Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Объект исследования - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Предмет - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Гипотеза: сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы будет идти эффективно, если использовать дидактические игры.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ.
2. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.
3. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
4. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников по средством дидактических игр.
Введение 3
1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников 5
1.1. Понятие сенсорное воспитание ребёнка 5
1.2. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике 8
1.3. Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников 10
2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ 15
2.1. Констатирующий эксперимент 15
2.2. Формирующий эксперимент 18
2.3. Контрольный эксперимент 20
Заключение 24
Литература 25
Приложение
№ | Ф.И.ребенка | Возраст | овал | круг | квадрат | прямоугольник | треугольник |
1 | Андрей К. | 29.11.07 | + | + | + | + | + |
2 | Алсу А. | 27.11.07 | + | + | + | - | + |
3 | Дима Р. | 07.10.07 | + | + | + | - | + |
4 | Коля Б. | 24.07.07 | + | + | + | + | + |
5 | Инга К. | 07.08.07 | + | + | + | + | + |
6 | Валя М. | 14.04.07 | + | + | + | + | + |
Конструирование
Игра: «Узкая и широкая дорожка»
Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности. Продолжать учить играть с постройкой. Вызывать речевую активность младших дошкольников.
Словарь: Дорожка длинная, узкая, широкая, прочная.
Раздаточный материал: 5 кирпичиков, кукла, резиновая собака, кошка. Дополнительные кубики разных цветов для дополнительной подстройки. Домик из картона для куклы.
Предварительная работа:
Ход занятия:
1. Введение. Ребята, сейчас я расскажу вам одну поучительную историю. Это кукла Катя и её любимые животные: кошка Мурка и собачка Бобик.
Они очень любят гулять по парку. Кто знает, что такое парк? Это лес в центре города. Там много деревьев, есть пруды. Кто любит ходить гулять в Кусково? Пошла кукла Катя со своими любимыми животными гулять в парк и заблудилась. А заблудилась она потому, что дорожки в парке были разбиты и куда идти - кукла Катя не знала. Чтоб кукла Катя дошла до своего домика надо построить ей длинную дорожку. Сейчас ребята станут около стола и помогут построить дорожку к домику куклы Кати.
2.
Основная часть: У каждого у
вас есть набор кубиков. Они
все одинаковые по форме,
Сейчас каждый из вас, по очереди будет строить дорожку. Иди сюда, Вика, скажи мне пожалуйста, какого цвета у тебя кубики? «Красные». Берем по одному кирпичику правой рукой и кладем их рядом. Если мы будем строить из одного кирпичика, то дорожка получится узкая, а из двух – широкая. С правой стороны стола мы будем строить узкую дорожку для собаки и кошки, А широкую с левой стороны стола построим для куклы. Для этого надо брать сразу два кирпичика и кладу их рядом, тесно прижимая, друг к другу и четко соединяя стороны. Какую ты хочешь построить дорожку, Вика, узкую или широкую? Дети по очереди выходят к столу и строят дорожку. При этом называют цвет и какую именно; узкую или широкую.
3.
Итог. Дети помогают кукле Кате
дойти до дома. Заносят её в
дом и машут ей ручками.
Результаты
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | Широкий | Узкий |
1. | Андрей К. | 29.11.07 | + | - |
2. | Алина М | 27.11.07 | + | + |
3. | Дима Р. | 07.10.07 | + | + |
4. | Коля Б. | 24.07.07 | + | + |
5. | Инга К. | 07.08.07 | - | + |
6. | Валя М. | 14.04.07 | + | + |
Игра: «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»
Дидактическая задача: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы; стул, стол, кровать, диван. Учить сооружать одновременно несколько предметов, отличающихся по конструкции и назначению. Привлекать интерес к постройке, возбуждать интерес к игре.
Материал: 14 кирпичиков, 2 кубика, пластина, кукла, резиновая кошка.
Ход занятия:
1.
