Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:56, реферат
Образование это процесс овладения системой знаний, умений, и навыков, в течение, которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются ее познавательные способности. (Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко.)
Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей, повышение образовательного и культурного уровня личности.
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.
В английском языке есть понятие «профессия» (profession) и «занятие» (occupation). Термин «профессия» применяется преимущественно по отношению к высоко статусным видам профессиональной деятельности, остальные относятся к «занятию».
В отечественной науке более часто встречается разделение терминов «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, она объединяет группу родственных специальностей и предполагает наличие групповых ценностей, социально-профессиональной компетенции, самоконтроля.
Е.А. Климов, признанный
специалист в
области
психологии труда, даёт профессии следующее
определение:
«Это необходимая для общества, социально
ценная и ограниченная вследствие разделения
труда область приложения физических
и духовных сил человека, дающая ему возможность
получать взамен затраченного труда необходимые
средства его существования и развития».
Определение,
данное Е.А. Климовым, достаточно объемно,
но включает в себя основные критерии,
отграничивающие
Рассматривая применение слова «профессия» в научной литературе, Климов отмечает разнообразие частных значений и смыслов, составляющих отдельную реальность:
1. Профессия как общность.
Являясь
представителями профессии, люди оказываются
связанными общими ценностями, целями
и интересами. Не случайно, выбирая
профессию, человек задаётся вопросом
«Кем быть?», а не «Что делать?» или
«Где учиться и работать?»
2. Профессия как область приложения сил.
Предметная
область труда не всегда жестко задана.
С одной стороны, в профессии
есть исторически сложившиеся
3. Профессия как деятельность и область проявлений личности.
Любая
профессия накладывает
Более компактное и узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. Макушин: «Профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником средств к существованию».
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность
обучения и воспитания как деятельности
по социальному управлению состоит
в том, что она имеет как
бы двойной предмет труда.
Интернет
ресурсы.
Мотивы выбора профессии.
Основания для выбора той или иной профессии. В качестве мотивов могут выступать профессиональные интересы, жизненные предпочтения, материальные и духовные ценности человека.
Мотива́ция (от lat. "movere") - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности.[3]
Мотивационные факторы при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался человек при выборе той или иной профессии.
Прежде всего, можно разделить причины, которые побуждают выбрать ту или иную профессию, на внешние и внутренние.
Что же чаще всего заставляет людей выбрать ту или иную профессию?
Условия труда тоже играют
свою роль в выборе той или
иной профессии. Впрочем,
Проблема мотивации
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
интерес к учебному предмету - 27,2%;
желание обучать данному предмету - 16,2%;
стремление посвятить себя воспитанию детей - 19,2%;
осознание педагогических способностей - 6%;
желание иметь высшее образование - 13%;
представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;
стремление к материальной обеспеченности - 2,2%;
так сложились обстоятельства - 4%.
Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.
Выбор
педагогической профессии в соответствии
с тем или иным мотивом (ради чего?)
во многом предопределяет и мотивы
учения. Если принять во внимание, что
мотив - это не что иное, как предмет потребности,
или опредмеченная потребность, то для
будущих учителей такими предметами могут
быть чисто познавательный интерес, стремление
лучше подготовиться к самостоятельной
профессиональной деятельности, чувство
долга и ответственности или же стремление
посредством учения выделиться среди
однокурсников, занять престижное положение
в коллективе, избежать нареканий со стороны
преподавателей и родителей, желание заслужить
похвалу, получить повышенную стипендию
и т.п.
Таким
образом к мотивам педагогической деятельности
можно отнести чувство профессионального
и гражданского долга, ответственность
за воспитание детей, честное и добросовестное
выполнение профессиональных функций
(профессиональная честь), увлеченность
предметом и удовлетворение от общения
с детьми; осознание высокой миссии учителя;
любовь к детям и др.
Психология учебной деятельности студентов.
"Учебная
деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное
понятие. Можно выделить три
основные трактовки этого
1. Иногда
УД рассматривается как
2. В "классической" советской психологии
и педагогике УД определяется как ведущий
тип деятельности в младшем школьном возрасте.
Она понимается как особая форма социальной
активности, проявляющая себя с помощью
предметных и познавательных действий.
3. В трактовке направления Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова учебная
деятельность - это один из видов деятельности
школьников и студентов, направленный
на усвоение ими посредством диалогов
(полилогов) и дискуссий теоретических
знаний и связанных с ними умений и навыков
в таких сферах общественного сознания,
как наука, искусство, нравственность,
право и религия.
Поступив в вуз, бывший школьник сразу сталкивается с необходимостью учиться самостоятельно (в новых госстандартах доля самостоятельной учебной нагрузки в учебном плане составляет уже 50%). Студенты, как и младшие школьники, прежде всего, ориентированы на ЗУНы, хотя и более высокого уровня.
Чтобы успешно учиться, нужно прежде всего уметь управлять своей учебной деятельностью, стать полноценным ее субъектом. А для этого необходимо понимать содержание, структуру и закономерности этой деятельности.
Учебная деятельность представляет собой овладение знаниями, умениями, навыками и обобщенными способами учебных действий и саморазвития в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Поскольку одна из главных функций учебной деятельности — познание окружающего мира, усвоение накопленных человечеством знаний, то она по своей природе является познавательной.
Процесс познание в учебном заведении протекает не стихийно, а специально организуется. Перед, студентами четко ставятся цели познания, их знакомят с содержанием предстоящей работы, формами и средствами ее организации. В других видах деятельности, где также происходит познание, нет такого четкого выделения целей и средств познания. В высшей и средней школе познание выступает как особая и самостоятельная задача. Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний, является познавательной, а термины «учебная» и «познавательная» деятельность рассматриваются как синонимы.
Информация о работе Соотношение теоретической и практической подготовки в ССУЗ.