Сотрудничество педагога и родителей в экологическом воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:54, творческая работа

Описание работы

Цель проекта: создать условия взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в экологическом воспитании младшего школьника.
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия для организации экологического воспитания.
2. Организация предметно-развивающей среды в условиях экологического воспитания.
3. Выявить эффективность партнерства педагога и родителей в экологическом воспитании младших школьников

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….3
1. Теоретическое обоснование способа решения проблемы…………….…7
2. Технологическое описание способа решения данной проблемы……….8
3. Резюме …………………………………………………………………….11
4. список литературы для родителей…………………………………..…16
5. Используемая литература…………………………...……………………29

Работа содержит 1 файл

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

 

5. Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

 

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

 

Примерная тематика бесед родителей  с детьми

1. Азбука поведения в природе.

 

2. Прогулки в природу.

 

3. Войди в природу другом!

 

4. Очей очарованье!

 

5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

 

6. В лес по грибы.

 

7. Поможем крылатым докторам (о пти­цах).

 

8. Наши друзья — насекомые.

 

9. Защитим друзей леса!

 

10. Пожар — это беда леса!

 

11. Сбережем нашу елочку.

 

12. Цветы — земной красы начало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО

ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Запомните правила!

Охрана растений.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе.

Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе.

Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.

Нельзя забывать о том что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.

Охрана животных.

Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо.

Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.

Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.

ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для родителей

1) Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию младших школьников / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.  Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

2) Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

3) Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

4) Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество)..

5) Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие . - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

6) Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

7)Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - 2006 , 173с.

8) Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры младших школьников

Кузнецова, Л.В. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании детей. - 2009.118с .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час "Зелёная планета" (проводят родители)

ЦЕЛЬ:

Расширить кругозор, представления детей о значении растений для жизни на Земле.

Задачи:

1.      Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям.

2.      Расширить знания о разнообразии комнатных растений

3.      Знакомить с особенностями ухода за комнатными растениями.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент.

Чтец

О, люди! О, люди!Как вы допустили,

Вы самое главное в жизни забыли,

Забыли о том,что природа – ваш дом!

2. Сообщение темы мероприятия

Тема классного часа посвящена проекту "Зеленая планета". Сегодня вы узнаете о том, зачем нужны растения нашей планете, познакомитесь с особенностями ухода за комнатными растениями. Вы поделитесь со своими одноклассниками впечатлениями, знаниями о том комнатном растении, которое вы выращиваете.

3. Беседа

Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?

Почему человек не может жить без растений?

Растения улучшают природную среду: обогащают воздух кислородом, очищают его от вредных примесей и пыли, выделяют в окружающую среду вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Своей листвой растения заглушают шум.

 

Почему лес называют "легкими Земли"?

Почему в школьных классах на подоконниках должно быть много растений? Знаете ли вы, что зелёный цвет растений благотворно влияет на наше здоровье и улучшает настроение? Оказывается, зелёный цвет меньше всего утомляет человека. Достаточно несколько минут посмотреть вдаль, чтобы отдохнули, уставшие от работы глаза. Зелёные комнатные растения не раздражают, а, наоборот, помогают сосредоточиться, спокойно работать. Вот почему в школьных классах на подоконниках должно быть много растений. Вы уже знакомы со строением растений.

О том, как растение питается, и какие процессы в нем происходят, вы сейчас узнаете из сценки.

4. Сценка "Что происходит с растением под действием света?"

 

Ведущий ( Учитель)

 

Красно солнышко встает, день над лесом настает.

Солнце

 

Упаду на лист зеленый, разбужу поток живой.

 

1-й лист (один из родителей):

 

Хлорофилл начнет работу,

На себя возьмет заботу

О еде, питании, росте,

И придут тогда к нам гости

Сахар вкусный и крахмал.

 

2-й лист (другой родитель):

 

Для питания крахмал нужен нам и сахар.

Чтоб листок прибавил рост, «выдержим» характер.

Углекислый газ чудесный атмосфера выделяет.

Через устьица его мы быстро поглощаем.

 

3-й лист( третий родитель):

 

А корни нам несут поток –

Живой воды большой глоток.

 

4-й лист( четвертый родитель):

 

Чудодей наш хлорофилл заработал смело.

Углекислый газ с водой применил он в дело.Компоненты все смешал, «на солнышке сварил»,

«На стол подал».

Хлорофилл

 

Сахар вкусный и крахмал кушайте, ребята!

 

Листья (родители вместе)

 

Работает весь народ, выделяет кислород.

 

Кислород:

 

Я – искристый кислород.

Оживлю лесной народ.

Дышит лес и дышит луг.

С кислородом все вокруг.

Жизнь даю траве и птице,

И жучку, и гусенице.

Только ночь придет в наш дом,

Потемнеет все кругом,

Возвращаюсь в лист опять,

Не хочу в ночи гулять.

Дышит лес мой в темноте,

Не нуждается в еде.

 

Лист называют чудесной крохотной лабораторией, в которой происходят удивительные превращения веществ. В листе на свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, и в воздух выделяется кислород. Вещества, которые образуются в растениях, - основная пища растений. Вот почему растение без листьев погибает.

 

5. Сообщения учащихся о комнатных растениях

 

Каждый из вас дома выращивает комнатные растения. Сейчас вы подробнее расскажете о своем «зелёном друге».

 

Ребята делают небольшие доклады о комнатных растениях, которые они выращивали: фиалка, хлорофитум, традесканция, драцена, примула обыкновенная, кактус, диффенбахия, циперус.

 

6. Рассказ детям об уходе за растениями

 

Озеленение помещений в настоящее время получает все большее распространение. Научные исследования показали, что растения в комнатах оздоравливают воздух, повышают его влажность. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, то есть выделяют в воздух вещества, убивающие микробы.

 

Необходимо помнить, что некоторые цветущие растения ядовиты, ядовит их сок – молочай, алоказия, арум, олеандр, дифенбахия и др. При работе с ними надо соблюдать осторожность, чтобы их сок не попал на кожу.

 

Полезный совет

 

Вода, оставшаяся от варки картофеля, содержит крахмал и имеет повышенное содержание микроэлементов, ею хорошо изредка поливать цветы. Крахмал активизирует почвенные организмы.

 

10 самых распространенных проблем с комнатными растениями

 

Веретенообразный новый рост — недостаточное освещение.

Пожелтение верхних листьев — нехватка железа или слишком высокий фактор pH.

"Поджаривание" краев листа — высокое содержание солей в почве, низкая влажность воздуха.

Здоровый лист с коричневым наконечником — повреждение холодом.

Внезапный листопад — внезапное изменение в окружающей среде или режиме ухода.

Поникшая листва — обычно следствие пересыхания почвы, но может быть гниль от чрезмерного полива.

Пятна на листьях с черными или темно-коричневыми центрами и желтыми краями — обычно гриб или бактерии.

Белесые пятна на листве — солнечный ожог от внезапного размещения под прямой солнечный свет.

Свежая, сухая листва — отсутствие полива в течение длительного периода.

Паутина на листьях — деятельность паутинного клеща.

 

7. Викторина

 

А сейчас давайте сыграем в викторину "Загадки о зеленых питомцах". Каждое отгаданное слово мы впишем в наш кроссворд.( дети с родителями разгадывают вместе)

 

Зеленые листочки

С белой полосочкой

Корни утолщённые

И усы кручёные.

 

 

Лист горбочком,

С желобочком

Информация о работе Сотрудничество педагога и родителей в экологическом воспитании младших школьников