Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Объект исследования - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Предмет - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Гипотеза: сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы будет идти эффективно, если использовать дидактические игры.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ.
2. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.
3. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
4. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников по средством дидактических игр.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников 5
1.1. Понятие сенсорное воспитание ребёнка 5
1.2. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике 8
1.3. Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников 10
2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ 15
2.1. Констатирующий эксперимент 15
2.2. Формирующий эксперимент 18
2.3. Контрольный эксперимент 20
Заключение 24
Литература 25
Приложение

Работа содержит 1 файл

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей первой младшей группы.doc

— 850.00 Кб (Скачать)

  - зафиксировать полученные данные  в таблицу.

     Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.

     Приемы: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.

     Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).

     Форма организации: Групповая (по шесть человек в подгруппе). 
 
 

     Диагностика № 1

     Величина

Ф.И. ребенка Возраст Большой Средний Маленький
1. Андрей К. 29.11.2007 + + +
2.  Камила С. 23.08.2007 + - +
3.  Ренат Х. 02.02.2007 + + +
4.  Алсу А. 27.11.2007 + + +
5. Самир Ф. 20.11.2007 + + +
6. Вера Н. 26.11.2007 + + +
7.  Дима Р. 07.10.2007 + + +
8.  Коля Б. 24.07.2007 + - +
9. Инга К. 07.08.2007 + - +
10.  Сергей Г. 11.09.2007 + - +
11.  Валя М. 14.04.2007 + + +
12. Володя М. 07.04.2007 + + +
  ИТОГО:   12  + 8 +,   4 - 12 +
 

     

     Диаграмма 1. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин 

     Диагностика №2

     Цвет

Ф.И. ребенка Возраст красный синий зеленый желтый
1  Андрей К. 29.11.2007 + + - +
2  Камила С. 23.08.2007 + + + +
3  Ренат Х. 02.02.2007 + + + +
4  Алсу А. 27.11.2007 + + - +
5 Самир Ф. 20.11.2007 + + + +
6 Вера Н. 26.11.2007 + + - +
7  Дима Р. 07.10.2007 + - + +
8 Коля Б. 24.07.2007 + + + +
9  Инга К. 07.08.2007 + + + +
10  Сергей Г. 11.09.2007 + + + +
11  Валя М. 14.04.2007 + + + +
12 Володя М. 07.04.2007 + + + +
  ИТОГО:   12  + 11  +  1- 9  +      3 - 12  +
 

     

     Диаграмма 2. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета 

     Диагностика № 3 

     Формы

Ф.И. ребенка Возраст круг овал квадрат прямоугольник треугольник
1 Андрей К. 29.11.2007 + - + - +
2 Камила С. 23.08.2007 + - + - -
3 Ренат Х. 02.02.2007 + - + + +
4 Алсу А. 27.11.2007 + - + - +
5 Самир Ф. 20.11.2007 + - + - +
6 Вера Н. 26.11.2007 + - + - +
7 Дима Р. 07.10.2007 + + + - +
8 Коля Б. 24.07.2007 + + + - +
9 Инга К. 07.08.2007 + + + + +
10 Сергей Г. 11.09.2007 + - + + +
11 Валя М. 14.04.2007 + - + + +
12 Володя М. 07.04.2007 + - + - +
  ИТОГО:   12  + 3+, 9 - 12  + 4 +, 8 - 11  +, 1 -
 

     

     Диаграмма 3. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов форм

     Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития средний: 50 % младших дошкольников испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.

     2.2.  Формирующий эксперимент

       На основе полученных данных  было выделено шесть младших дошкольников 2007 года рождения.

Фамилия, имя  ребенка Возраст ребенка
1.  Андрей К. 29.11.2007
2.  Алсу А. 27.11.2007
3.  Дима Р. 07.10.2007
4.  Коля Б. 24.07.2007
5.  Инга К. 07.08.2007
6.  Валя М. 14.04.2007

     С вышеуказанными детьми систематически и целенаправленно был проведен педагогический эксперимент.

     Цель: Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы. Время проведения: 01.10.09-01.11.09 г.

     Метод: Педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью младших дошкольников.

     Приемы: Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.

     Оборудование: Система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.

     Система дидактических игр  на воспитание восприятия цвета:

     1. Спрячь мышку.

       Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).

  1. Подбери по цвету.

     Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.

  1. У кого какое платье.

     Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета. (Приложение 1.)

     Система дидактических игр  на воспитание восприятия формы:

  1. Подбери фигуру.

     Дидактическая задача: Закрепить представления  детей о геометрических фигурах, упражнять в  их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.

  1. Кому какая форма.

     Дидактическая задача: закрепить навыки детей при  группировке геометрических фигур (кругов, овалов).

     3. Геометрическое лото.

       Дидактическая задача: закрепить  умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура)  (Приложение 2.)

     Система дидактических игр  на воспитание восприятия величины:

  1. Башня.

     Дидактическая задача: закрепить представление  об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими  и объемными предметами.

  1. Что там?

     Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать  отношение 3  предметов по величине при составлении матрешки.

  1. Сбор фруктов.

     Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. (Приложение 3.)

     Комплексная дидактическая  игра

  1. Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».
  2. Дидактическая задача: закрепить представления детей о 5 геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цветов  (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины. (Приложение 4.)

Информация о работе Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