Средневековые университеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:48, реферат

Описание работы

Любая система образования исторична, она весьма и весьма тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития каждого общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой механизм получения образования. Так, средние века в нашем сознании ассоциируются прежде всего с тремя их институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками.

Работа содержит 1 файл

Средневековая система образования.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Система власти и присвоения степеней была относительно демократичной.

Большую роль играли открытые диспуты. И хотя эту демократию не стоит преувеличивать и абсолютизировать, она все же была и играла важную роль.   

Нации и коллегии (колледжи).

Студенты - учащиеся в университете обычно делились на «нации», как бы землячества, обозначавшие объединения студентов из различных регионов.

Такие нации  могли обеднять как представителей различных провинций одной страны или представителей различных стран.

Так парижский  университет включал 4 нации- французы, пикардийцы, нормандцы, англичане.

А университет  в Оксфорде делился на южан и северян. Последние включали в свой состав шотландцев и ирландцев.

Преподаватели как бывшие студенты также принадлежали к нациям.

Поддержка своей  диаспоры играла большую роль в жизни преподавателей и студентов. Обычно студенты стремились учиться у преподавателя своей нации.

Студенты могли  снимать себе квартиры. Но многие жили в колледжах (коллегиях).

Эти колледжи обычно формировались по нациям, т.е. в одной коллегии жили представители одного землячества, хотя понятно, что одна нация могла располагать несколькими коллегиями. Коллегии располагали своим имуществом. Это собственно здания коллегии и различные ренты, пожертвованные либо в качестве благотворительности или бывшими студентами коллегии.

Это давало им возможность  стать учреждениями, которые предоставляли  своим членам не только кров, но и  пищу и даже стипендии.

В некоторых  колледжах проходило обучение мальчиков  начальному образованию.

В Англии такие  колледжи фактически стали учебными заведениями. Дело в том, что преподаватели  стали работать там на постоянной основе. В результате именно колледжи стали основной единицей образования.   

Другие  члены университета

Говоря об организации университета, не стоит забывать, что с точки зрения права того времени, университет был особой корпораций. В состав университета входили не только преподаватели и ученики, но и обслуживающий персонал, начиная с уборщиков и включая лиц которые та или иначе обслуживали студентов, вплоть до того, что частью университета иногда считались и трактирщики, которые обслуживали студентов. Все они пользовались правами членов университета.

Очень важным было то, что многие выпускники так же продолжали оставаться членами университета и поддерживали с ним связь, будь то в форме продолжения образования или участия в диспутах и т.д.

Это давало им возможность  пользоваться привилегиями университета и его поддержкой. Например, члены  университета могли претендовать на значительные судебные привилегии.

При этом среди  выпускников и даже студентов (высших факультетов) было немало влиятельных  лиц. Это и представители духовенства, и различные чиновники, и магистраты городов.

Говоря о значении университета, не стоит забывать о том что большинство его выпускников принадлежали к лицам которые не входили в цеха или гильдии (юристы, медики). Обычно их было слишком мало в отдельном городе, что бы создать цех.

Но средневековье  не зря называют временем корпораций (в смысле объединений). Практически за каждым человеком обычно стояла группа, в которую он входил, и которая отстаивала его интересы. Это могла быть деревенская община для крестьянина, дворянский Дом для феодала, цех для ремесленника или гильдия для купца. Университет выступал в роли своеобразного «цеха», говоря современным языком, профсоюза для своих выпускников, оказывая в случае необходимости им определенную поддержку.

Он, таким образом, являлся как бы гильдией людей, получивших высшее образование.   

Происхождение студентов

Большинство, примерно две трети, студентов происходило  из числа обеспеченных горожан, но встречались  и представители других сословий. Аристократы редко становились  студентами, но среди незнатных дворян постепенно появлялись люди, отправлявшие своих отпрысков получить образование. Также младшие сыновья, которые нередко по традиции посвящались церкви, могли получить образование. Исключением была Италия, поскольку тамошнее дворянство в большинстве своем были те же богатые горожане.

С другой стороны, даже дети крестьян могли получить стипендию и образование.

Среди студентов  было много монахов и клириков. Согласно папским привилегиям, клирик мог на пять лет оставить свое место  службы для получения образования, при этом продолжая получать плату  за свою должность. Для представителей многих орденов обучение и преподавание в университете являлась частью их службы церкви. Особенно активно стремились использовать университеты доминиканцы.   

Жизнь студентов. Ваганты 

Среди студентов  встречались самые разные люди. Различными были и отношение к учебе, и имущественный статус. Не стоит забывать, что четко установленных временных сроков обучения не существовало. Поэтому одни могли учиться десятилетиями, а другие стремились скорее закончить «мучения».

Понятно, что многие из студентов, впервые вырвавшихся из-под жесткого контроля родителей, жили в соответствии с советом, который давал в 13 веке своим ученикам известный преподаватель из Оксфордского университета Эдмунд Абингдонский: "Учись так, как будто тебе суждено жить вечно; живи так, как будто ты должен умереть завтра".

Поскольку в  различных университетах ситуация складывалась по-разному, возникло такое  явление как странствующие студенты. Они переходили от одного преподавателя  к другому. Их целью было получение знаний из различных источников. Иногда они следовали за наиболее известными преподавателями.

Нередко они  просто были бродягами, которые просто стремились получить определенное прикрытие  благодаря статусу студентов.

Постепенно сложилась  целая группа студентов, которых стали называть вагантами.

