Современные концепции воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования раскрыть пути реализации современных концепций воспитания.
Исходя из предмета, объекта и цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.Проанализировать развитие концепций воспитания в истории педагогической науки.
2.Оценить вклад психологических теорий развития личности в процессе становления концепций воспитания.
3.Рассмотреть современные концепции воспитания и показать их реализацию в современной педагогической практике, в том числе и в Костроме.

Содержание

Введение...........................3с.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.1.Сущность понятия «концепция воспитания».
Структура концепции воспитания........6с.
1.2. Развитие концепций воспитания в истории
педагогической мысли...............10с.
1.3.Психологические теории развития личности и
концепции воспитания..................20с.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
2.1.Концепции воспитания в отечественной педагогической науке (90-е годы XX – начало XXI века).................................31с.
2.2.Реализация концепций воспитания в современной педагогической практике, в том числе в г. Костроме.......................38с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................42с.
ЛИТЕРАТУРА..........

Работа содержит 1 файл

Диплом по педагогике.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

      Учителя школы № 14 стержневой идеей воспитательной системы считают тезис «От  воспитательного пространства школы  к воспитательному пространству микрорайона». Они создают максимально благоприятные условия для развития каждого ребенка внутри школы благодаря интеграции обучения, воспитания, самовоспитания, процессов управления и детского самоуправления, действий педагогов, родителей и учащихся в реализации разнообразных воспитательных программ. Кроме того, учителя стремятся в содружестве с работниками других социально-культурных учреждений педагогизировать окружающую школу среду за счет формирования в иней воспитательного пространства, стимулирующего раскрытие творческого потенциала детей, удовлетворяющего их потребности и интересы.

        Несомненно, актуальной необходимо  признать концептуальный подход  педагогического коллектива школы  № 38, который считает необходимым  восстановить деятельность детских  общественных формирований в учебном заведении, объединить их в общественную организацию и придать социально значимый характер деятельности детей и их общностей, одновременно учитывая возрастные, личностные, индивидуальные особенности школьников» [40, с.10-11]. 

Подведем  итог, концепции воспитания адресованы учителям, педагогам организаторам, руководителям кружков, клубов, всем, кто работает или организует работу с детьми, всем, кто "воспитывает " детей. Это не инструкции, по которым надо работать, не отступая от них ни на шаг, не "мудрые советы", выполнять которые необходимо. Это лишь ориентиры, опираясь на которые, педагог сможет проанализировать свою деятельность и увидеть, что необходимо изменить, о чем узнать, от каких действий отказаться.

   Путь  к новой модели воспитания лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функции и роли учителя - воспитателя. Философские идеи о безграничности развития личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст, значительно расширяют и углубляют понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в воспитательной деятельности учителя, смысл которой все яснее видится как созидание человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

   Итак, подведем итог, человек, в отличие от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный период.

   Новые реалии воспитания осмысливаются в  контексте знания, накопленного различными направлениями антропологии (философской, культурной, социальной, исторической, педагогической, религиозной). Современной педагогике подчас становится тесно в рамках собственных теорий. Философия педагогики, антропология и педагогическая психология совместными усилиями разных школ вышли на расширение представлений о концептуальных основах воспитания.

      Если  раньше концепции воспитания находили свое теоретическое обоснование, в  основном, в философии и психологии, то теперь возникает потребность  в привлечении других сфер гуманитарного  знания, прежде всего культурологии. Это вызвано не только потребностью культуроспособности образования, но и всем ходом развития реформ и самого гуманитарного знания.

      Ее  задача – понять объяснить современное  свободное воспитание и образование, а также саморазвитие личности как взаимосвязь разнообразных микро – и макрокультурных процессов. Отнюдь не случайно, что культурология образования развивается в тесном взаимодействии с гуманистической и философией демократии, у них общие корни – ценности культурной, философской, социальной и педагогической антропологией.

      В последнее время возникла потребность  в более тесной непрерываемой  связи культуры и воспитания потому, что все большее количество людей  и педагогов, в том числе, убеждается, что преобразование общества невозможно вне культуры и ее основных составляющих – морали, религии, образования, науки и искусства.

      Пропагандируемый  гуманистический подход к воспитанию человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Любое взаимодействие между двумя личностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к другой личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например ребенок). При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно.

