Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучение место и роли университетов в культуре западноевропейского средневековья. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить предпосылки возникновения университетов в культуре западноевропейского средневековья.

2. Рассмотреть концепцию университета, его место в культуре западноевропейского средневековья.

3. Охарактеризовать последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени.

Содержание

Введение 3

Предпосылки возникновения университетов 5

Концепция университета, его место в культуре западноевропейского средневековья 9

Последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени 13

Заключение 18

Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья.docx

— 51.24 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Предпосылки возникновения университетов 5

Концепция  университета, его  место в культуре западноевропейского  средневековья 9

Последствия открытия западноевропейских университетов в  средневековье, их роль в культуре того времени 13

Заключение 18

Список  использованной литературы 20 
 
 
 

 

Введение

       Эпоха Средневековья в Европе  сопровождалась закатом классической  греко-римской культуры и значительным  усилением влияния церкви на  общество, особенно на культурную, научную жизнь. Следствием этого  явилось возникновение и усиление  противоречий между наукой и  схоластическим догматическим богословием.

     С утверждением христианства Средневековье (II-XIV-XV) радикально изменило систему ценностей Античности, предложив новую картину мира и новое мировоззрение. Родился новый строй мышления, появились свои проблемы и темы культуры. Менталитет средневекового человека был символичен. Символизм начинался на уровне слов. Назвать вещь уже значило ее объяснить. Язык считался инструментом ума, что делает объяснимым продолжавшийся несколько веков спор между «реалистами» и «номиналистами», спор об «универсалиях». С этим связан как характер средневековых образовательных институтов, так и характер средневековой науки.

     Актуальность  выбранной мной темы обусловлена  тем, что вся система образования исторична, она всегда связана с обществом с его эволюцией. Для каждого общества существуют определенные стадии развития, в свою очередь к стадиям развития соответствуют как система образования, таки система воспитания. Естественно, что почти в любом обществе есть свои определенные конструкции для обретения образования.

      Средневековые университеты давали базовые ориентиры  для людей того времени, эти ориентиры  сохранились и до наших дней. Повседневные понятия для нас, такие как: диспуты, экзамены, лекции, различные университетские должности, все ученые звания, диссертации, а также практика и формирование научных работ, пришли к нам из университетов Средних веков.

     Цель  данной работы – изучение место и роли университетов в культуре западноевропейского средневековья. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить предпосылки возникновения университетов в культуре западноевропейского средневековья.

2. Рассмотреть концепцию университета, его место в культуре западноевропейского средневековья.

3. Охарактеризовать последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени.

     Методами используемыми в исследовании является, общенаучный диалектический метод познания; системный, теоретический и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предпосылки возникновения университетов

     Научная деятельность существует уже сотни  лет, с XVII в., а по мнению некоторых, - даже несколько тысяч лет, со времени появления первых древних цивилизаций. Однако длительное время занятие наукой было делом отдельных людей, которых называли мудрецами, философами, людьми не от мира сего. Только в Средние века, примерно с X-XII вв., люди, профессионально занимавшиеся научной деятельностью, выделились в особую социально-профессиональную группу.

     Необходимо  подчеркнуть, что вся западноевропейская наука и культура того времени  черпали свои знания не из одного какого – то источника, а по крайней мере из трех:

  1. Конечно, в первую очередь это был Рим. Однако не следует забывать, что на рубеже античности и Средневековья Рим клонился к упадку. Умонастроения римлян этой эпохи выражал лозунг «Хлеба и зрелищ!», который, конечно, мало способствовал сохранению и приумножению культурного наследия прошлого.
  2. В этих условиях в становлении европейской культуры возрастала роль арабо-мусульманского Востока, государств Аравийского полуострова с культурно – историческим центром в Мекке.
  3. И наконец, третьим источником культуры Средневековья стало Византийское государство, расположенное в Малой Азии, с центром в Константинополе.

     Университет в классическом понимании – высшее учебно- научное заведение, готовящее  специалистов в различных областях жизнедеятельности  и ведущее  научно-исследовательскую работу. «Первыми прообразами» университетов были  такие центры науки и культуры античности, как Академия Платона, Ликей Аристотеля, Александрийский мусейон и крупнейшее в древности собрание рукописных книг при нем – Александрийская библиотека. История университетов и история университетского образования уходит своими корнями в эпоху Средневековья.

     До  появления университетов в основном в средневековой Европе существовали монастырские школы, но необходимость  в специалистах они не могли дать в полной мере. Поэтому со временем в крупных городах начинают появляться городские начальные школы, такие  как магистратские, цеховые, гильдейские. Городские школы были почти полностью  независимы от церкви. В таких школах обучались дети  счету, родному языку, изучали латынь. Но в дальнейшем ощущалась необходимость в открытии институтов дающих высшее образование.

     В XII веке начинали появляться первые университеты. Это были высшие образовательные учреждения того времени. Название «университет» латинского слова «универсум», означало сообщество. Для того чтобы называться университетом, этому учреждению надо было получить папский указ о своем открытии.

     Своим указом папа римский выводил эти учреждения от контроля светской и, частично, местной церковной власти. Папы узаконивали существование университета.

     Первые  университеты начали сформировываться в XII-XIII веках в Италии, Франции, Испании, Англии, это были добровольные объединения ученых разных специальностей и школяров, пользовавшиеся известной автономией по отношению к церковной и светской власти.

