Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:29, реферат
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье
Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества
Успешность воспитательного
процесса зависит от того, как складываются
отношение между педагогами, учащимися
и родителями. Для формирования сотрудничества
между взрослыми и детьми важно
представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая
сплачивается и интересно живет,
если организована совместная деятельность
педагогов, родителей, детей. Это способствует
единению, сплочению семьи, установлению
взаимопонимания между
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения более высоких результатов.
Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.
Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
В тоже время значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы определяют содержания и формы педагогического просвещения.
Определяющую роль
в создании союза педагогов и
родителей, в установлении сотруднического
взаимодействия между ними выполняют
педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов
и родителей, их взаимное доверие
возможны, если педагог исключает
в работе с родителями дидактизм,
не поучает, а советует, размышляет
вмести с ними, договаривается о
совместных действиях; тактично подводит
их к пониманию необходимости
приобрести педагогические знания; если
при общении с родителями чаще
звучат фразы: “ А как вы думаете?”,
“ Давайте вместе решим, как быть”,
“ Хочется услышать ваше мнение”.
Вся атмосфера взаимодействия общения
педагога с родителями должна показать,
что педагог нуждается в
Не все родители
откликаются на стремления педагога
к сотрудничеству с ним, проявляют
интерес к объединению усилий
по воспитанию своего ребенка. Учителю
необходимо терпение и целенаправленный
поиск путей решение это
взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство.
Постепенно тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей – единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагога и родителей в воспитании детей. Для обсуждения могут быть предложены следующие вопросы:
– Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?
– В чем школа может помочь родителям, чем родители могут помочь школе и педагогам?
– Что мешает педагогам
и родителям успешно
– Назовите возможные формы сотрудничества совместной работы педагогов и родителей.
– Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в вашем коллективе?
На первой встрече с родителями учащихся можно определить темы родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, совместных мероприятий учащихся и родителей, провести анкетирование:
Какие качества своего ребёнка Вы можете назвать?
Какие положительные качества своего ребёнка Вы считаете главными?
Каким Вы хотели бы видеть своего ребёнка в конце учебного года? Через 3 года?
Эта анкета поможет изучить микроклимат семьи, её нравственные приоритеты.
Проранжируйте понятия по степени значимости для Вас.
Для меня самое главное , чтобы у моего ребёнка было хорошее:
1)Питание.
2)Здоровье.
3)Друзья.
4)Работа.
5)Учёба.
6)Взаимоотношения с родными.
7)Любовь.
8)Деньги.
9)Образование.
10)Жильё.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждения какой – либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.
Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание
– основная форма работы с родителями,
где обсуждаются проблемы жизни
классного и родительского
Собрание не сводятся
к монологу учителя, а принимает
характер беседы, взаимного обмена
мнениями, идеями, совместного поиска.
Один из эффективных способов повышения
творческой активности участников собрания
– включение их совместную исследовательскую
деятельность. Так, например, родителям
предлагается провести целевое наблюдение
за поведением детей, а полученными
результатами поделиться на собрании.
На основе этого педагог и родители
определяют, как построить совместную
работу по преодолению выявленных недостатков,
закреплению положительного опыта.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1)Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
2)Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей
3)Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии…
4)Собрание не должно
заниматься обсуждением и
Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название “лекторий” условно. Оно означает, что родителям читаются не только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.
В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить наборы возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.
Можно предложить следующие темы в 5-11-х классах:
1)Трудности адаптации ребёнка к обучению в 5-м классе.
2)Роль общения в жизни школьника.
3)Способности и роль семьи в их развитии.
4)Психологические
и возрастные особенности
5)Становление и самоактуализация личности.
6)Создание условий
для осознания подростками
7)Как сформировать
ценностно-ориентированную
Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материалы и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, то организаторы предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий.
Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт продолжительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, вызывается, воспринимается родителями с большим доверием для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.
Вечер вопросов и ответов производится после опросов родителей и выяснения перечня проблем, который возникает в воспитании детей и взаимоотношениях с ними; на одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен для обсуждения родителей и стать основной для специально подготовленного диспута.
Диспут – размышление
по проблемам воспитания – одна
из интересных для родителей формы
повышения педагогической культуры.
Он подходит в непринужденной обстановке,
позволяет всех включить в обсуждение
проблем, способствует формированию умения
всесторонне анализировать
Встречи с администрацией,
учителями класса целесообразно
проводить ежегодно. Педагоги знакомят
родителей со своими требованиями,
выслушивают пожелания
Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы класса, одинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения.
Особо важной формой
является взаимодействия педагогов
с родительским комитетом, который
может быть выбран родительским собранием
на весь учебный год. В некоторых
классах, где родители активны и
заинтересованы, функцию членов родительского
комитета по очереди выполняют все,
распределившись в группы по желанию.
Родительский актив – это опора
педагогов, и при умелом взаимодействии
он становится проводником их идеи.
На заседании родительского
Информация о работе Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества