Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа
Цель исследования раскрыть пути реализации современных концепций воспитания.
Исходя из предмета, объекта и цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.Проанализировать развитие концепций воспитания в истории педагогической науки.
2.Оценить вклад психологических теорий развития личности в процессе становления концепций воспитания.
3.Рассмотреть современные концепции воспитания и показать их реализацию в современной педагогической практике, в том числе и в Костроме.
Введение...........................3с.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.1.Сущность понятия «концепция воспитания».
Структура концепции воспитания........6с.
1.2. Развитие концепций воспитания в истории
педагогической мысли...............10с.
1.3.Психологические теории развития личности и
концепции воспитания..................20с.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
2.1.Концепции воспитания в отечественной педагогической науке (90-е годы XX – начало XXI века).................................31с.
2.2.Реализация концепций воспитания в современной педагогической практике, в том числе в г. Костроме.......................38с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................42с.
ЛИТЕРАТУРА..........
Учителя школы № 14 стержневой идеей воспитательной системы считают тезис «От воспитательного пространства школы к воспитательному пространству микрорайона». Они создают максимально благоприятные условия для развития каждого ребенка внутри школы благодаря интеграции обучения, воспитания, самовоспитания, процессов управления и детского самоуправления, действий педагогов, родителей и учащихся в реализации разнообразных воспитательных программ. Кроме того, учителя стремятся в содружестве с работниками других социально-культурных учреждений педагогизировать окружающую школу среду за счет формирования в иней воспитательного пространства, стимулирующего раскрытие творческого потенциала детей, удовлетворяющего их потребности и интересы.
Несомненно, актуальной необходимо
признать концептуальный
Подведем итог, концепции воспитания адресованы учителям, педагогам организаторам, руководителям кружков, клубов, всем, кто работает или организует работу с детьми, всем, кто "воспитывает " детей. Это не инструкции, по которым надо работать, не отступая от них ни на шаг, не "мудрые советы", выполнять которые необходимо. Это лишь ориентиры, опираясь на которые, педагог сможет проанализировать свою деятельность и увидеть, что необходимо изменить, о чем узнать, от каких действий отказаться.
Путь
к новой модели воспитания лежит через
переосмысление сущности педагогической
профессии, ее целей, задач, содержания,
методов; через реалистическое понимание
функции и роли учителя - воспитателя.
Философские идеи о безграничности развития
личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе,
стремительно вошедшие в общественный
контекст, значительно расширяют и углубляют
понимание природы ребенка и взрослого,
открывая новые подходы в работе школы,
в воспитательной деятельности учителя,
смысл которой все яснее видится как созидание
человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, подведем итог, человек, в отличие от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный период.
Новые реалии воспитания осмысливаются в контексте знания, накопленного различными направлениями антропологии (философской, культурной, социальной, исторической, педагогической, религиозной). Современной педагогике подчас становится тесно в рамках собственных теорий. Философия педагогики, антропология и педагогическая психология совместными усилиями разных школ вышли на расширение представлений о концептуальных основах воспитания.
Если раньше концепции воспитания находили свое теоретическое обоснование, в основном, в философии и психологии, то теперь возникает потребность в привлечении других сфер гуманитарного знания, прежде всего культурологии. Это вызвано не только потребностью культуроспособности образования, но и всем ходом развития реформ и самого гуманитарного знания.
Ее задача – понять объяснить современное свободное воспитание и образование, а также саморазвитие личности как взаимосвязь разнообразных микро – и макрокультурных процессов. Отнюдь не случайно, что культурология образования развивается в тесном взаимодействии с гуманистической и философией демократии, у них общие корни – ценности культурной, философской, социальной и педагогической антропологией.
В последнее время возникла потребность в более тесной непрерываемой связи культуры и воспитания потому, что все большее количество людей и педагогов, в том числе, убеждается, что преобразование общества невозможно вне культуры и ее основных составляющих – морали, религии, образования, науки и искусства.
Пропагандируемый гуманистический подход к воспитанию человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Любое взаимодействие между двумя личностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к другой личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например ребенок). При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно.
В данной работе было использовано большое количество справочной литературы и учебных пособий. К ним относятся учебные пособия по педагогике Е.В.Бондаревской, А.Н.Джуринского, И.А.Зимней, М.И.Рожкова, Л.В.Байбородовой; по психологии Л.С.Выготского, М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, С.Д.Полякова, А.В.Петровского, С.Л.Рубенштейна. Также были использованы словари русского языка и иностранных слов, педагогическая энциклопедия, энциклопедический словарь, словари по педагогике, психологии, философии.
Нужно
отметить, что довольно интересные
статьи по теме квалификационной работы
содержатся в журналах «Педагогика», «Классный
руководитель».
Литература.