Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:54, творческая работа
Цель проекта: создать условия взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в экологическом воспитании младшего школьника.
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия для организации экологического воспитания.
2. Организация предметно-развивающей среды в условиях экологического воспитания.
3. Выявить эффективность партнерства педагога и родителей в экологическом воспитании младших школьников
Введение……………………………………………………………….……….3
1. Теоретическое обоснование способа решения проблемы…………….…7
2. Технологическое описание способа решения данной проблемы……….8
3. Резюме …………………………………………………………………….11
4. список литературы для родителей…………………………………..…16
5. Используемая литература…………………………...……………………29
Шипы имеет,
А ранить не умеет.
Зато лечит нас
В любой день и час!
Зеленые лепешки –
В каменном лукошке.
На ребро положены
Иглами усажены.
Всю зиму всё лето
Невестой одета:
Девичья краса
Не на два часа.
Щучий хвост
Пошёл в рост.
Не в пруду,
Не в речке –
На окне у печки.
Была мала –
Платье берегла.
Стала велика –
Продрала бока.
8. Итог занятия
С какими комнатными растениями вы познакомились сегодня?
Что вы узнали об уходе за ними?
Итак, какое же значение имеют растения для жизни на Земле?
Для чего люди озеленяют свои помещения, дворы?
Почему мы стремимся сделать нашу планету зелёной?
Для детей на данном мероприятии родители играют особенную роль. Во-первых, детям будет неожиданно и приятно видеть родителей в новом, интересном образе. Поэтому слова о природе, сказанные родителями надолго запомнятся детям, что имеет положительное значение. Во-вторых, ребенок увидит, как взаимодействуют в одном мероприятии учитель и родители, т.е. те люди, к которым он питает уважение и у которых учится.
Родительское собрание на тему:
«Экологическое воспитание младшего школьника или Зелёная планета»
"Человек здоров лишь в том случае, когда он в своей повседневной жизни делает только то, что соответствует законам природы, в этом случае жизнь его наполнена радостью и счастьем..."
(Н. Семенова)
ЦЕЛИ
Просвещение родителей на тему "Экологическое воспитание ребенка в семье".
Привлечение внимания родителей к вопросу формирования у учащихся экологической культуры.
Включение родителей в совместную работу над проектом "Зеленая планета".
Знакомство родителей с этапами работы над проектом "Зеленая планета".
ХОД СОБРАНИЯ
1. Организационный этап
2. Вступительное слово классного руководителя
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
Что же такое экологическая культура? Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание.
В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи. Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это – двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей.
Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье. Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.
"…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги». Природная красота гармонично переплетает в себе экологическое воспитание с эстетическим. Возьмем одно из чудес природы – цветы. Они не раз пробуждали в людях вдохновение. Народная пословица гласит: «Кто любит цветы, тот не может быть злым". Тысячи цветов украшают землю и всегда дарят людям радость.
Каждому человеку доступно развести цветущий сад в своей комнате на подоконнике или в особых подставках. Это – уют в доме. Цветы создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая воспитывает детей и стоит на страже их здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе. Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы, села. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку с гроздьями алых ягод или вырвать с корнем молодое деревце.
Но чтобы таких людей на нашей Земле было большинство, необходимо с первых шагов своим действием закладывать в сознание ребенка понятие, что жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой. Чтобы каждый уголок нашей родины был похож на цветущий край, необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
3. Анализ анкетирования родителей
При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование родителей, в результате которого были получены следующие результаты:
большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура - многие считают необходимым осуществление экологического воспитания ребенка не только в школе, но и в семье.
50 % принимают участие в субботниках и днях чистоты.
80% осуществляют уход за комнатными растениями в домашних условиях - 40% осуществляют высадку растений на дачах и во дворе.
90% проводят беседы на экологические темы со своими детьми
Мы рады отметить, что большая часть родителей подаёт личный пример, а не ограничивается беседами.
4. Обсуждение этапов работы над проектом "Зелёная планета"
Родителям оглашаются этапы работы над проектом, акцентируются те этапы, в которых они смогут принять непосредственное участие. На 6 этапе родительская помощь ребенку в посадке, уходе за саженцем необходима. Также совместно должна осуществляться исследовательская деятельность, поиск информации о растении. Необходимо подключить родителей к активному содействию в 7 и 8 этапах проекта. Каждый сможет оказать посильную помощь в сборе, размещении материалов уголка – горшках, кашпо, подставках и т.д.
5. Итог мероприятия
Мы надеемся, что вас заинтересовал данный проект и наша совместная работа принесет плоды, а также, что вы получите удовлетворение от совместной творческой деятельности.
Анкета для родителей
1. Что для вас экологическая культура?
система экологических знаний
ответственное и бережное отношение к природе чувство сопереживания, забота о судьбе планеты
затрудняюсь ответить
другое
2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в семье?
да, считаю необходимым
экологическое воспитание должно осуществляться только в школе
затрудняюсь ответить
3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?
провожу беседы на экологическую тему
подаю личный пример - совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях чистоты.
совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, на даче совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями.
не осуществляю экологического воспитания своего ребенка
Список литературы
1.Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 2003. - №1. – С.30-32.
2. Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе Учеб. Пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. – / Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. - М.: Владос, 2001 – 240с. 15.
3. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 2004. - №9. – С. 16-17.
4. Белая М.С. Системный подход к экологическому воспитанию и образованию учащихся /Белая М.С. //Профессиональное образование.-2001.-№11.-С.27-
5. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 2005. – 192с.
6. Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. Учеб. пособие для студентов / Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. – М.: «Академия».-176с.
7.Евдокимов А.Ю. Человечество и проблемы экологии / Евдокимов А.Ю. //Образование в современной школе.-2001.-№12.-С.36-37 35.
8. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 2005. – 24с.
9. Логовеева Г.П. Экологическое воспитание первоклассников / Логовеева Г.П. //Начальная школа.-2002.-№5.- С.30-31.
10. Петросова Р.А., Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студентов / Симонова Л.П. - М.: «Академия»,2000.-160
11.Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.2-8.
12. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников / Хафизова Л.М. // Начальная школа.-2002.-№3.-С.27-32.с.
13.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Изд. "Академия развития", 2004. - 192 с.
30