Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Объект исследования - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Предмет - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.
Гипотеза: сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы будет идти эффективно, если использовать дидактические игры.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ.
2. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.
3. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
4. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников по средством дидактических игр.
Введение 3
1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников 5
1.1. Понятие сенсорное воспитание ребёнка 5
1.2. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике 8
1.3. Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников 10
2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ 15
2.1. Констатирующий эксперимент 15
2.2. Формирующий эксперимент 18
2.3. Контрольный эксперимент 20
Заключение 24
Литература 25
Приложение
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» – это то, что можно схватить одной рукой, «большое» – двумя руками, «круглое» – то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» – то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.
Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.
Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании младших дошкольников от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни, у младших дошкольников формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить младших дошкольников способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. [12 c. 89]
Наконец,
в качестве особой задачи выступает
необходимость развивать у
Особо
важным является вопрос о связи сенсорного
воспитания, осуществляемого при
помощи предлагаемой системы, с сенсорным
воспитанием, проводимым при обучении
продуктивным видам деятельности (рисование,
лепка и др.). Продуктивные виды деятельности
начинают складываться на третьем году
жизни ребенка, но обучение в этом возрасте
еще не занимает значительного места.
Поэтому для младших дошкольников раннего
возраста еще нет смысла разграничивать
продуктивную деятельность и дидактические
игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
1.3. Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, но то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
1.Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.
2.
Делать первичные обобщения,
3. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
В дошкольной педагогике
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й
уровень: целенаправленные
3-й
уровень: безошибочно
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений. [11 c. 72]
Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр:
Обязательным элементом дидактическим игр является:
Классификация игр:
1.
Игры возникающие по
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников – организованные игры.
3.
Игры, идущие от исторически сложившихся
традиций народа – народные.
Методика организации дидактических игр:
Организация
дидактических игр
Подготовка:
- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);
-
Установление соответствий
- Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- Выбор места;
-
Определение количества
- Подготовка необходимого дидактического материала;
- Подготовка к игре самого воспитателя;
- Подготовка к игре младших дошкольников;
Проведение игры:
- Ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;
- Объяснение хода и правил игры;
Правила игры:
- Основная цель правил игры – организовать действия, поведения младших дошкольников;
-
Правила могут запрещать,
От младших дошкольников требуется: умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.
Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность младших дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.
1. Сочетание умственной задачи с активными действиями.
2. Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).
Для младших дошкольников третьего года жизни характерно обладание чувственного познания окружающего мира. [15 c. 126]
Воспитатель
выбирает такой дидактический материал
(куклу, игрушку), который дети могут
обследовать и действовать с
ним. При проведении дидактической
игры с детьми младшего возраста воспитатель
объясняет правила по ходу игры. Большую
требовательность нужно предъявлять к
своим жестам, мимике. Маленький ребенок
чутко реагирует на выражение глаз, мимику,
улыбку воспитателя. При объяснения правил
игры воспитателю надо обращать свой взгляд,
то на одного, то на другого играющего,
чтобы каждому казалось, что именно ему
рассказывают об игре. Чтобы игра проходила
успешнее, педагог готовит младших дошкольников
к игре: обязательно до игры знакомит их
с предметами, которые будут использованы,
их свойствам, изображения на картинках.
Если в игре используются стихотворения,
потешка, воспитатель знает их наизусть,
читает их выразительно. Подводя итог
с детьми младшего возраста, воспитатель,
как правило, отмечает только положительное
поведение младших дошкольников во время
проведения дидактической игры.
2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ
Организация эксперимента
На
базе ДОУ детский сад № 55 «Шалунишка»
в первой младшей группе № 10 была проведена
экспериментальная работа. В неё вошли
дидактические игры – занятия по изодеятельности:
на закрепление у младших дошкольников
представлений о форме, цвете, величине
окружающих предметов. Данная система
дидактических игр была составлена из
системы дидактических игр Л.А.Венгера
по сенсорному воспитанию младших дошкольников
от 0 до шести лет. Экспериментальное исследование
проводилось с 12 детьми 2007 года рождения
и выявлены их знания в области цвета,
формы, величины. Время проведения: 3 месяца.
2.1. Констатирующий эксперимент
Цель: Выявить знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала. Время проведения: 01.10 – 20.12.09.
Задачи:
-
провести диагностический