   В данной работе было использовано большое количество справочной литературы и учебных пособий. К ним относятся учебные пособия по педагогике Е.В.Бондаревской, А.Н.Джуринского, И.А.Зимней, М.И.Рожкова, Л.В.Байбородовой; по психологии Л.С.Выготского, М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, С.Д.Полякова, А.В.Петровского, С.Л.Рубенштейна. Также были использованы словари русского языка и иностранных слов, педагогическая энциклопедия, энциклопедический словарь, словари по педагогике, психологии, философии.

      Нужно отметить, что довольно интересные статьи по теме квалификационной работы содержатся в журналах «Педагогика», «Классный руководитель».    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература.

  1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
  2. Амонашвилли Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., Университетское,1990.
  3. Ангеловски К. Учителя и инновации. М.,1991.
  4. Батурина Г., Кузина Т.  Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика,1995,№2 ,с.122
  5. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня». - М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10).
  6. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.
  7. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М. ИЦ, 1999
  8. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
  9. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г.
  10. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  11. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., Просвещение,1989, с.272.
  12. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.
  13. Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. -С.55
  14. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993 г.
  15. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательская группа «Форум» - «ИНФРА - М», 1998. – 272с.
  16. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.
  17. Зимняя И.А. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.
  18. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М.,2000.
  19. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа  Штейнера. М.,ЦВП, 1993.
  20. Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного образования. Педагогика, 1995, №6, с.41.
  21. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970.
  22. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.
  23. Концепция воспитания учащейся молодежи. Педагогика, 1992, №3-4, с.11-19.
  24. Кульневич А.В. Педагогика личности стратегия и тактика. М.,1995.
  25. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Р.-на-Д., Изд. Феникс,1995, с.576
  26. Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996.
  27. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. – 528 с. 
  28. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. – М; Педагогика, 1970. - С.153-154
  29. Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по педагогике. - Ярославль, 1997.
  30. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз. – 1988г.
  31. Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д.,1993, Ч.1
  32. Отношения личности и вопросы воспитания. Отв. ред. Миттов Н.К. Тамбов, 1973.
  33. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512с.
  34. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.
  35. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. / Под ред. С.А. Смирнов. - М.: "Академия", 1998.
  36. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 202
  37. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: «Просвещение»: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с
  38. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – 160с.
  39. Прийма К.И. В творческом поиске. Педагогический очерк. М., 1965.
  40. Проблемы становления воспитательной системы в образовательных учреждениях г. Костромы. Материалы городской научно-практической конференции. Кострома 2001г.
  41. Психология. Словарь. М., 1990.
  42. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. – М.,1983Г.
  43. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 440с.
  44. Психология: Словарь./Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.. 1990г
  45. Психология и педагогика. /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997.
  46. Психология и педагогика. Учебное пособие./ Под ред. К.А. Абульхановой и др.- М., 1998.
  47. Рожков М.И.  Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 384с.
  48. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  49. Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4
  50. Савин Н. В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд.2-е доп. М.: «Просвещение», 1978, 360с.
  51. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, М.,  1984.
  52. Ситаров В.А. Проблема свободы в гуманистической педагогике. Тезисы докладов УП Международной конференции по педагогике ненасилия « Воспитание свободной независимой, ответственной личности». С.-Пб. 1994, Ч.1, с.140.
  53. Соболева Е.А., Николаева О. Социально-педагогические факторы воспитания свободной личности. Тезисы докладов УП Международной конференции по педагогике ненасилия « Воспитание свободной независимой, ответственной личности». С.-Пб.1994, Ч1. С.140.
  54. Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2000. 171с.
  55. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред.  Введенский Б.А. М., Советская энциклопедия,1967, с. 656.
  56. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.М. М., Советская энциклопедия, 1987, с.1600
  57. Социально-философские проблемы современного образования. М.: 1986.
  58. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лёхина и проф. Ф.Н. Петрова. – 3-е изд. государственное издательство иностранных и национальных словарей. – М.: - 1954, с.853
  59. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.
  60. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160с.
  61. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности. Психологический  журнал,1992, №4, т.13.
  62. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. М., - 1972
  63. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., - 1978.
  64. Философский словарь./ Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздат, 1991.— 560с.
  65. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк.; 1990-576с.
  66. Хьелл Л., Зиглер Д.   Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997. — 608с.
  67. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11).

Информация о работе Современные концепции воспитания