Особенности научного
мышления в эпоху средневековья.
Роль университетов Edit
От прошлых курсовEdit
Восточные государства
значительно опережали Европу в
экономическом и культурном развитии
в течение эпохи раннего средневековья
(VII—XI вв.) Однако уже с X в. начинают
развиваться экономические и
культурные связи Европы и Востока.
Большую роль в этом сыграли со
второй половины XI в. знаменитые крестовые
походы, доставившие европейцам новые
сведения: экономические, технические
и культурные. Происходящее в Европе
развитие ремесла и торговли способствовало
оживлению экономики и культуры.
Появляются первые университеты, сначала
в Испании, где уже арабами
был организован университет
в Кордове, затем в Италии, Париже
и Англии. Университет средневековой
Европы существенно отличался от
современного университета, однако до
нашего времени сохранились ученые
степени доктора и магистра, звания
профессора и доцента, лекции как
основная форма сообщения знаний,
факультеты как подразделения университета.
Отмерла такая форма обучения,
как диспут, имевшая широкое распространение
в средневековых университетах,
но научные дискуссии и семинары
имеют большое значение и в
современной науке, и в высшей
школе. Лекция (буквально — чтение)
в средневековом университете по
необходимости была основной формой
сообщения знаний. Книг было мало, они
были дороги, и поэтому чтение и
комментирование богословских и
научных трудов являлось важной формой
информации. Преподавание велось на латинском
языке, равно как и богослужение
в католических храмах. До XVIII в. латинский
язык был международным научным
языком, на нем писали Коперник, Ньютон
и Ломоносов. Другой предпосылкой будущего
расцвета науки послужило развитие
техники. Механические часы, очки, книгопечатание,
производство бумаги сыграли огромную
роль в развитии естествознания. Немалую
роль в развитии цивилизации сыграл
компас, история которого начинается
в Древнем Китае, где в рукописи
II в. н. э. встречается указание на свойство
намагниченной иглы указывать направление.
Уже в XI в. китайцам было известно магнитное
склонение. Арабские мореплаватели
начиная с XII в. пользовались компасом.
В Европу он проникает в ХП-ХШ
вв. Третья предпосылка научного прогресса
— ознакомление с античным научным
наследием. В XII в. появляются латинские
переводы «Начал» Евклида, трудов Архимеда,
Птолемея и других греческих авторов.
Тогда же появились переводы Хорезми
и Алхазена. Основным фактором, определившим
революционные изменения в развитии
общества и науки, было то, что внутри
феодального общества вызревали
новые производительные силы, пришедшие
в противоречие с феодальными
производственными отношениями
и потребовавшие как новых
форм общественного бытия, так и
новой науки. Пока же культивировавшаяся
в университетах схоластическая
наука базировалась на антинаучном
по самой сути принципе — истина
уже открыта в священном писании
и в трудах богословских авторитетов
(к которым причислялся и приспособленный
к нуждам церковного мировоззрения
Аристотель), и долг ученых—изучать
и комментировать эту истину. В
этих условиях науке было трудно развиваться;
свободная, самостоятельная мысль
беспощадно подавлялась. Эта эпоха
вошла в историю науки как
«период застоя», как «темная
ночь средневековья». Однако и в
это время жили и работали люди,
возвышавшиеся над общим уровнем,
искавшие новых путей познания. Таким
был, например, знаменитый монах Роджер
Бэкон (1214—1294). Бэкон родился в
Англии в графстве Сомерсет, учился
в Оксфордском и Парижском
университетах, в 1250 г. вступил в
монашеский орден францисканцев. В
Оксфорде он занимался научными исследованиями.
Бэкон не ограничивался указанием на
большое значение опыта. Он неутомимо
экспериментировал и сам производил химические,
оптические, физические эксперименты
и астрономические наблюдения. Кроме Бэкона,
жили и работали такие деятели, как знаменитый
богослов Фома Аквинский, идеалистическая
философия которого («томизм») имеет распространение
и в современной западной философии; Вильгельм
Оккам, выступивший против идеалистической
теории о реальном существовании общих
понятий; Роберт Большеголовый, занимавшийся
оптикой. Интересную фигуру представляет
Петр Перегрин — рыцарь Пьер из Марикура,
написавший 8 августа 1269 г. в военном лагере
«Послание о магните» В XIV в. начинается
реакция. Усиливается со стороны церкви
борьба с «ересью», вводится пытка. Тем
не менее и в XIV в. продолжается развитие
техники, появляются башенные колесные
часы в Париже, в Германии, в Москве В 1440
г. Иоганн Гуттенберг (1400-1468) изобретает
книгопечатание отдельными вырезными
буквами. Наступала новая эпоха в развитии
цивилизации и науки. С середины XV в. в
экономическом, политическом и культурном
развитии Европы совершенно отчетливо
выступают новые черты. Рост городов и
отделение ремесленного (промышленного)
производства от сельского хозяйства
разрушали натуральное хозяйство, развивалась
торговля, возрастало значение денег,
появились новые общественные силы: купцы,
банкиры, богатые ремесленники (буржуазия).
