Современные концепции воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования раскрыть пути реализации современных концепций воспитания.
Исходя из предмета, объекта и цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.Проанализировать развитие концепций воспитания в истории педагогической науки.
2.Оценить вклад психологических теорий развития личности в процессе становления концепций воспитания.
3.Рассмотреть современные концепции воспитания и показать их реализацию в современной педагогической практике, в том числе и в Костроме.

Содержание

Введение...........................3с.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.1.Сущность понятия «концепция воспитания».
Структура концепции воспитания........6с.
1.2. Развитие концепций воспитания в истории
педагогической мысли...............10с.
1.3.Психологические теории развития личности и
концепции воспитания..................20с.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
2.1.Концепции воспитания в отечественной педагогической науке (90-е годы XX – начало XXI века).................................31с.
2.2.Реализация концепций воспитания в современной педагогической практике, в том числе в г. Костроме.......................38с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................42с.
ЛИТЕРАТУРА..........

Работа содержит 1 файл

Диплом по педагогике.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

   Конечно же, в данном обзоре перечислены  далеко не все классические концепции  воспитания. Мы остановились лишь на тех, которые, по нашему мнению, в той  или иной мере отражают развитие теории воспитания от древности до наших дней.

   В социологии и психологии имеется  ряд классических теорий развития  личности, на которые опирается педагогика при разработке различных концепций  воспитания. Рассмотрим некоторые известные  психологические концепции личности и покажем их связь с концепциями воспитания.  
 

1.3 Психологические  теории развития  личности и концепции  воспитания.

Теория  развития личности, разработанная Зигмундом  Фрейдом (1856—1939) основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

По Фрейду, личность есть взаимодействие трех инстанций: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («Сверх-Я»).

Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении  энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции  организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго («Я») контролирует поведение человека, в  какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным  образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго («Сверх-Я») — усвоенные в воспитании, прежде всего в раннем возрасте от родителей, моральные нормы.

Функционирование  Суперэго во многом бессознательно, оно предстает человеку в форме чувств вины, страха, в виде совести. «Сверх-Я» - регулятор взаимодействия ид и эго.

Эти три  компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время  и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Воспитателя школьника фрейдистский взгляд подталкивает к весьма пессимистическим выводам. Раз многое, основное, закладывается в личности в раннем детстве (а с этим, кстати, согласны все сторонники психоанализа — научного направления, включающего как “истинных” фрейдистов, так и его последователей, не признающих фатальность сексуально-агрессивных начал человека), то школьному педагогу остается только создавать условия для переключения инстинктов в социально приемлемые деятельности, в частности творчество. Хотя это и не так уж мало. (Это явление трансформации форм удовлетворения исходных потребностей в приемлемые для личности и общества формы в психоанализе называется сублимацией и считается одним из видов защит.)

 Итак, предмет работы школьного воспитателя  в рамках психоаналитического понимания личности — психологические защиты личности как формы взаимодействия оно, Я, Сверх-Я.

Подход, предложенный известным швейцарским психологом Жаном Пиаже (1896—1980), значительно  отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

С позиции  конгитивисткой психологии, личность – это динамическая, изменяющаяся сложная структура сознания. Воспитание по-когнитивистки – работа с сознанием  воспитанника как миром его знаний. Средство – убеждающее воздействие, переструктурирующее, перестраивающее сознание школьника.

Фрейд считал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и наказывает Эго  за его поступки. Гарвардский психолог Лоренс Колберг  (1927—1987), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал(1963),  еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже.

Колберг выделил шесть стадий нравственного  развития личности, которые сменяют  одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Сторонниками  гуманистических взглядов, рассматривающих  людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли, Маслоу и Роджерс. Однако именно А. Маслоу и К. Роджерс получили всеобщее признание как выдающиеся представители гуманистической теории личности. Их теории самоактуализации личности, основанные на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывают основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

      А.МАСЛОУ — один из “зачинателей” направления, получившего название гуманистическая  психология.

        По Маслоу, впрочем, как и по  гуманистической психологии в  целом, личность человека —  это неповторимая уникальная  целостность с заложенной изначально способностью к саморазвитию как реализации своей человеческой сущности.

        В терминах Маслоу эта реализация  есть стремление и процесс  самоактуализации, проявления творческих  возможностей человека. Потребность  в самоактуализации вырастает,  становится приоритетной при последовательном удовлетворении потребностей более низших рангов: физиологических; в безопасности; в любви и привязанности; в признании и оценке (знаменитая “пирамида Маслоу”).

        Предмет воспитания, если идти за Маслоу, — это развивающие потребности школьника. А путь создания — условия для удовлетворения потребностей соответствующего уровня, ранга.

        К.РОДЖЕРС еще один лидер гуманистической  психологии.  
По К.Роджерсу, в соответствии с идеями гуманистической психологии личность есть уникальность и безусловная ценность. В личность заложен потенциал к саморазвитию. Но главная линия саморазвития, по К.Роджерсу, не реализация творческих потенциалов человека, а укрепление веры, доверия к себе, повышения самоуважения и этим самым сближение с идеальным Я.

     Предмет воспитания, если опираться на Роджерса, — Я школьника (его представление о себе и отношение к себе), а стратегическая линия — укрепление веры растущего человека в себя, в свои возможности.

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу  двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

         Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого  направления - это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует наглядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования.

   Но, несмотря на то, что становлению  отводится большая роль, гуманистические  психологи признают, что поиск  подлинного смысла жизни не легок. 

Другой  взгляд можно охарактеризовать как феноменологический  или «здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.

   Рассматривая  концепции личности, мы не приводили  разработки наших психологов, хотя их имеется достаточное количество. Приведем  лишь некоторые.

   А.Н.ЛЕОНТЬЕВ и другие советские психологи  — сотоварищи по развитию деятельностного подхода к пониманию психики. Деятельностный подход основан на марксистском понимании личности как социальной характеристики человека, приобретенной в его собственной активности. Эта активность побуждается, стимулируется социально, т.е. другими людьми. Такая сознательная, наполненная человеческой культурой и оформленная выработанными человеческой, историей формами реализации активность и есть деятельность.

   Личность, с точки зрения деятельностного  подхода, — это система деятельностей человека, а ее ядро, глубинная характеристика — сфера мотивов и потребностей человека в их соотношении с целью. Причем это соотношение (напомним, оно называется личностным смыслом) далеко не всегда осознаваемо человеком.

     Мотивы, потребности, личностные смыслы приобретаются, изменяются, развиваются в деятельности.

   Следовательно, предмет воспитания, с точки зрения деятельностной психологии, — мотивы школьника в их соотношении с целью. Путь — организация деятельности, создающей изменение мотивов.

     Существует и другой подход к пониманию личности, основанный также на идеях марксистского понимания человека. Это так называемая ленинградская психологическая школа. Наиболее яркие представители ее В.Н.Мясищев и А.А.Бодалев.

     По В.Н.Мясищеву, личность это система отношений с людьми, с миром, с самим собой.  
Предмет воспитания в этом случае и есть отношения школьника. Путь — общение, в том числе общение в деятельности.  
Существует весьма любопытное, хотя и не очень ясное, развитие “отношенческих идей” в педагогической психологии. По автору “этого развития” А.В.Мудрику, личность — это система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.

    • Отношение к миру — это личностная, индивидуальная картина мира, складывающаяся у школьника.
    • Отношение с миром — это деятельностное проявление интересов школьников, его реализация себя в мире.
    • Отношение к себе — представление школьника о себе, а также его самооценка.
    • Отношение с собой — это формирующееся в процессе понимания себя и “диалога” самооценок, принятие себя школьником, его самоуважение.

      Описание  концепций личности и предметов  воспитания можно было бы продолжить, но из уже приведенных можно сделать  вывод об общих положениях и объединяющих характеристиках:

  • - интегративность;
  • - динамичность;
  • - в той или иной мере социальность;

  
Также обозначим те личностные реалии, которые под разными названиями присутствуют во многих, а то и во всех концепциях. Их немного:

  • развивающаяся сфера мотивов и потребностей школьника;
  • образ, концепция его Я;
  • личностная, индивидуальная картина мира с соответствующими приоритетами — ценностями и отношениями;
  • общение и деятельность как формы реализации личности воспитанника.

   Таким образом, можно подвести итог: в данной главе мы рассмотрели сущность понятия «концепция воспитания», которое определили как систему взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный     процесс определили её структуру. Также мы проанализировали взгляды педагогов на теорию воспитания в процессе исторического развития и рассмотрели формирование классических концепций воспитания. К тому же мы рассмотрели ряд классических теорий развития  личности, на которые опирается педагогика при разработке различных концепций воспитания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Современные концепции воспитания