Средневековые университеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:48, реферат

Описание работы

Любая система образования исторична, она весьма и весьма тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития каждого общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой механизм получения образования. Так, средние века в нашем сознании ассоциируются прежде всего с тремя их институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками.

Работа содержит 1 файл

Средневековая система образования.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Средневековая система образования: Университеты

Любая система  образования исторична, она весьма и весьма тесно связана с эволюцией  общества. Определенной стадии развития каждого общества, как правило, соответствует  и определенная система образования  и воспитания. В каждом обществе существует свой механизм получения образования. Так, средние века в нашем сознании ассоциируются прежде всего с тремя их институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками.   

 
 

Образование в раннем средневековье (5-11 вв.)

 

 

В этот период практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию (духовенству). Их обучение проходило в школах, созданных опять же представителями духовенства.

Наиболее типичными  были монастырские, соборные и приходские школы.

Монастырские  школы делились на внутренние и внешние.

Они давали наиболее полное образование по сравнению  с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. Да и большинство наиболее образованных людей того времени  были монахами.

Внутренние монастырские школы предназначались только для монахов и послушников данного монастыря, готовящихся к поступлению в монахи.Если аббат монастыря давал свое разрешение или уже была соответствующая традиция, то в монастырские школы могли брать и учеников со стороны. Это могли быть представители белого духовенства, монахи из других монастырей и даже миряне. Монастырские школы, принимавшие чужаков, назывались внешними.

При кафедрах епископов  и крупных соборах нередко  существовали соборные или кафедральные школы для подготовки будущих священнослужителей. Изредка существовали школы, созданные обычными священниками в своих приходах. Такие школы назывались приходскими. Там обучали только подростков, и уровень образования там был минимален.

Приходские, внешние  монастырские и соборные школы посещали мальчики 7 - 15 лет. Они изучали чтение на латыни, письмо, счет, церковное пение. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно - нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе.

Во внутренних школах образование было более широкое.

Прежде всего, изучался латинский язык. Санкт-галленский аббат Соломон требовал, чтобы  младшие ученики приветствовали его латинской прозой, средние - ритмическими стихами, которые сочинялись на слух, а старшие - метрическими стихами, которые сочинялись по книгам. Схема школьной программы была алкуиновской. Сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию. Пользовались учебниками Алкуина, Беды Достопочтенного, Исидора Севильского, Боэция, Марциана Капеллы, Доната, их комментировали, на полях выписывали переводы латинских слов (глоссы). Широко использовали античных авторов. Начинающие ученики читали Катона, Вергилия, потом переходили к Плавту, Цицерону. Очень любили читать платоновский диалог "Тимей". К текстам третьей ступени трудности относились Вергилий, Гораций, Овидий, Саллюстий. Писали сочинения в стихах и прозе на латыни. Из греческого языка брались азбука, отдельные слова и фразы символа веры, молитв и литургии. Знатоков греческого языка было немного. Риторические приемы не использовались, к Цицерону обращались не часто.

Постепенно объем  знаний увеличивался. Почти в каждом монастыре существовали мастерские по переписке. Рукописи, вывезенные в свое время Карлом Великим из Италии, широко разошлись по Европе, переписывались, выменивались. Сбором книг прославился Гримальд, аббат санкт-галленского монастыря. Именно в этом монастыре впоследствии итальянский гуманист Поджо Браччолини нашел рукописи Лукреция Карра и Квинтиллиана. Герберт, будущий папа Сильвестр II , в X в. Призывал читать, прежде всего, подлинные тексты Аристотеля, а не многочисленные комментарии к нему. Через Испанию и Сицилию проникала в Европу арабская культура. Ученик Храбана Мавра Серват Луп (805-862) занимался не только сбором книг, но даже сверкой различных текстов. Его письма очень напоминают письма итальянских гуманистов. Именно ему принадлежит смелая мысль о том, что "мудрость... заслуживает достижения уже ради ее самой". Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках: Мец - на музыке, Тур - на медицине, Комбре - на математике. Появляются бродячие студенты. Это один из источников вагантства.

И все же главной  заботой монастырей была не филология, а богословие. Составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию.

Образование феодалов.

Говоря об образовании, нельзя не упомянуть и об образовании  феодалов.

Оно было направлено в первую очередь на воспитание рыцарей. Упор делался на развитие качеств  необходимых воину и в меньшей  степени светскому человеку. При  этом даже элементарная грамотность  долгое время не считалась обязательной. Так крупный английский военачальник 15 века Джон Талбот, граф Шусберри был неграмотен.

В соответствии с семью свободными искусствами  существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков:

умение ездить верхом;

умение плавать;

умение владеть копьем;

умение фехтовать;

умение охотиться;

умение играть в шахматы;

умение слагать  стихи и играть на музыкальных  инструментах.

Все эти навыки приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет служили пажом, потом - оруженосцем. В 21 год происходило посвящение в рыцари.

К концу средневековья  для знатных рыцарей считалось  необходимым знать французский  язык, ставший к тому времени языком придворных кругов.

Отдельные руководства  по воспитанию детей высшей феодальной знати начали появляться в XII - XIII вв. Одно из наиболее известных - сочинение Винцента из Бовэ(XIII в.) "О наставлении сыновей правителей и благородных людей", которое составлено в основном из выдержек из различных источников.   

Воспитание женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных воспитательниц. Эта традиция сложилась еще на заре средневековья. Впоследствии женщин нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко стала применяться практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. Здесь воспитывали и обучали латыни, знакомили с Библией, приучали к благородным манерам. Вероятно, грамотность женщин была шире, чем среди рыцарей. В известной мере это было связано с тем, что католическое духовенство стремилось оказать влияние на светских феодалов через их жен, воспитывавшихся в монастырях в духе религиозности. Не случайно в числе приданого были книги религиозного содержания.

Воспитание девочек, принадлежавших к непривилегированным  сословиям, ограничивалось приучением вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным наставлениям.   

Образование в период развитого  средневековья (11-15 вв.)  

В начале II тысячелетия  в Европе начинают действовать новые  социально - экономические и политические факторы: развитие городов и появление городских коммун, подъем сельского хозяйства, развитие торговли. Развитие новых форм торговли и в определенной степени ремесла вызывает необходимость в грамотных людях.

Это привело  к увеличению количества школ, для  которых было также готовить грамотных преподавателей.

Расширяются связи  с мусульманскими территориями. Знакомству с более высокой арабской культурой  способствовали и крестовые походы, и различные взаимоотношения (от войны до союза) в Испании и  Южной Италии.

Культурные последствия  всех этих явлений весьма значительны. Начали расширяться знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук. Развитие наук вызывает необходимость  в специализации.

Появляются новые  социальные группы, усложняются различные формы гос. образований. Кроме того, для Европы была характерна конкуренция различных институтов власти, например папства и империи.

Это приводило  к усложнению права и росту  различных управленческих структур. Резко растет необходимость в грамотных людях и специалистах, что привело к возникновению новой системы высшего образования, т.е. к созданию университетов.   

Отличия монастырской школы  и университета.  

В монастырской школе и студенты, и преподаватели  были связаны обетом послушания и являлись частью церковной организации с ее иерархией. Кто будет учиться, а кто преподавать, что именно будет изучать студент, и что ему будут преподавать, решало начальство.

При этом иногда (здесь очень многое зависело от личности конкретного аббата и наличия в монастыре толковых преподавателей) уровень преподавания в отдельной монастырской школе мог быть очень высок, намного выше, чем в первых университетах. А уж о монастырских библиотеках многие университеты могли только мечтать.

Как и монастырские школы, университет также развивался под патронажем церкви, и значительную часть его преподавателей и студентов составляли представители духовенства.

Но университет  был намного более гибкой и  приспособленной к жизни структурой. Дело в том, что университет работал на открытом рынке образования.

С самого начала студенты имели право выбора университета, преподавателя и факультета. Преподаватели  также имели право выбора университета. Было обычной практикой, что преподаватель, проработав несколько лет в одном месте, переезжал в другое. А за наиболее известными учителями устремлялись и студенты.

В этих условиях не могло быть и речи о таком  же строгом контроле, как в монастырской школе. И эта свобода приводила  к тому, что университеты намного  лучше улавливали нужды общества.   

Предпосылки   

Необходимость в специалистах, которую уже не могли удовлетворить монастырские школы, привела к появлению новых  институтов. Так, в городах появляются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний.

Но были необходимы и институты, дающие высшее образование. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе.

Необходимость появления новых форм образования  понимали и власти.

Начиная с 12 века, появились первые университеты. Они  создавались как высшие образовательные  учреждения. Название пошло от латинского слова «универсум», т.е. сообщество. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании.

Своей буллой папа римский выводит эти школы  из-под контроля светской и, частично, местной церковной власти. Папы узаконивали  существование университета.

Важнейшей привилегией  университета было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора  и т.д.). Разумеется, и другие учреждения выдавали дипломы о своим выпускникам: академии, различные школы и т.д.. Но они признавались только там, где  существовала власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе. А дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой католической стране.

Следует учесть, что средним векам неизвестно было и то значение университета, которым пользуемся мы сейчас. Для нашего времени века, как правило, университет - это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин "universitas" означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова corpus, коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной "universitas". Только в 14-15вв. университет станет отдельным академическим учреждением.

Информация о работе Средневековые университеты