Соотношение теоретической и практической подготовки в ССУЗ.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:56, реферат

Описание работы

Образование это процесс овладения системой знаний, умений, и навыков, в течение, которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются ее познавательные способности. (Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко.)
Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей, повышение образовательного и культурного уровня личности.
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.

Работа содержит 1 файл

Соотношение теоретической и практической подготовки в ССУЗ.docx

— 61.88 Кб (Скачать)

            Входе усвоения знаний студенты учатся их преобразовывать, переосмысливать, применять для решения разнообразных задач. Они самостоятельно перестраивают полученные знания, «добывают» новые.                Учебная деятельность студента является поисковой, исследовательской. В ходе учебной деятельности студент открывает для себя то, что ему не было известно ранее, но это неизвестное ему (субъективно неизвестное) стало уже основой, фундаментом науки.                                                            

           Познание нового происходит в учебном процессе в облегченных, специально организованных условиях и, конечно, не представляет собой бесконечную цепь поисков, ошибок и находок, которой характеризуется

научное познание.

            Усвоение знаний и умений — это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала. В процессе усвоения учебного материала можно выделить несколько стадий:

1) первичное  ознакомление с материалом или  его восприятие в широком смысле слова;

2) осмысление  и понимание учебного материала;

3) специальная  работа по его закреплению  и запоминанию;

4) использование  материала на практике, оперирование  данным материалом в различных ситуациях.

Каждая  из этих стадий связана с другой и определяет конечный результат усвоения.

         Приемы познавательной деятельности — это способы умственной работы, обеспечивающие овладение знаниями, умениями и навыками, их самостоятельное применение и активное преобразование.

Усвоение  имеет следующие компоненты:

1) положительное  отношение студентов, которое  выражается в интересе, внимании к содержанию учебного материала;

2) процесс  восприятия или непосредственное  ознакомление с учебным материалом;

3) процесс  мышления, т.е. осмысление и понимание  всех связей и отношений, включение  нового материала в уже имеющуюся  у студента систему;

4) процессы  запоминания и сохранения учебного  материала в памяти.

Можно отметить, что один и тот же учебный материал может быть усвоен с помощью разных способов, зависящих от многих условий: конкретных целей усвоения, особенностей содержания учебного материала, прошлого опыта студента и его подготовленности.

              Особой формой учебной деятельности является учение. Студент управляет осознано целью усвоить определенные знания, навыки, формы поведения и деятельности. В этой сложной деятельности объединяются как познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), так и личностные образования (потребности, мотивы, установки, эмоции, воля).

       Познавательные действия могут быть внешними и внутренними.

    К внешним  относят:

  • практические, двигательные (письмо, измерение, взвешивание),
  • перцептивные (рассматривание, слушание),
  • символические (изображение, обозначение, высказывание).

         К внутренним познавательным действиям относят умственные действия:

  • перцептивные (формирующие образ предмета в результате его восприятия);
  • мнемонические (выделение смысловых связей, схематизация, повторение и другие, осуществляемые в процессе запоминания);
  • мыслительные (анализ, синтез, отождествление, различение, абстрагирование, обобщение).

В ходе учения эти действия тесно переплетены. В разных случаях их соотношение  неодинаково.

    Для формирования полноценной учебной деятельности необходимо  освоить ее главные компоненты, в ее структуру входят:

1) Мотивы;

2) учебные  задачи;

3) система  учебных действий для решения задач;

4) контроль, переходящий в самоконтроль;

5) оценка, переходящая в самооценку,  

Учебная деятельность может быть так же представлена как система учебных задач, которые формулируются в определенных учебных ситуациях  и предполагают определенные учебные действия, где задача выступает как сложная система информации. По мере решения учебных задач происходит изменение самого студента в плане приобретения им необходимых знаний, умений и навыков. 
 

        Таким образом, основным содержанием учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов.

Основными чертами учебной деятельности являются:

- она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

-в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

-общие способы действия предваряют решение задач;

-учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке — ученике, студенте, причем эти изменения психических свойств и поведения зависят от результатов их собственных действий. 
 

Список  литературы:

1В.Д.Пурин  « Педагогика среднего профессионального  образования» Феникс 2006г.

2.Н.Ш.  Валеева, Н.П. Гончарук « Психология и культура умственного труда» Москва 2004г.

