь был Аристотель. Большую роль в ее становлении сыграл Абеляр.  

На обучение на факультете свободных искусств уходило  в среднем примерно пять-семь лет. Этот срок мог быть меньше или больше в зависимости от конкретного студента и местных традиций. Проучившийся первые 2 года получал степень бакалавра, прослушавший полный курс магистра свободных искусств. Теперь они имели право преподавать на своем факультете или продолжить обучение на других Факультет Свободных искусств заканчивали примерно треть студентов. Обучение медицине и праву занимало еще примерно шесть лет. Богословию учились минимум 8 лет. А чаще обучение затягивалось на 15-16 лет.   

У одного преподавателя могли вместе учиться люди самых разных возрастов, да и уровень подготовки мог сильно различаться. Не существовало и твердого понятия о том, сколько должен проучиться тот или иной студент. Срок обучения мог измениться в любую сторону. Причинами могли быть как способности конкретного студента, так и его положение.

Посмотрим на примере  подготовительного факультета, что  представлял собою процесс обучения.

Учебные занятия  в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия  или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus ordinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.

Основных форм преподавания было три.

Полное, систематическое  изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т. п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в 13 веке сформулировал это так: "Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст". Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие - менее важными и необязательными(экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы ( с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в 13 веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с 14 века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Так или иначе, школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.

Repetitio - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам.

Одной из самых  распространенных форм преподавания был  диспут (disputatio). Руководство университетов  придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить  школяров искусству спора, защите приобретенных  знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.

Самым распространенным методом проведения диспутов был  предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров  держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все "за" и "против". Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут "о чем угодно" (disputatio de quodlibet). Темы были самые разнообразные, например:

Диспут, проведенный  Маттео Акваспартой в 13 веке на тему "делается ли необходимое существование  благодаря знанию этой вещи или может  быть объектом интеллекта то, чего нет?", отразил борьбу между двумя философскими направлениями - номинализмом и реализмом.

Нужно было доказать или опровергнуть аристотелевский  силлогизм "Все люди - животные. Сократ - человек. Следовательно, Сократ - животное".

Целый день мог  идти диспут о том, может ли быть оставлена проповедь слова Божьего по запрету светской власти.

Можно ли связать  заклинанием демонов и силы тьмы?

Допускается ли поединок и турнир по каноническим законам?

Разрешались и  шуточные вопросы, но не предосудительного  характера, хотя с точки зрения нашей морали они и могут показаться таковыми:

О верности наложниц священникам.

Вполне серьезно обсуждалось отношение к такому сюжету: поп навестил дочь булочника, но вынужден был спасаться от конкурента, забежал в свиной хлев. Туда вошел булочник и спросил: "Кто там?". Поп в ответ сказал: "Никого, кроме нас".

Может ли быть больше одного ангела в одном и том  же месте?

Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики  и оскорбления. Но, тем не менее, диспуты действительно часто переходили в сражения магистров и школяров. Не спасал и дубовый барьер.

По окончании  обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров  от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

Заканчивая эту  главу, имеет смысл немного вспомнить  о высших науках. Их было три Теология, Юриспруденция и Медицина.

Теология (Богословие).

Основное преподавание велось по «Сентенциям» Петра Ломбарда, включавшее в себя мнения наиболее авторитетных теологов по различным спорным моментам Библии.

Юриспруденция.

Безусловно, наибольшее количество студентов, перешедших на высшие курсы, специализировалось по этой дисциплине.

Следует учесть, что существовало несколько источников законов. Это:

- Каноническое  право, основанное на решениях  церковных соборов, пап и других  иерархов церкви.

- Римское право.  Основным здесь был кодекс  византийского императора Юстиниана.  В этом кодексе уделялось большое  внимание различным видам собственности.

Но в практической деятельности юристам необходимо было также знать и местные законы.

Свои законы издавали различные феодальные правители, например король Франции. Вообще, свои правила и законы мог устанавливать  каждый более менее независимый государь, будь то феодал или город. Отношения между ними также регулировались законами, будь то нормы службы, количество и размеры различных поборов, разделение различных полномочий и т.д.

В результате в  каждой провинции существовали свои местные законы, которые могли копировать или противоречить общему праву.

Информация о работе Средневековые университеты