Заинтересованная в росте производительности
труда, буржуазия поощряла технические
и организационные усовершенствования
производства, появились первые мануфактуры,
феодальные порядки мешали развитию промышленности
и торговли, буржуазия нуждалась в крепком
государстве, противостоящем удельным
притязаниям феодалов, и в Европе начался
процесс формирования национальных государств.
Начиная со второй половины XV столетия
на историческую арену выходят великие
художники итальянского Возрождения:
Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль
и другие; религиозные реформаторы: Лютер
и Кальвин; великие гуманисты: Томас Мор,
Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле и
другие; отважные путешественники: Колумб,
Васко да Гама, Магеллан и многие другие;
ученые: Николай Кузанский, Тарталья, Кардано,
Рамус, Коммандино, Телезий, Гвидо Убальди,
Порта. Список имен можно было бы значительно
расширить. «...Эпоха... нуждалась в титанах
и... породила титанов по силе мысли, страсти
и характеру, по многосторонности и учености»,
— писал Энгельс. Среди этих титанов Энгельс
называет одним из первых Леонардо да
Винчи, который «был не только великим
живописцем, но и великим математиком,
механиком и инженером, которому обязаны
важными открытиями самые разнообразные
отрасли физики». «Истинные науки, — продолжает
Леонардо, — те, которые опыт заставил
пройти сквозь ощущения и наложил молчание
на язык спорщиков». Говоря специально
о механике, Леонардо утверждает: «Механика
есть рай математических наук, посредством
нее достигают математического плода».
Леонардо, таким образом, действительно
является предшественником Галилея, Декарта,
Кеплера, Ньютона и других основателей
современного естествознания. Он одним
из первых начал борьбу со схоластическим
методом, провозгласил основы нового метода
и начал применять его к решению конкретных
задач, в частности к изучению движения.
Средневековый период характеризуется
доминирующей властью церкви, которая
определяла интеллектуальную жизнь человека,
ставя перед ним задачу – постижение бога
и сотворенного им. Познание это должно
было привести к спасению рода человеческого
и каждого человека в частности. Т.о. вера
преобладала над знанием. Но острая потребность
осмыслить окружающую человека действительность
все же существовала и имела следующий
вид: 1. потребность объяснить «мир дольний»
в его связи с «миром горним»; 2. построить
картину мира в соответствии с Писанием.
Специфической чертой средневековой научной
мысли, нашедшей способ соединения двух
миров, является символизм. Символизация
призвана достраивать систему связей
и отношений действительности, заполнять
лакуны научного описания мира, строить
целостную картину мира. В качестве адекватного
способа познания бытия признавалось
умозрение, направленное на постижение
духовных истин. Ещё одной чертой средневекового
мышления являлся ценностный характер
его отношения к действительности. Эти
черты специфичные для средневековой
науки считаются тормозящими факторами
с позиции науки современной: символизм
замещает исследование причинно-следственных
связей реальной действительности, умопостигаемость
отвлекает от опытного (эмпирического)
знания, аксиологическая установка вместо
объективного анализа. Но эти черты были
в то время единственно возможным путем,
ведущим к современной науке. Вера в божественное
творение мира и человека выражала убеждение
в единстве субъекта и объекта познания.
Мир воспринимался рационально организованным,
природа – книга, написанная рукой Творца.
Это убеждение способствовало развитию
научной творческой деятельности. В итоге,
к XII в. наряду с символическими, аллегорическими
и морализаторскими токованиями появляются
и естественнонаучные. Используется способ
толкования Священного Писания согласно
знанию о природе. Роберт Гроссетест и
его известный ученик Роджер Бэкон (кстати,
изобретатель очков) придавали огромное
значение знанию физики и математики.
В XII в. в математический обиход входят
арабские числа.Можно отметить, в частности,
такие социокультурные характеристики,
обусловившие подъем науки в эпоху схоластики
(IX-XIV вв.) как возникновение и распространение
университетов (1160 г. – Парижский университет,
1167 – Оксфордский, где преподавал и Роджер
Бэкон, 1209 – Кембриджский), тесные связи
с востоком (арабо-исламским миром, впитавшим
в себя античное наследие).Стоит упомянуть
и технические достижения. Так, в XII в. стали
применяться ветряные и водяные мельницы,
основанные на изобретении кривошипного
механизма, преобразующие вращательное
движение в возвратно-поступательное.
Из других новшеств: усовершенствование
часового механизма, книгопечатание, изобретение
магнитного компаса, развитие архитектуры
и пр.