3.Викапедия.  «мотив» http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF 
 
 
 

Значение  курсовых и дипломных  работ в профессиональной подготовке студентов 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

       Курсовое проектирование - организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения учебной дисциплины. Она позволяет применить полученные знания в решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой  деятельности  будущих   специалистов.  
           Курсовой проект является одним из видов самостоятельной работы студентов, являющейся неотъемлемой частью учебного плана. Выполнение курсового проекта представляет собой самостоятельное решение студентом основных задач по той или иной теме курсового проекта, под руководством преподавателя,. В процессе курсового проектирования студенты приобретают навыки работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера, с государственными и нормативными актами, со справочной и методической литературой, они учатся анализировать, обобщать и систематизировать фактический и статистический материал, делать определенные выводы  и  предложения. 
Подготовка курсовых проектов играет большую роль в развитии навыков самостоятельной работы в разных областях, так как позволяет приобщить будущих специалистов к достижениям науки и практики, воспитывает у них чувство ответственности, прививает навыки исследовательской деятельности. Подготовка курсовых проектов является содержанием одного из видов научно-исследовательской работы студентов, встроенной в учебный процесс. При выполнении курсовых проектов студенты приобретают навыки работы с первоисточниками, что является необходимым элементом научной деятельности.
 

   ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 

Дипломное проектирование - организационная форма  обучения, применяемая на завершающем этапе учебного процесса. Оно заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная аттестационная комиссия выносит решение о присвоении учащимся квалификации специалиста.

Дидактическими  целями дипломного проектирования являются:

  • расширение, закрепление и систематизация знаний;
  • совершенствование профессиональных умений и навыков для решения конкретных профессиональных задач;
  • развитие умений и навыков самостоятельного умственного труда;
  • проверка и определение соответствия уровня и качества подготовленности студентов Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности и тем дополнительным требованиям, которые предъявляет образовательное учреждение к выпускнику.
 

Дипломный проект - это комплексная самостоятельная  творческая работа, в ходе выполнения которой студенты решают конкретные производственные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста. В средних специальных учебных заведениях студенты выполняют также дипломные работы, отличающиеся от дипломных проектов учебно-исследовательским характером поставленной задачи.

Для дипломного проектирования студентам предлагаются учебно-производственные задачи. Учебный  характер задачи, заключается в том, что в процессе ее решения студенты должны использовать максимум знаний, полученных по специальности. Производственный характер задач заключается в том, что студенты решают конкретные вопросы того производства, на котором они проходят преддипломную практику, используя фактические сведения о производственном процессе. Большое воспитательное значение имеют дипломные проекты, имеющие конкретное практическое применение, т.е. внедренные в производство, или такие, внедрение которых возможно в будущем.

          Тематику дипломных проектов (работ) разрабатывают преподаватели совместно со специалистами предприятий, организаций, учреждений, заинтересованных в их выполнении, а затем рассматривают соответствующие предметные (цикловые) комиссии и утверждает заместитель директора по учебной работе.

         Темы дипломных проектов (работ) должны быть актуальными, соответствовать современным требованиям науки и техники, производства.                                                            Задание    на дипломное проектирование выдается студенту не позднее чем за две недели до начала преддипломной практики и сопровождается консультацией, где разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей дипломного проекта (работы). Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляют заместители директора по научно-методической, учебно-методической работе, заведующие отделениями, председатели цикловых комиссий в соответствии с должностными обязанностями. Руководитель дипломных проектов занимается разработкой индивидуальных заданий, консультированием, контролирует ход выполнения дипломного проекта, готовит на него письменный отзыв. 

В средних  специальных учебных заведениях получило распространение групповое дипломное проектирование Групповой дипломным проект может быть подготовлен студентами одной или разный специальностей, от чего зависит выделение частей проекта. При выполнении групповых проектов каждый студент получает индивидуальное задание, самостоятельно выполняет свою часть проекта, представляет свои чертежи и пояснительную записку, индивидуально защищает дипломный проект.

    Для развития творческих способностей студентов рекомендуется включать в дипломный проект создание образца разрабатываемого прибора, действующей модели машины, агрегата, макета строительных сооружений, участков, цехов и т. п. В этом случае возможно уменьшение объема графической части, представление части графических работ в эскизах.

Дипломное проектирование (работа) осуществляется по индивидуальному графику, который учащийся разрабатывает с помощью руководителя дипломного проектирования. График включает в себя основные этапы работы с указанием контрольных сроков получения задания, сбора материала в период преддипломной практики, выполнения отдельных частей работы и представления их на просмотр руководителю и консультантам, предъявления проекта на рецензию и даты защиты.

                

Таким образом.  Курсовая работа – важнейшая форма учебного процесса, её цель: закрепить и углубить теоретические знания, овладеть навыками самостоятельной работы, выработать умения формулировать суждения и выводы, доказывать их; подготовиться к выполнению дипломной работы.

Информация о работе Соотношение теоретической и практической подготовки в ССУЗ.