Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа
Цель исследования раскрыть пути реализации современных концепций воспитания.
Исходя из предмета, объекта и цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.Проанализировать развитие концепций воспитания в истории педагогической науки.
2.Оценить вклад психологических теорий развития личности в процессе становления концепций воспитания.
3.Рассмотреть современные концепции воспитания и показать их реализацию в современной педагогической практике, в том числе и в Костроме.
Введение...........................3с.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.1.Сущность понятия «концепция воспитания».
Структура концепции воспитания........6с.
1.2. Развитие концепций воспитания в истории
педагогической мысли...............10с.
1.3.Психологические теории развития личности и
концепции воспитания..................20с.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
2.1.Концепции воспитания в отечественной педагогической науке (90-е годы XX – начало XXI века).................................31с.
2.2.Реализация концепций воспитания в современной педагогической практике, в том числе в г. Костроме.......................38с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................42с.
ЛИТЕРАТУРА..........
1.2. Развитие концепций воспитания в истории педагогической мысли.
История концепций воспитания восходит к временам древнегреческих философов Демокрита (460-370 гг. до н.э.), Сократа (470-399 гг. до н.э.), Платона (428-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) которые довольно полно рассматривали вопросы воспитания такие как: нравственное воспитание, дошкольное воспитание, дифференцированный подход к воспитуемым.
В эпоху Возрождения этот
В
начале XVII века педагогика была вычленена
из системы философского знания, её статус,
как самостоятельной науки, был закреплен
трудами и авторитетом выдающегося чешского
педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).
Он создал знаменитый труд "Великая
дидактика", в котором разработал основные
вопросы теории и организации учебной
работы, а в книге "Материнская школа"
изложил свои взгляды на нравственное
и семейное воспитание детей.
Вслед за Коменским в историю западноевропейской
педагогики вошли имена таких ее виднейших
представителей, как:
Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), И. Г. Песталоцци (1746-1827), И.Ф.Гербарт (1776-1841), А. Дистервег (1790-1866).
Подробнее рассмотрим взгляды на воспитание в педагогических трудах: Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, М.Монтеня, Дж.Локка, А.Дистервега и Г.Песталоцци.
Многие педагоги взглядов на теорию воспитания, в частности обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания.
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассматриваются многие, актуальные и по сегодняшний день педагогические проблемы.
Отличительной чертой воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами, “Всеобщем воспитании” образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию.
Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от расы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком.
Я.А.Коменский четко обозначил положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Руссо подверг осуждению
Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.
Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.
Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.
В своей книге “Опыты” в главе “О воспитании детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он тоже слушал своего питомца”. Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.
Генрих
Песталоцци одним из первых в педагогике
сочетал теоретическую
С
прогрессивно-демократических
Среди русских педагогов изучавших эту проблему следует отметить К.Д.Ушинского (1824-1870), А.С.Макаренко (1888-1939), В.А.Сухомлинского (1918-1970) и И.П.Иванова. Рассмотрим подробнее их взгляды на воспитание в педагогических трудах.
Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (22,с.13). Возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
А.С. Макаренко считал, что педагогическая теория должна строиться на обобщении практического опыта воспитателя. Он был против теорий, построенных умозрительным путем.
Он находил принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он считал, что в процессе воспитания и необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.
С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…»(67,с.19).
В 50-60-гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес В.А.Сухомлинский. Он считал, что процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников — в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний. Воспитание отражает жизнь, должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу. Воспитывать нужно на уроке и вне класса (поход, школьный вечер); Урок - не самоцель: он должен давать знания, развитие, интерес.
Сухомлинский полагал, что надо дать ребенку прекрасных воспитателей. Человек таков, каково его представление о счастье. Школу он считал очагом духовной жизни. Надо понимать движение детского сердца. Ребенок - уникальный мир, тайна за 7-мью печатями. Справедливость - основа доверия ребенка к воспитателю. В годы детства каждый человек требует участия и ласки. - Подлинный воспитатель - человек широкого эмоционального диапазона способный на радость, тревогу и т.д. Способность быть воспитываемым - это чуткость души, любовь воспитанника к оттенку слова учителя, взгляду, жесту.
Тончайшим способом влияния на юную душу ребенка является слово и красота. Искусство воспитания - искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Эффективность слова учителя - честность. Уважение к человеку, возвышение человека. Воспитательная сила порицания учителя зависит от его моральных качеств, от тактичности, авторитета (оттенок давления), т.е. мудрое сочетание строгости и доброты. Умение прощать. Здоровье детей зависит от свежего воздуха, связи с семьей, пищи, санитарно-гигиенических навыков, режима, физической закалки, сна, физкультуры). Педагогика должна стать наукой для всех.
Обучение, воспитание, развитие невозможны, если учитель не вызывает страсть к учениям (на каждом уроке) и не учит детей учиться. Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. Дети должны переживать радость успеха. Сухомлинский считал необходимым сочетать обучение с трудом детей, т.к. труд способствует преодолению препятствий и его результат может быть продуктивным для общественной организации. Ребенок пытается освоить нормы трудового процесса во время обучения в школе и дома.
В.А. Сухомлинский выдвинул этико-педагогическую концепцию формирования этических поступков в педагогическом процессе. Вся система этого этико-педагогического стимулирования была направлена на предотвращение в детях развития равнодушия, черствости по отношению к другим людям. В центр педагогического процесса необходимо ставить личность ребенка, а не требованиям нему.
Во второй половине XX в. в нашей стране общепризнанной стала концепция коллективного творческого воспитания, разработанная И.П.Иванова.
Отношения воспитателей и воспитанников – это главная идея его концепции. Главным средством воспитания и развития ребенка автор определяет деятельность. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир и себя. Чем
глубже человек улучшает окружающую жизнь, тем полнее и глубже развивается сам как строитель, заботливый труженик, товарищ других людей.
В основе деятельности детей лежат следующие идеи:
Эти
идеи нашли воплощение в
Педагоги всегда искали подходящую структуру воспитания подрастающего поколения, которые находили отражение в тех или иных временных рамках. Каждый из педагогов старался создать идеальную систему воспитания, но, учитывая запросы общества и изменения потребностей, эта цель не могла быть достигнута.