Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Объект исследования - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Предмет - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Гипотеза: сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы будет идти эффективно, если использовать дидактические игры.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ.
2. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.
3. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
4. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников по средством дидактических игр.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников 5
1.1. Понятие сенсорное воспитание ребёнка 5
1.2. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике 8
1.3. Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников 10
2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ 15
2.1. Констатирующий эксперимент 15
2.2. Формирующий эксперимент 18
2.3. Контрольный эксперимент 20
Заключение 24
Литература 25
Приложение

Работа содержит 1 файл

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей первой младшей группы.doc

— 850.00 Кб (Скачать)

     Ход игры:

     1. Ребята, нас окружают геометрические  фигуры. Сейчас мы с вами поиграем  в игру, которая называется «Геометрическое  лото» и попробуем увидеть  в окружающих нас предметах  самые различные формы.

     2. В игре принимает участие 6 младших дошкольников. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки к изображению предметов нужной формы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.   

     Результаты

     
Ф.И. ребенка Возраст Овал Круг Квадрат Прямоугольник Треугольник
1 Андрей К. 29.11.07 + + + + +
2 Алсу А. 27.11.07 + + + + +
3 Дима Р. 07.10.07 + + + + +
4 Коля Б. 24.07.07 + + + + +
5 Инга К. 07.08.07 + + + + +
6 Валя М. 14.04.07 + + + + +
 
 
 

 

      Приложение 3

     Дидактические игры на определение величины

     Игра: «Башня»

     Дидактическая задача: закрепить представления  об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.

     Демонстрационный  материал: 3 куба разной величины.

     Раздаточный материал: на каждого ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные  зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.

     Ход занятия:

     Жили  – были три братика – зайчика. Звали из Пушок – самый высокий, Белячок – средний, Шустрик – самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил в самом верху на третьем этаже, Белячок на втором, а Пушок – на первом, самом большом этаже. Но как - то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили, не знают, что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего – то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться. «Дети сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Ну иди ты, Даня, Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения. Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик.  А теперь какой кубик нам поставит Ваня? (поменьше или средний). Совершенно верно, Ванечка, положи сверху средний кубик. А самый верхний, какой величины?  Выходи, Вика, скажи нам, пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик.

     Положи  и садись к ребятам за стол.

     2. Мы сейчас посадим зайчиков  на выступы башни, пусть идут  домой, а посадит их Алина. Иди сюда, солнышко, посмотри на зайчиков. Куда ты посадишь самого большого, Пушка? Молодец, это его комната. А куда поселится Белячок, тоже правильно. Остался один Шустрик – ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький. Умница, Алина, садись к ребятам. А теперь обратите внимание на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков – квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат – это кубик. А из окошечка кубика выглядывает зайчик. Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На столе сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы возьмем квадрат? Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края стола. А какой квадрат мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите устойчивые ли, получились у вас башни? Всем ли зайчикам удобно? Молодцы, хорошо построили башню для зайчиков.  

     3. Итог:

     Теперь  всем зайчикам хорошо, у каждого  есть своя комната. А если вы соедините  или поставите рядом все башни, то получится большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две башни и тогда получиться красивая ограда. Дети играют в квадратики и кубики. Строят башни. 

     Игра: « Что там? »

     Дидактическая задача: Учить младших дошкольников устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

     Материал: Деревянная трехместная матрешка.

     Ход занятия:

     1.Читаю  детям загадку:

     «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку». Дети, кто это такие интересные подружки? Как вы думаете? Правильно, Матрешки. Сейчас мы с ним поиграем.

     2. Я раскрываю одну матрешку  и обнаруживаю в ней еще  одну. « Смотрите, еще одна матрешка, посмотрим, что там». Разбираю  вторую матрешку и нахожу в  ней третью – самую маленькую.  «Оказывается здесь целых три  матрешки, (складываю все три), а можно сделать опять одну? А как?». Обращаю внимание младших дошкольников на то, что маленькая матрешка не разбирается, а целиком вкладывается в нижнюю часть средней, которая потом закрывается верхней частью, после чего вставляется в нижнюю часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается.

     3. Дети выполняют указанные действия, разбирая и собирая матрешку  по очереди. Отмечая особо тех  ребят, которые без проб, на  глаз, находят нужные части матрешки  и быстро собирают её. В конце  игры матрешек выстраиваю по росту и веду на прогулку. 