Ваганты (vagantes-бродячие люди) это озорные школяры, поклонники Бахуса и Венеры. В силу того что  в Европе образование шло на латыни они, кочуя из одной школы в  другую, всегда были окружены привычной  обстановкой латинского велеречия. Встречались среди них и клирики, в общем, ваганты - это разбитная толпа латиноязычных студентов разных стран. Поднимая вагантов над массой «профанов», латинский язык приобщал их к элите Европы, хоть они и занимали в ней весьма скромное место. Они мечтали о свободе и предвещали «Тельмское аббатство» Франсуа Рабле. Они высмеивали злобу, тупость и тщеславие, ваганты зло смеялись над грехами, поселившимися в людях.

Ваганты слагали  вольнодумные стихи на латинском  языке, направленные против папства и духовенства. Помимо виршей сатирического характера, слагали лирические стихи, прославлявшие удовольствия и радости жизни (вино, любовь, азартные игры и т.п.).   

Карьеры выпускников.

Человек, окончивший или хотя бы частично прошедший университет, мог рассчитывать на различные карьеры. Грамотные люди требовались в различных областях.

Во-первых, университеты активно поставляли кадры для  церкви. Ученое звание было значительной помощью в церковной карьере. В результате, очень многие иерархи  церкви имели университетское образование.

С другой стороны, постепенно растущие аппараты управления различных феодалов и городов  требовали большого количества грамотных  и образованных людей. Причем не просто грамотных, но разбирающихся в законах. Следует учесть, что большинство аристократов были в первую очередь воинами, а выборные магистраты городов также обычно не имели хорошего образования. Естественно, что роль «секретарей» при таком подходе еще более возрастала.

Особенно много  выпускников университетов поглощали суды и различные профессии, связанные с ними. От писцов, способных составить грамотное заявление, и нотариусов регистрирующих сделки до адвокатов и прокуроров и собственно самих судей.

В крупных купеческих фирмах существовала достаточно сложная  бухгалтерия и система учета.   

Оплата

Естественно, что  перед преподавателями и студентами стоял вопрос, на что существовать.

Здесь было несколько  вариантов ответа. Во-первых, согласно традиции церковных школ образование  давалось бесплатно, поскольку знание считалось даром божьим. В качестве преподавателей выступали труд монахи, которые рассматривали его как часть своего монашеского служения. Потребности монахов обеспечивала церковь.

Позднее церковь  по-прежнему требовала сохранить  условия для получения бесплатного образования. Согласно решению Латеранского собора (1179 г), это было узаконено. Там же было решено, что при каждой школе будут выделены специальные бенефиции, предназначенные для оплаты преподавателей.

Кроме того, многие профессора изначально были монахами, которые естественно жили за счет своих церковных доходов.

Впрочем, право  на получение бенефициев имели многие профессора, являвшиеся мирянами.

Поскольку некоторые  университеты были созданы как городские, например Болонский, то плату преподавателям там выплачивали городские власти. В той же Болонье на университет  приходилось до половины расходов городского бюджета.

Существовала  возможность получения дотаций от частных лиц. Такие дотации рассматривались как богоугодное пожертвование. Обычно они предназначались скорее для студентов. Но получение такие доходов означало, что получающие их профессора и студенты попадали в зависимость от тех, кто давал эти деньги.

Кроме того, это  во многом не соответствовало настроению многих преподавателей, которые видели в своей работе такой же труд, как и любого другого ремесленника. Поэтому они требовали, чтобы  их труд оплачивался потребителями, т.е. студентами.

Фактическое соотношение в доходах преподавателей менялось в зависимости от места и времени. Очень приблизительно можно сказать, что примерно половину своих доходов профессора получали от студентов, другую в качестве жалования. Следует учесть, что специальное жалование, выплачиваемое преподавателю за его работу, появилось с 13 века.

Что касается студентов, то они могли рассчитывать на помощь из дому, получение стипендий и  возможности заработать своим трудом. Кроме того, нередко они получали в качестве помощи различные векселя или право получения денег. Дело в том что университет пользовался обычно большими судебными привилегиями, и нередко у студентов, как членов привилегированной корпорации, т.е. университета, было намного больше шансов выиграть дело, чем у их родственников.

Стипендии могли  выплачиваться различными меценатами. Студент мог получать определенные доходы от церкви (см. выше). Кроме того, нередко колледжи предоставляли  своим членам не только кров, но и  стол и деньги на карманные расходы.

Что касается возможности подзаработать, то здесь были различные варианты.

наиболее распространенными  были работа школьного или домашнего  учителя и переписчика.

Студентов нанимали в качестве учителей для детей  в богатые дома.

Существовала  также система переписки книг. Обычно один человек переписывал одну и ту же страницу несколько раз, после чего из них собирали книги.

Впрочем, существовали и другие возможности.

Студенты могли  наняться в качестве слуг к профессорам  или более богатым собратьям. Могли стать помощниками писаря или другого человека нуждающегося в грамотных людях.

Обычно из числа  студентов формировались и прообраз почты. Ведь студенты стремились получать письма из дома. Поэтому нужда в  почтальонах была велика.

Постепенно появлялись люди, которые регулярно совершали поездки домой, оплачивая их за счет того что перевозили письма не только однокурсников но и других людей.

Иногда студенты становились приживалами в богатых  домах, занимая среднее положение  между шутом и ученым советником.   

 
 

Информация о работе Средневековые университеты