Введение. Ребята к нам в гости
приехала кукла Оля. Она
2. Основная часть. Сажаю младших дошкольников на ковер полукругом. «Для того чтобы построить кукле комнату, надо сначала построить Оле стул. Для этого мы возьмем большой куб и поставим его на стол. Это сидение стула. Теперь нам нужна спинка. Мы возьмем брусок и поставим его узкой стороной на ковер. У нас получился стул. Мы сейчас посадим куклу на него и будем дальше строить. Допустим кукла Оля захочет кушать, куда она поставит тарелку? Правильно, она сядет за стол. Мы возьмем широкую пластину – это поверхность стола. А четыре маленьких куба будут ножками для стола. Теперь мы можем угостить Олю с дороги чаем. Алина, принеси, пожалуйста, с кухни для Оли чашку и блюдце. Мы же продолжаем строить кукле Оле комнату: она попьёт чай и захочет посмотреть телевизор. Сейчас мы построим ей диванчик: у дивана есть спинка, длинное, широкое сидение, подлокотники и маленькие ножки. Мы возьмем два широких бруска и поставим их на четыре кубика. Помните, постройка должна быть устойчивой, иначе Оля упадет и сломает ножку. Третий брусок – спинка дивана, а два маленьких бруска – подлокотники.
Теперь самое основное – кровать. Для неё нам понадобится четыре детали: два длинных бруска – само ложе, на него ляжет кукла Оля, а в изголовье и в ногах поставим два кирпичика. Нам осталось застелить кровать: Ира принеси, нам, пожалуйста, матрас, подушечку, одеяльце и застели кровать для куклы Оли. Молодец. Вот теперь комната для куклы Оли готова.
3.
Вывод: Дети обыгрывают
Результаты
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | Куб | Кубик | Бруски |
1 | Андрей К. | 29.11.07 | + | - | + |
2 | Алсу А. | 27.11.07 | + | + | + |
3 | Дима Р. | 07.10.07 | + | + | + |
4 | Коля Б. | 24.07.07 | + | + | + |
5 | Инга К. | 07.08.07 | + | + | - |
6 | Валя М. | 14.04.07 | + | + | + |
Игра: «Постройка горки со скатом»
Цель: Учить младших дошкольников строить лестницу, приставляя наклонно к самой высокой стороне пластины. Развивать глазомер и координацию движений. Воспитывать усидчивость.
Материал: 6 кирпичиков разной длины, 1 пластина, матрешка.
Ход занятия:
1. Введение. Я сажаю младших дошкольников на диван и показываю иллюстрацию « Маша катается с горки». При этом рассказываю с выражением и наизусть стихотворение:
Построили мы лесенку
На лесенке ступеньки.
Машенька по лесенке взобралась высоко:
Сидит высоко Машенька и распевает песенку:
«Я сижу на лесенке мне очень хорошо!»
2.Основная
часть: Вот какая хорошая
Дети строят свои горки и катают матрешку с горки. Предлагаю им пригласить покататься других игрушек. После игры дети помогают убрать кубики и складывают их в коробку. Игрушки сажают на место.
Результаты
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | Высокий | Низкий | Широкий | Узкий |
1 | Андрей К. | 29.11.07 | - | - | + | + |
2 | Алсу А. | 27.11.07 | + | - | + | + |
3 | Дима Р. | 07.10.07 | + | + | + | + |
4 | Коля Б. | 24.07.07 | + | + | + | + |
5 | Инга К. | 07.08.07 | - | - | + | + |
6 | Валя М. | 14.04.07 | + | + | + | + |
Игра: «Сложи лицо»
Цель: научить младших дошкольников составлять лица из отдельных элементов, развить мелкую моторику рук и обогащать тактильные ощущения младших дошкольников, воспитать интерес к мимике человеческого лица.
Оборудование: Лица вместе с париками 4х форм (круглые, квадратные, овальные, грушевидные, треугольные). Глаза, носы, брови, рты. Картинки с изображением лиц.
Ход игры:
1. Смотрите, ребята, какие разные лица на наших картинках. Вот эта девочка грустная, а вот мальчик смеется. Уголки губ подняты вверх. У каждого соё настроение, выражение лица. А все ли лица одинаковые? Даже у вас. У Алины лицо круглое, а у Саши – узкое, вытянутое. Мы все разные по цвету глаз, бровей, волос. Сейчас мы попробуем вместе с вами составить или свое лицо или лицо своего друга. Посмотрите повнимательней друг на друга и отметьте для себя, какого цвета волосы, глаза, какие брови и губы.