Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:16, реферат
Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Основная цель экологического воспитания: научить развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Хакасский
государственный университет
Институт искусств
Кафедра
декоративно-прикладного
Реферат
Экологическое воспитание
в
народной педагогике
Абакан – 2010
Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Основная цель экологического воспитания: научить развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:
-
потребности общения с
-
установок и мотивов
-
убеждение в необходимости
-
потребности участия в
Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только на экологические знания, но и осуществляется через его чувства - эмоциональную сферу, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей.
Экологическое воспитание есть составная часть общей системы воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы теории воспитания.
Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.
В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.
Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика), в традициях.
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.
В
большинстве своем человек
С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких животных, даров природы и т. д. человек обречён.
Воспитание
уважительного отношения к
В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна.
Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде…
Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, кошь – кошелек, кошара, счастье, судьба). А также короб, корзина, куда складывали урожай. Вот и получается – Макошь – всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля.
Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий и ласковый взгляд неба – отца.
В народной педагогике приучали детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье», «Дятла стук услышишь – день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа – малая вселенная – и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение.
Природно-географический фактор оказал решающее влияние на становление национального характера белорусов. По мнению ученых, равнинный и низинный рельеф Беларуси содействовал формированию спокойного, рассудительного характера ее жителей. В значительной степени благодаря природным своеобразиям края содержание этнической педагогики белорусов включало выработку таких качеств, как сдержанность, выносливость, доброжелательность, гуманность и др. Особенности природных условий северных и южных районов страны содействовали формированию несколько отличных характеров у их жителей. Все это должным образом нашло отражение в целях и содержании воспитания. Нравственный идеал народной педагогики белорусов - это человек, преданный родному краю, неотделимый от "мшага кутка". Красота природы, целесообразность и гармоничность ее явлений наполняли воспитательный идеал добротой, гуманизмом, своеобразным лиризмом души
Существовало убеждение о совершенности, разумности природы, в том числе и природы человека, считалось, что в ней больше добра, чем зла, и добро при правильной организации жизни побеждает. Жизнь, воспитание людей подчиняются целесообразному совершенному, разумному природному устройству.
В белорусском фольклоре трудно найти произведение, которое прямо или косвенно не раскрывало бы связи человека с природой. Пословицы и поговорки белорусов: "Гукні на лес, то i лес адгукнецца", "І сабака добры дух чуе", "Не усякая мука хлебам стане", "Лішняга i свіння не есць", "Адзін дуб у полі - то не лес". В целом, большинство народных педагогических правил формулировалось со ссылкой на соответствующие аналогии в природе.
В реальной жизни белорусов сама природа была чудесным воспитательным средством. Не без оснований ее относят к "исцеляющим лекарствам" души и тела, а формирование соответствующих отношений человека к живой и неживой природе представляло собой главный компонент нравственного воспитания. По народным представлениям совершенный человек "i галінку не зломіць, i травінку не вырве". Подлинные человеческие качества как раз и проявляются через отношения индивида к животным и птицам. Не случайно белорусы считают: "Дзе знішчаецца прырода, там знішчаецца жыцце", "Хто заб'е бабра - не будзе мець дабра" или "Што мне зола-та, свяціла б сонца" .
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно – бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре.
В сокровищницу народной мудрости входят загадки – древнейшие жанры фольклора.
У него колючий бок.
Он охотится ночами,
За жуками и мышами.
В загадках отражается любовь к окружающей природе, знание ее.
Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни воздействуют на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Большое значение в воспитании этно-экологической культуры детей имеют народные песни, которые отражают красоту родной природы, традиции и обычаи села.
Стоит во поле березонька,
Березонька кудрявая.
И вокруг березоньки
Девицы поют.
Красны девицы поют,
Хороводы водят.
Эти песни являются главным украшением в проведении народных праздников.
Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.
Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы демократической культуры. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.
За
каждой из пословиц стоит авторитет
поколений, их создавших. Поэтому пословицы
не спорят, не доказывают – они просто
утверждают или отрицают что – либо в
уверенности, что все ими сказанное –
твердая истина. « Что посеешь, то и пожмешь».
Пословицы прочно ложатся в память. Их
запоминание облегчается разными созвучиями,
рифмами, ритмикой, порой весьма искусной.
Информация о работе Экологическое воспитание в народной педагогике