     Игра: «Сбор фруктов»

     Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

     Материал: Яблоки – образцы (вырезанные из картона) 3 величин – большие, поменьше, маленькие; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 6 яблок разной величины). Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 6,5 см. Книга с красочными иллюстрациями «Гуси – лебеди». Три куклы разного роста.

     Ход занятия:

     1. Рассказывание русской народной  сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание красочных иллюстраций к сказке. «Смотрите, ребятки, какая красивая, обливная яблонька сестричку с братиком спрятала от злых гусей – лебедей. А мы тоже сейчас вырастим волшебную яблоньку, всю в спелых, сладких яблоках и угостим или наших кукол. Положим им на тарелочки. Но куклы у нас разного размера, поэтому нам придется разложить яблоки по 3 разным корзинкам: самые большие для Алёны; Средние для Оли; Маленькие для Кати. Сейчас мы с вами, скажем волшебные слова, и на этом подносе вырастет самая настоящая яблоня. Только надо всем дружно сказать волшебные слова:   Крибле крабле бумс. Вот и выросла наша яблонька.

     2. Показываю детям яблоню с яблоками  и корзины. Возле корзинок сажаю  трех кукол« На нашей яблоне растут яблоки трех размеров. Сейчас каждый ребенок по очереди подойдет к яблоньке и по образцу сорвет такое же яблоко, что и у него в руках. Если яблоко сорвано правильно прошу положить их в соответствующую корзинку».

     3. Когда все яблоки сорваны и  разложены по корзинам, дети относят  яблоки на стол и продолжают угощать кукол. Если игра кончена, а дети ещё не наигрались, то яблоки можно повесить на место и повторить игру.

     Результаты

Ф.И. ребенка Возраст Маленький Средний Большой
1 Андрей К. 29.11.07 + + +
2  Алсу А. 27.11.07 + + +
3 Дима Р. 07.10.07 + + +
4  Коля Б. 24.07.07 + + +
5  Инга К. 07.08.07 + + +
6  Валя М. 14.04.07 + + +
 

 

Приложение 4

     Комплексные дидактические игры

     1.Комплексная игра. «Лото «Цвет и формы»

     Дидактическая задача:

     - закрепить представления младших дошкольников о 5 геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цвета (красный, желтый, зеленой, синий);

     - учить ориентироваться на 2 признака  одновременно (цвет и форму), отвлекаясь  от третьего (величины).

     Материал: 6 карт, на каждой из которых в разном порядке расположены 5 фигур – квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, круг и овал. Размеры: квадрат 2,5 х 2,5 см.; прямоугольник 2,5 х 3,5 см.; сторона равностороннего треугольника равно 2,5 см.; диаметр круга 2,5 см.; Все фигуры наклеенные на одной карте имеют разный цвет. 30 вырезанных фигур – каждая из 5 форм представлена в 4 цветах (размеры: квадрат 5х5 см., прямоугольник 5х7 см., сторона равностороннего треугольника 5 см., диаметр круга 5 см., большой диаметр овала 7 см., малый – 5 см.)

     Ход игры:

     1. Ребята, смотрите, пока вы спали,  к нам приходил почтальон. Он  принес нам письмо. Давайте распечатаем  его и посмотрим, что лежит  в конверте и от кого оно.  Вот тут пишется адрес и  имя. Оно от куклы Алёны.  Она прислала нам новую игру и потом придет посмотреть, как ребята научились в нее играть.

     2. В игре могут участвовать от  одного до шести младших дошкольников. Я беру на себя роль ведущего (позднее можно передать её ребенку). Дети получают по одной карте. Достаю из коробки по одной фигуре и спрашиваю. «У кого такая?» Если ребенок, у кого фигура есть такого же цвета и формы, обнаружил это, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Если никто не попросили фигуру, она откладывается в сторону. Выигрывает тот,   кто первый закроет все фигуры на своих картах.

     3. Дети складывают приносят кукол,  мишек, зайчиков и их учат  играть в лото. После окончания  игры собирают фигуры в конверт  и вместе складывают карты.

     Результаты

Ф.И.ребенка Возраст красный синий зеленый желтый
1 Андрей К. 29.11.07 + + + +
2 Алсу А. 27.11.07 + + + +
3 Дима Р. 07.10.07 + + + +
4 Коля Б. 24.07.07 + + + +
5 Инга К. 07.08.07 + + + +
6  Валя М. 14.04.07 + + + +

Информация о работе Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