Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Объект исследования - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Предмет - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Гипотеза: сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы будет идти эффективно, если использовать дидактические игры.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ.
2. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.
3. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
4. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников по средством дидактических игр.
Введение 3
1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников 5
1.1. Понятие сенсорное воспитание ребёнка 5
1.2. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике 8
1.3. Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников 10
2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ 15
2.1. Констатирующий эксперимент 15
2.2. Формирующий эксперимент 18
2.3. Контрольный эксперимент 20
Заключение 24
Литература 25
Приложение
2.3. Контрольный эксперимент
После проведения системы дидактических игр был проведён контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы младших дошкольников обоих подгрупп: участвующих в эксперименте и не прошедших обучение посредством дидактических игр.
Цель: Выявить закрепление знаний младших дошкольников 2007 года участвующих в эксперименте. Сравнить полученные данные с умениями и знаниями младших дошкольников первой подгруппы, не участвующих в эксперименте. Время проведения: 01.11.09- 20.12.09
Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.
Приемы: Сенсорное обследование с наглядным объяснением.
Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый) 3 разных величин (большой, средний, маленький).
Диагностика № 4
Величина
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | Большой | Средний | Маленький |
1 | Андрей К. | 29.11.2007 | + | + | + |
2 | Камила С. | 23.08.2007 | + | - | + |
3 | Ренат Х. | 02.02.2007 | + | + | + |
4 | Алсу А. | 27.11.2007 | + | + | + |
5 | Самир Ф. | 20.11.2007 | + | + | + |
6 | Вера Н. | 26.11.2007 | + | + | + |
7 | Дима Р. | 07.10.2007 | + | + | + |
8 | Коля Б. | 24.07.2007 | + | + | + |
9 | Инга К. | 07.08.2007 | + | + | + |
10 | Сергей Г. | 11.09.2007 | + | - | + |
11 | Валя М. | 14.04.2007 | + | + | + |
12 | Володя М. | 07.04.2007 | + | + | + |
ИТОГО: | 12 + | 10 +, 2 - | 12 + |
Диаграмма
4. Знания младших дошкольников в области
сенсорных эталонов величин
Диагностика № 5
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | красный | синий | зелёный | желтый |
1 | Андрей К. | 29.11.2007 | + | + | + | + |
2 | Камила С. | 23.08.2007 | + | + | - | + |
3 | Ренат Х. | 02.02.2007 | + | + | + | + |
4 | Алсу А. | 27.11.2007 | + | + | + | + |
5 | Самир Ф. | 20.11.2007 | + | + | + | + |
6 | Вера Н. | 26.11.2007 | + | + | - | + |
7 | Дима Р. | 07.10.2007 | + | + | + | + |
8 | Коля Б. | 24.07.2007 | + | + | + | + |
9 | Инга К. | 07.08.2007 | + | + | + | + |
10 | Сергей Г. | 11.09.2007 | + | + | + | + |
11 | Валя М. | 14.04.2007 | + | + | + | + |
12 | Володя М. | 07.04.2007 | + | + | + | + |
ИТОГО: | 12 + | 12 + | 10 +, 2 - | 12 + |
Цвет
Диаграмма5. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета
Диагностика № 6
Формы
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | круг | овал | квадрат | прямоугольник | треугольник |
1 | Андрей К. | 29.11.2007 | + | + | + | + | + |
2 | Камила С. | 23.08.2007 | + | - | + | - | + |
3 | Ренат Х. | 02.02.2007 | + | - | + | + | + |
4 | Алсу А. | 27.11.2007 | + | + | + | + | + |
5 | Самир Ф. | 20.11.2007 | + | - | + | - | + |
6 | Вера Н. | 26.11.2007 | + | - | + | - | + |
7 | Дима Р. | 07.10.2007 | + | + | + | + | + |
8 | Коля Б. | 24.07.2007 | + | + | + | + | + |
9 | Инга К. | 07.08.2007 | + | + | + | + | + |
10 | Сергей Г. | 11.09.2007 | + | - | + | + | - |
11 | Валя М. | 14.04.2007 | + | + | + | + | + |
12 | Володя М. | 07.04.2007 | + | - | + | - | + |
ИТОГО: | 12 + | 6+,6 - | 12 + | 8 +, 4 - | 11 +, 1 - |
Диаграмма
6. Знания младших дошкольников в области
сенсорных эталонов форм
Дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с которыми целенаправленно не проводились дидактические игры.
Таким
образом, данные, полученные в ходе эксперимента,
подтверждают факт, что дидактические
игры по изодеятельности повышают уровень
сенсорного развития младших дошкольников
в 1 -ой младшей группе. На основании этого
можно сделать вывод, что эффективность
дидактических игр в развитии восприятия
формы, цвета, величины, а так же конструирования
очень велика. Разброс показателей дает
возможность говорить о необходимость
целенаправленного, систематического
проведения дидактических игр. Обращает
на себя внимание факт зависимости знаний
младших дошкольников от постоянств проведения
на занятиях и вне дидактических игр. По
данным, полученным в ходе эксперимента,
можно утверждать, что 6 из 12 младших дошкольников,
участвующих в формирующем эксперименте,
при повторном констатирующем, показали
лучший результат по сравнению с детьми,
с которыми занятия не проводились. Дидактические
игры по изодеятельности и конструированию
повышают сенсорную культуру младших
дошкольников и развивают сенсорное восприятие
цвета, формы, величины.
Заключение
Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
В связи с этим было проведено исследование на базе ДОУ № 55 "Рябинушка" г. Набережные Челны, целью которого являлось: определение эффективности влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста. Экспериментальное исследование, проведённое, в первой младшей группе №10 показало, что дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников в первой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика.
Через
дидактическую игру дети учатся анализировать,
сравнивать и обобщать, т.е. систематическое
целенаправленное использование дидактических
игр влияет на сенсорное воспитание младших
дошкольников раннего возраста, из этого
следует, что гипотеза подтвердилась.
Литература