Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Объект исследования - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Предмет - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Гипотеза: сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы будет идти эффективно, если использовать дидактические игры.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ.
2. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.
3. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
4. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников по средством дидактических игр.
Введение 3
1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников 5
1.1. Понятие сенсорное воспитание ребёнка 5
1.2. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике 8
1.3. Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников 10
2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ 15
2.1. Констатирующий эксперимент 15
2.2. Формирующий эксперимент 18
2.3. Контрольный эксперимент 20
Заключение 24
Литература 25
Приложение
-
зафиксировать полученные
Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.
Приемы: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.
Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).
Форма
организации: Групповая (по шесть человек
в подгруппе).
Диагностика № 1
Величина
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | Большой | Средний | Маленький |
1. | Андрей К. | 29.11.2007 | + | + | + |
2. | Камила С. | 23.08.2007 | + | - | + |
3. | Ренат Х. | 02.02.2007 | + | + | + |
4. | Алсу А. | 27.11.2007 | + | + | + |
5. | Самир Ф. | 20.11.2007 | + | + | + |
6. | Вера Н. | 26.11.2007 | + | + | + |
7. | Дима Р. | 07.10.2007 | + | + | + |
8. | Коля Б. | 24.07.2007 | + | - | + |
9. | Инга К. | 07.08.2007 | + | - | + |
10. | Сергей Г. | 11.09.2007 | + | - | + |
11. | Валя М. | 14.04.2007 | + | + | + |
12. | Володя М. | 07.04.2007 | + | + | + |
ИТОГО: | 12 + | 8 +, 4 - | 12 + |
Диаграмма
1. Знания младших дошкольников в области
сенсорных эталонов величин
Диагностика №2
Цвет
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | красный | синий | зеленый | желтый |
1 | Андрей К. | 29.11.2007 | + | + | - | + |
2 | Камила С. | 23.08.2007 | + | + | + | + |
3 | Ренат Х. | 02.02.2007 | + | + | + | + |
4 | Алсу А. | 27.11.2007 | + | + | - | + |
5 | Самир Ф. | 20.11.2007 | + | + | + | + |
6 | Вера Н. | 26.11.2007 | + | + | - | + |
7 | Дима Р. | 07.10.2007 | + | - | + | + |
8 | Коля Б. | 24.07.2007 | + | + | + | + |
9 | Инга К. | 07.08.2007 | + | + | + | + |
10 | Сергей Г. | 11.09.2007 | + | + | + | + |
11 | Валя М. | 14.04.2007 | + | + | + | + |
12 | Володя М. | 07.04.2007 | + | + | + | + |
ИТОГО: | 12 + | 11 + 1- | 9 + 3 - | 12 + |
Диаграмма
2. Знания младших дошкольников в области
сенсорных эталонов цвета
Диагностика
№ 3
Формы
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | круг | овал | квадрат | прямоугольник | треугольник |
1 | Андрей К. | 29.11.2007 | + | - | + | - | + |
2 | Камила С. | 23.08.2007 | + | - | + | - | - |
3 | Ренат Х. | 02.02.2007 | + | - | + | + | + |
4 | Алсу А. | 27.11.2007 | + | - | + | - | + |
5 | Самир Ф. | 20.11.2007 | + | - | + | - | + |
6 | Вера Н. | 26.11.2007 | + | - | + | - | + |
7 | Дима Р. | 07.10.2007 | + | + | + | - | + |
8 | Коля Б. | 24.07.2007 | + | + | + | - | + |
9 | Инга К. | 07.08.2007 | + | + | + | + | + |
10 | Сергей Г. | 11.09.2007 | + | - | + | + | + |
11 | Валя М. | 14.04.2007 | + | - | + | + | + |
12 | Володя М. | 07.04.2007 | + | - | + | - | + |
ИТОГО: | 12 + | 3+, 9 - | 12 + | 4 +, 8 - | 11 +, 1 - |
Диаграмма 3. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов форм
Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития средний: 50 % младших дошкольников испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.
2.2. Формирующий эксперимент
На основе полученных данных было выделено шесть младших дошкольников 2007 года рождения.
№ | Фамилия, имя ребенка | Возраст ребенка |
1. | Андрей К. | 29.11.2007 |
2. | Алсу А. | 27.11.2007 |
3. | Дима Р. | 07.10.2007 |
4. | Коля Б. | 24.07.2007 |
5. | Инга К. | 07.08.2007 |
6. | Валя М. | 14.04.2007 |
С вышеуказанными детьми систематически и целенаправленно был проведен педагогический эксперимент.
Цель: Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы. Время проведения: 01.10.09-01.11.09 г.
Метод: Педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью младших дошкольников.
Приемы: Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.
Оборудование: Система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.
Система дидактических игр на воспитание восприятия цвета:
1. Спрячь мышку.
Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.
Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета. (Приложение 1.)
Система дидактических игр на воспитание восприятия формы:
Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).
3. Геометрическое лото.
Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура) (Приложение 2.)
Система дидактических игр на воспитание восприятия величины:
Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.
Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 3 предметов по величине при составлении матрешки.
Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. (Приложение 3.)
Комплексная дидактическая игра