Экологическое воспитание в народной педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:16, реферат

Описание работы

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Основная цель экологического воспитания: научить развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Работа содержит 1 файл

экологическое воспитание в народной педагогике.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова

Институт  искусств

Кафедра декоративно-прикладного искусства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат  

Экологическое воспитание

в народной педагогике 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнила: студентка

                                                 ΙV курса, группа 402-НЗ

                                                 Специализации ДПТ

                                                 Морева Л.Г.

                                                 Проверил: преподаватель 

                                                 Янковская О.В. 
 
 
 

 Абакан  – 2010

 

     Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

     Основная  цель экологического воспитания: научить  развивать свои знания законов живой  природы, понимание сущности взаимоотношений  живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

     Сущность  экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые  предполагают формирование:

     - потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов  и явлений;

     - установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

     - убеждение в необходимости сбережения  природы, сохранения своего и  общественного здоровья;

     - потребности участия в практической  деятельности по изучению и  охране природы, пропаганда экологических знаний. Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере всегда сочетая обучение и воспитание, направлена на формирование экологической ответственности к окружающей среде.

     Экологическое воспитание как педагогический процесс  определяется не только на экологические  знания, но и осуществляется через  его чувства - эмоциональную сферу, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей.

     Экологическое воспитание есть составная часть  общей системы воспитания, поэтому  к рассмотрению сущности применимы  общие подходы теории воспитания.

     Сущность  экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

     В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое  мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

     Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика), в традициях.

В народе испокон веков вырабатывался  свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

     Погружение  детей в традиционную фольклорную  среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

     Народные  традиции, передаваемые из поколения  в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

     В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно  откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым» народам. Например, суть народной философии эвенков - мир един, человек - это тоже природа.

     С древних времён буряты учили своих  детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких животных, даров природы и т. д. человек обречён.

     Воспитание  уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо дня  в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и  духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу), рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных» определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно. Благодаря им сохранились многие виды растений и животных.

     В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна.

     Так, в перенаселенных центральных районах  России крестьянская семья могла  существовать только при условии  строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

     Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в  народном творчестве очеловеченные  образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде…

     Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, кошь – кошелек, кошара, счастье, судьба). А также короб, корзина, куда складывали урожай. Вот и получается – Макошь – всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля.

     Сидя  на уютном пригорке, поросшем цветущими  медоносными травами, наш языческий  предок чувствовал под собой живые  теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий  и ласковый взгляд неба – отца.

     В народной педагогике приучали детей  к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам  – счастье семье», «Дятла стук услышишь – день предстоит радостный». Природа  великая, огромная Вселенная, природа  – малая вселенная – и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение.

     Природно-географический фактор оказал решающее влияние на становление национального характера белорусов. По мнению ученых, равнинный и низинный рельеф Беларуси содействовал формированию спокойного, рассудительного характера ее жителей. В значительной степени благодаря природным своеобразиям края содержание этнической педагогики белорусов включало выработку таких качеств, как сдержанность, выносливость, доброжелательность, гуманность и др. Особенности природных условий северных и южных районов страны содействовали формированию несколько отличных характеров у их жителей. Все это должным образом нашло отражение в целях и содержании воспитания. Нравственный идеал народной педагогики белорусов - это человек, преданный родному краю, неотделимый от "мшага кутка". Красота природы, целесообразность и гармоничность ее явлений наполняли воспитательный идеал добротой, гуманизмом, своеобразным лиризмом души

     Существовало  убеждение о совершенности, разумности природы, в том числе и природы  человека, считалось, что в ней  больше добра, чем зла, и добро  при правильной организации жизни побеждает. Жизнь, воспитание людей подчиняются целесообразному совершенному, разумному природному устройству.

     В белорусском фольклоре трудно найти  произведение, которое прямо или  косвенно не раскрывало бы связи человека с природой. Пословицы и поговорки белорусов: "Гукні на лес, то i лес адгукнецца", "І сабака добры дух чуе", "Не усякая мука хлебам стане", "Лішняга i свіння не есць", "Адзін дуб у полі - то не лес". В целом, большинство народных педагогических правил формулировалось со ссылкой на соответствующие аналогии в природе.

     В реальной жизни белорусов сама природа  была чудесным воспитательным средством. Не без оснований ее относят к "исцеляющим лекарствам" души и  тела, а формирование соответствующих  отношений человека к живой и  неживой природе представляло собой главный компонент нравственного воспитания. По народным представлениям совершенный человек "i галінку не зломіць, i травінку не вырве". Подлинные человеческие качества как раз и проявляются через отношения индивида к животным и птицам. Не случайно белорусы считают: "Дзе знішчаецца прырода, там знішчаецца жыцце", "Хто заб'е бабра - не будзе мець дабра" или "Што мне зола-та, свяціла б сонца" .

     Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно – бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре.

     В сокровищницу народной мудрости входят загадки – древнейшие жанры фольклора.

    • Лесом катится клубок,

           У него колючий бок.

           Он охотится ночами,

           За жуками и мышами.

    • Сидит девица в темнице - Коса на улице.
    • Шел долговяз в сырую землю увяз.
    • Семьсот поросят на колышке висят.

    В загадках отражается любовь к окружающей природе, знание ее.

     Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в  себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни воздействуют на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Большое значение в воспитании этно-экологической культуры детей имеют народные песни, которые отражают красоту родной природы, традиции и обычаи села.

     Стоит во поле березонька,

     Березонька  кудрявая.

     И вокруг березоньки

     Девицы  поют.

     Красны  девицы поют,

     Хороводы  водят.

     Эти песни являются главным украшением в проведении народных праздников.

     Народный  танец — один из древнейших видов  народного творчества.  Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.

     Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в  зерне, заложены все деятельные силы демократической культуры. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная  оценка жизни, наблюдения народного ума.

     За  каждой из пословиц стоит авторитет  поколений, их создавших. Поэтому пословицы  не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что – либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. « Что посеешь, то и пожмешь». Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. 

Информация о работе Экологическое воспитание в народной педагогике