Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа
Цель исследования раскрыть пути реализации современных концепций воспитания.
Исходя из предмета, объекта и цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.Проанализировать развитие концепций воспитания в истории педагогической науки.
2.Оценить вклад психологических теорий развития личности в процессе становления концепций воспитания.
3.Рассмотреть современные концепции воспитания и показать их реализацию в современной педагогической практике, в том числе и в Костроме.
Введение...........................3с.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.1.Сущность понятия «концепция воспитания».
Структура концепции воспитания........6с.
1.2. Развитие концепций воспитания в истории
педагогической мысли...............10с.
1.3.Психологические теории развития личности и
концепции воспитания..................20с.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
2.1.Концепции воспитания в отечественной педагогической науке (90-е годы XX – начало XXI века).................................31с.
2.2.Реализация концепций воспитания в современной педагогической практике, в том числе в г. Костроме.......................38с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................42с.
ЛИТЕРАТУРА..........
ГЛАВА 2.
СОВРЕМЕННЫЕ
КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии - требование понимания. Соответственно в ходе создания концепций, обязательно нужно учитывать субъективные "свойства" молодых людей.
В
этой главе мы проанализируем концепции
воспитания, которые были разработаны
после крушения Советского Союза, а в последнее
время разрабатываются в больших количествах.
Также мы покажем реализацию концепций
в практике работы школ.
2.1. Концепции воспитания в отечественной педагогической науке (90-е годы XX – начало XXI века). Общее и особенное в современных концепциях воспитания.
Как было сказано ранее, нами проведен анализ по основанию общности таких характеристик, как
- определение
объекта воспитания;
- определение понятия воспитания;
- цель воспитания;
- основной механизм воспитания,
- суть концепции:
- теоретическая основа концепции.
Объектом анализа стали концепции, которые были созданные после 90-х годов XX века. Причем мы разбили их на две группы: те, которые созданы в период 1991-1997гг., и концепции 1998 – 2003гг.
В концептуальные материалы первой группы мы включили, такие, как концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе З.А.Мальковой, Л.И. Новиковой и др.; концепция воспитательной работы со студентами вузов В.Т. Лисовского и др.; концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника В.М. Коротова; концепция развития воспитательных систем В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой; концепция и программы дошкольного развития и воспитания ребенка-дошкольника; концептуальные основы целевой комплексной программы «Я - москвич»; материалы концепции воспитания в российской образовательной системе В.И.Байденко и многих других.
Анализ показал достаточно большой разброс в определении того, что воспитывается - качества, ценности, духовность, система социальных ролей, нравственность, направленность на успех и т. д.
Проведенный
нами анализ также показал, что большинство
концепций относится к
Из текстов концепций видно, что большинство авторов разделяет задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования его гражданственности.
Стержнем современных школьных концепций воспитания является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: учащихся и педагогов.
Большинство
концепций рассматривает
Заметно, что создание и развитие разнообразных типов воспитательных систем определяется в значительной мере типом образовательного учреждения (школа, гимназия, лицей, школа со специальными классами и т. д.), традициями, задачами педагогических коллективов.
В настоящее время большая часть воспитательных систем, как показывает анализ, разграничивает воспитание на отдельные сферы: умственное, эстетическое, трудовое, политехническое, художественное, физическое, экономическое и др. Практически все подходы и концепции ориентированы на развитие человека как целостной личности в ее нравственном, физическом, трудовом, правовом, экономическом, философском, художественном, политехническом, политическом и других аспектах.
Особый акцент делается на ценностном ядре воспитания, хотя сами ценности понимаются авторами не всегда однозначно. Так, например, если для В.А.Караковского - это Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек, то для Б.Т.Лихачева - это ценности Веры, Надежды, Любви, Истины.
Организационными формами современных воспитательных систем, концепций являются кружковая, клубная, поисковая, экскурсионная, творческие объединения, студии, коллективные творческие дела, конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, аукционы, путешествия, сюжетно-ролевые игры, праздники, устные журналы, пресс-конференции, диспуты, дискуссии, деловые игры и др.
Как правило, перечисленные формы выстраиваются на исторических, культурных традициях, ценностях своего микрорайона, города, региона, области, страны.
В целом проведенный анализ показал, что к моменту его выполнения:
Принципиальным, с нашей точки зрения, выводом является и то, что многие рассмотренные нами концепции не фиксируют эксплицитно и не раскрывают содержательно такую категорию, как механизм воспитания, хотя идея о необходимости его выделения витает в воздухе.
Все вышесказанное требует постановки задачи определения целостного теоретического подхода к воспитанию в современных условиях непрерывного образования, тогда как разработанные концепции направлены на решение проблемы воспитания применительно к отдельным ступеням образовательной системы.
Как показал анализ более поздних концепций, концептуальных подходов, теоретических материалов по проблемам воспитания (1998 – 2003гг.), они выполнены на качественно новом содержательном уровне. Их анализ был проведен по прежним основаниям. При этом наряду с вышеперечисленными основаниями были определены и новые общие положения, которые позволили бы сформулировать единые подходы в системе воспитания:
Анализ практически всех созданных в последние годы концепций воспитания показал, что наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями являются следующие:
- реализация
идей гуманизации и
- создание
условий для раскрытия
- всестороннее
и гармоничное развитие
- социализация личности гражданина России;
- формирование
жизнеспособной
- становление
социально активной
- формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;
- формирование
гармонически развитой
- возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.
Доминирующим в концепциях, материалах и разработках последних лет авторы выделяют:
- человека, личность, ее формирование в системе непрерывного воспитания и образования;
- воспитание, развитие, социализация личности для ее служения обществу.
В то же время анализ показал, что к еще не решенным вопросам современного воспитания, что находит отражение во многих концепциях, относится неполная представленность организационных форм, их половозрастная модификация (кроме концепции Н.М.Таланчука).
Исходя из содержания концепций, целый ряд требующих решения проблем воспитания, безусловно, соотносится:
- с неопределенностью социальной политики государства на данном этапе его развития;
- с отсутствием качественной подготовки кадров воспитателей;
- с
отсутствием детских
- с отсутствием
на государственном,
Утвержденная
Министерством образования
Теперь
обратимся непосредственно к
реализации самих концепций воспитания
в современной практике школ, в
том числе и некоторых школах
г.Костромы.
Прежде чем реализовать ту или иную концепцию воспитания, педагоги проделывают огромную работу по поиску системообразующей идеи, подходящей именно этому учебному заведению. Но, найдя, её работа не прекращается, а направляется на адаптацию концепции к реальной ситуации, в которой находится школа. Кроме того, разрабатываются учебные программы, специальные курсы и предметы в учебный план школы. Все это преображает концепцию и делает ее более результативной для реализации процесса воспитания.
Многие школы города Костромы
«активно ищут сегодня
Так, педагогический коллектив
школы № 41 в основу модели
воспитательной системы
Педагоги школы № 20, лицея №
34 видят широкие возможности для
воспитания детей и их
Системообразующим фактором
В качестве приоритетной