  В VI в. Император Юстининан закрыл последние языческие школы. Тогда же началось открытие новых школ и церковных форм обучения. До XIII в. В Европе существовали школы следующих типов: монастырские (при аббатствах), епископальные (при кафедральных соборах) и придворные (при дворцах).

      Монастырские  школы были хранилищами памятников классической культуры, местом изготовления списков; епископальные школы были школами начального образования; придворные школы были наиболее содержательными с точки зрения программ обучения и приобщения к культурной жизни.

      Одним из первых директоров новых для того времени школ был Алкуин Йоркский (730-804 гг.), он был советником короля Карла Великого и отвечал за вопросы культуры и образования. Школы состояли из трех ступеней обучения, это были письмо, чтение, простонародная латынь, общие сведения о библии; изучение семи свободных искусств; углубленное изучение Священного Писания. Заслуга Алкуина Йоркского в том, что он не руководил школой, но и написал учебники по каждому из семи свободных искусств.

      Программу семи свободных искусств Средневековье  позаимствовало у ритора Марциана Капеллы, который в начале 5 века написал об этом в своей знаменитой поэме «Бракосочетание Меркурия и Филологии». Семь свободных искусств подразделялись на тривий (грамматика, риторика, диалектика) и квадривий (арифметика, геометрия (с элементами географии), астрономия, музыка. Это было раннее Средневековье1

      Среди немногочисленных ученых раннего Средневековья, которые стояли у истоков открытия первых университетов известны: Боэций (480-524), «последний римлянин», передавший Средневековью знание аристотелевской философии; Кассиодор (490 – 583), занимавшийся латинской риторикой, инициатор переписывания древних текстов; Исидор Севильский (560 - 636), создатель первой средневековой энциклопедии, основанной на определений понятий, исходя из этимологии слов; Беда Достопочтенный (673 – 735), изложивший теорию четырех смыслов Священного Писания, положенной в основу христианской экзегенетики.

      Великим мыслителем XII века был Петр Абеляр (1079 – 1142). В 111 году он открыл школу в Париже, в дальнейшем на основе этой школы появился свободный французский университет, который был центром светской и духовной культуры, принявший множество одаренных молодых умов со всей Европы.

      Основным  в Средние века стал религиозный, догматический стиль мышления, основанный не на наблюдениях и доказательствах, а на внутреннем переживании, на вере.

     Однако  неотвратимый процесс роста знаний, технические изобретения и географические открытия усиливали тенденцию к  превалированию роли разума в познавательной деятельности, обеспечивали постепенное оттеснение иррациональных методов на второй план и переход к рациональным методам освоения мира2.

     В Средние века понятие университета было несколько иным, чем в наше время. Для нас понятие «университет» - это высшее учебное заведение, готовящее специалистов в различных областях жизнедеятельности и ведущее научно-исследовательскую работу. Но в Средние века понятие «университет» означал координированный союз, любую корпорацию. Для их обозначения применялись также такое понятие как коллегия. Эти союзы могли включать в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. И лишь в XIV-XV веках университет станет обособленным академическим учреждением.

     Школы от университетов сильно отличались. Школы могли делиться на генеральные (не местные) и обыкновенные.

     Почти всегда данные школы назывались просто студиями, и лишь изредка - Академиями. В XIV века появилось дошедшее до нас понятие alma mater (нежная мать). В дальнейшем появилась необходимость в институтах, которые могли дать высшее образование. В дальнейшем начинают образовываться внецерковные союзы ученых, такие как медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе.

     К XIV веку складывается и концепция университета.

Концепция  университета, его  место в культуре западноевропейского  средневековья

     Университеты  в Средние века были детищем именно западноевропейской средневековой цивилизации. С самого появления университетов в них имело место две тенденции: стремление к автономизации и стремление к свободе преподавания. Это были корпоративные формации и свободные ассоциации учеников и наставников с их привилегиями, программами, дипломами, званиями.

     Средневековый университет включал три факультета – юридический, медицинский и  теологический (богословский). На подготовительной ступени обучения – «артистическом»  факультете, ставшем основой философского, изучалось «семь свободных искусств»:  в «словесном» цикле Trivium – арифметика, астрономия, музыка, геометрия. Обучение осуществлялось в режиме лекций и диспутов. Преподавание велось на латинском языке.

     В университетах того времени, было три: бакалавр, лиценциат и доктор (магистр). Награждение такими учеными званиями, которые в дальнейшем давали человеку право преподавать, строго регламентировались и зависело от того какой курс был пройден студентом, а именно: заканчивали «артистический» факультет, пройдя все формы экзаменационного контроля не ранее 20 – летнего возраста; стать бакалавром по интересующему профилю (медицина, юриспруденция и богословие) можно было через три-семь лет; еще через такой же срок можно было претендовать на лицензию; чтобы стать доктором, требовалось пройти через различные формы академических испытаний (пройти достаточно длительную практику под руководством профессора, сдать дополнительные экзамены и др.).

     Совокупное  обучение длилось 10 - 14 лет. В результате большинство обучавшихся в университете довольствовалось тривиумом, на что затрачивалось много лет; существенно меньшее число овладевало квадривиумом; и лишь ничтожное меньшинство посвящало себя изучению высших, специальных наук – права, медицины и богословия.

     Жизнедеятельность университетов регламентировалась университетскими уставами, что предполагало известную степень самоуправления, - выборный характер должности ректора, университетский суд, которому подчинялись  как студенты, так и преподаватели, издательскую деятельность и др. Все это обусловило атмосферу свободомыслия, характерную для абсолютного числа средневековых университетов.

Информация о работе Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья