Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Объект исследования - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Предмет - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Гипотеза: сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы будет идти эффективно, если использовать дидактические игры.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ.
2. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.
3. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
4. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников по средством дидактических игр.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников 5
1.1. Понятие сенсорное воспитание ребёнка 5
1.2. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике 8
1.3. Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников 10
2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ 15
2.1. Констатирующий эксперимент 15
2.2. Формирующий эксперимент 18
2.3. Контрольный эксперимент 20
Заключение 24
Литература 25
Приложение

Работа содержит 1 файл

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей первой младшей группы.doc

— 850.00 Кб (Скачать)
 

     2.3.  Контрольный эксперимент

     После проведения системы дидактических  игр был проведён контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы младших дошкольников обоих подгрупп: участвующих в эксперименте и не прошедших обучение посредством дидактических игр.

     Цель: Выявить закрепление знаний младших дошкольников 2007 года участвующих в эксперименте. Сравнить полученные данные с умениями и знаниями младших дошкольников первой подгруппы, не участвующих в эксперименте. Время проведения: 01.11.09- 20.12.09

     Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.

     Приемы: Сенсорное обследование с наглядным объяснением.

     Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый) 3 разных величин (большой, средний, маленький).

     Диагностика № 4

     Величина 

Ф.И. ребенка Возраст Большой Средний Маленький
1 Андрей К. 29.11.2007 + + +
2 Камила С. 23.08.2007 + - +
3 Ренат Х. 02.02.2007 + + +
4 Алсу А. 27.11.2007 + + +
5 Самир Ф. 20.11.2007 + + +
6 Вера Н. 26.11.2007 + + +
7 Дима Р. 07.10.2007 + + +
8 Коля Б. 24.07.2007 + + +
9 Инга К. 07.08.2007 + + +
10 Сергей Г. 11.09.2007 + - +
11 Валя М. 14.04.2007 + + +
12 Володя М. 07.04.2007 + + +
  ИТОГО:   12  + 10 +,   2 - 12 +
 
 

     

     Диаграмма 4. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин 

     Диагностика № 5

Ф.И. ребенка Возраст красный синий зелёный желтый
1 Андрей К. 29.11.2007 + + + +
2 Камила С. 23.08.2007 + + - +
3 Ренат Х. 02.02.2007 + + + +
4 Алсу А. 27.11.2007 + + + +
5 Самир Ф. 20.11.2007 + + + +
6 Вера Н. 26.11.2007 + + - +
7 Дима Р. 07.10.2007 + + + +
8 Коля Б. 24.07.2007 + + + +
9 Инга К. 07.08.2007 + + + +
10 Сергей Г. 11.09.2007 + + + +
11 Валя М. 14.04.2007 + + + +
12 Володя М. 07.04.2007 + + + +
    ИТОГО: 12  + 12  + 10 +, 2 - 12  +
 

       Цвет

     

 

     Диаграмма5. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета

     Диагностика № 6

     Формы 

Ф.И. ребенка Возраст круг овал квадрат прямоугольник треугольник
1 Андрей К. 29.11.2007 + + + + +
2 Камила С. 23.08.2007 + - + - +
3 Ренат Х. 02.02.2007 + - + + +
4 Алсу А. 27.11.2007 + + + + +
5 Самир Ф. 20.11.2007 + - + - +
6 Вера Н. 26.11.2007 + - + - +
7 Дима Р. 07.10.2007 + + + + +
8 Коля Б. 24.07.2007 + + + + +
9 Инга К. 07.08.2007 + + + + +
10 Сергей Г. 11.09.2007 + - + + -
11 Валя М. 14.04.2007 + + + + +
12 Володя М. 07.04.2007 + - + - +
  ИТОГО:   12 + 6+,6 - 12  + 8 +, 4 - 11  +, 1 -
 

     

                                                            

     Диаграмма 6. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов форм 

     Дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с которыми целенаправленно не проводились дидактические игры.

     Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры по изодеятельности повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников в 1 -ой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимость целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний младших дошкольников от постоянств проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 6 из 12 младших дошкольников, участвующих в формирующем эксперименте, при повторном констатирующем, показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру младших дошкольников и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины. 

 

Заключение

     Значение  сенсорного воспитания ребенка для  его будущей жизни выдвигает  перед теорией и практикой  дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных  средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

     Анализ  исследований показал, что в игровой  деятельности происходит наиболее интенсивное  воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

     В связи с этим было проведено исследование на базе ДОУ № 55 "Рябинушка" г. Набережные Челны, целью которого являлось: определение эффективности влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста. Экспериментальное исследование, проведённое, в первой младшей группе №10 показало, что дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников в первой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод,  что эффективность дидактических игр  в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика.

     Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста, из этого следует, что гипотеза подтвердилась. 
 
 
 

 

Литература

  1. Венгер Л. А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424
  3. Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание - 2002 № 3 – С.398
  4. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – С.391
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс,1999. – С.536
  6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
  7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996. – С. 459
  8. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368
  9. Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. – М. , 1997. – С. 412
  10. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С.302
  11. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87
  12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258
  13. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456
  14. Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2002. – С.371
  15. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.,1997. – С.418
  16. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368
  17. Урунтаева Г. А. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. - М., 1997. – С. 452
  18. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. –М,1997. – С. 381
  19. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.95
  20. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 95
  21. Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.:Питер,2002. – С.528

Информация о работе Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