Соотношение права и морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной и учебной литературы, действующего законодательства, судебной практики комплексно исследовать актуальные проблемы соотношения права и морали. В соответствии с целью исследования определены и его основные задачи:

- выявить содержательные и сущностные характеристики права и морали

- охарактеризовать общие черты, различия, противоречия морали и права

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ПРАВА И МОРАЛИ 5
1.1 3 Сущность права 5
1.2 Сущность морали 8
ГЛАВА 2 СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ 11
2.1 Общие черты и различия между правом и моралью 11
2.2 Взаимосвязь и взаимодействие права и морали 16
2.3 Противоречие между правом и моралью 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

право и мораль.doc

— 154.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1  СУЩНОСТЬ ПРАВА  И МОРАЛИ 5
  1.1 3 Сущность права 5
  1.2 Сущность морали 8
ГЛАВА 2 СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ 11
  2.1 Общие черты и различия между правом и моралью  11
  2.2 Взаимосвязь и взаимодействие права и морали 16
  2.3 Противоречие между правом и моралью 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

         Право и мораль - ценностные формы человеческого бытия, оказывающие влияние на судьбы государств и народов. История цивилизации показывает, что они попеременно брали на себя роль лидера, реальной исторической силы, воздействующей на формирование государства, становление личности и ее мировоззрения. Начиная с самых ранних этапов становления человеческой цивилизации, мыслители старались найти универсальные законы взаимодействия права и морали; написано множество трудов по этой проблеме, однако она еще весьма далека от своего окончательного решения. В современный период актуальность ее особенно велика: разрушение старого тоталитарного государства и появление государства, объявившего своей основной задачей обеспечение прав и свобод граждан потребовало изменения идеологических установок в связях между гражданином и обществом, обществом и государством, и следовательно, правом и моралью.

              Актуальность исследования проблемы соотношения права и морали в общественном регулировании сложно переоценить. Общеизвестным является факт тесного социального и функционального взаимодействия права и морали. В то же время задача устранения нежелательных коллизий и противоречий между правом и моралью, достижения наиболее глубокого и гибкого взаимодействия между ними до сих пор однозначно не решена в силу наличия множества различных, противоречащих подходов к пониманию права и морали, отсутствия теоретических разработок механизма взаимодействия указанных социальных регуляторов.

          Актуальность проблемы значительно возрастает с учетом того, что правовая система СССР практически прекратила свое существование, правовая же система Российской Федерации находится только лишь в начальной стадии становления и развития. Для того, чтобы эта правовая система была не только построена, но работала, была эффективной, нельзя обойтись без понимания соотношения права и морали. Само существование таких институтов, как, например, суд присяжных, судебное усмотрение, судебное правотворчество, толкование права и ряда других немыслимо вне моральных норм.

     Движение государства по пути построения устойчивой экономической и политической системы, формирования гражданского общества и правового государства невозможно без соответствующего правового регулирования. На сегодняшний день массовый характер приобрели проявления правового и нравственного нигилизма, что свидетельствует о наличии серьезных недостатков в социальном регулировании.

     Исследования  соотношения права и морали имеют важнейшее значение для оптимизации процессов социального регулирования, что является значительной предпосылкой социального и духовного возрождения России.

     Проблема  соотношения права и морали является одной из стержневых проблем, проходящей через всю историю социальной философии, историю политических и  правовых учений. Ее обсуждают юристы, философы, социологи, политологи.

     Объектом  исследования являются право и мораль как разновидности социальных норм, направленных на урегулирование общественных отношений, правовое и моральное сознание как формы общественного сознания.

     Предметом исследования является соотношение права и морали в социальном регулировании.

     Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной и учебной литературы, действующего законодательства, судебной практики комплексно исследовать актуальные проблемы соотношения права и морали. В соответствии с целью исследования определены и его основные задачи:

- выявить содержательные и сущностные характеристики права и морали

- охарактеризовать  общие черты, различия, противоречия морали и права 

     1. СУЩНОСТЬ ПРАВА И МОРАЛИ 

     1.1 Сущность права 

     Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

          Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условии, которыми объясняется происхождение государства. Безусловно, у разных народов возникновение права связано с особенностями, однако имеются и общие закономерности.

         Существует несколько теории происхождения права. Естественно- правовая теория сформировалась в период буржуазных революции XVII- XVIII вв. и была направлена против феодальных представлений о праве и государстве. Представителями школы естественного права являются Г.Гроции, Ж.-Ж.Руссо, Д.Локк, А.Н. Радищев.

           Основные положения: наряду с правом, созданным государством существует высшее естественное право, свойственное человеку от природы; естественное право служит критерием оценки права, созданного государством. Все, что противоречит праву естественному, не должно считаться правом; основу права составляют такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство; основными идеями естественного права провозглашались право частной собственности, право на жизнь, личную свободу, стремление к счастью, равенство.

          Историческая школа права сложилась в XVIII—XIX вв. Представители: Г.Гуго, Савиньи, Г.Пухта. Основные ее положения: действующее в государстве право не сводится к праву, создаваемому нормотворчески-ми государственными органами; право — историческое явление, которое возникает в результате самостоятельного развития так же, как, например, язык; акты законодательной власти дополняют действующее право, производны от права обычного; эволюция права совершается вместе с развитием общества; основными правовыми нормами являются правовые обычаи.

           Психологическая теория права наибольшее развитие получила на рубеже XIX—XX вв. Представители: Л.И.Петражицкий, А.Росс, Рейснер и др. Основные ее положения: сущность права рассматривается через психику, правосознание человека; первичными в праве являются психическое правовое переживание, правовые эмоции; правовое переживание носит императивно-атрибутивный характер, императивность означает обязанность совершать определенные действия, атрибутивность — правомочие на какие-то действия; признается позитивное право, т.е. установленное государством.

           Марксистская теория права сформировалась в XIX—XX вв. Ее представители: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Основные положения теории: право возникло в результате деления общества на классы; право представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса; социальное назначение права состоит в защите интересов господствующих классов; право взаимосвязано с государством, создается и гарантируется государственным принуждением; сущность права обусловлена материальными условиями жизни общества. Экономическая и социальная жизнь любого человеческого общества нуждается в упорядоченности поведения ее членов.

         В первобытном обществе поведение людей определялось обычаями, которые формировались в процессе общения людей друг с другом, отражали нравственные устои и принципы. С усложнением социальной структуры общества, появлением разнообразных и противоположных интересов обычаи уже не могли обеспечить единообразное поведение, удовлетворить интересы разных социальных групп. Возникла потребность в новом социальном регуляторе, который бы имел общеобязательную силу. Таким социальным регулятором явилось право, создаваемое государством.

 Право было необходимо для установления и поддержания единого для всего населения общественного порядка, единых отношений собственности, развития всех сфер общественной жизни.

     Основные  отличия права от правил поведения  первобытного общества заключаются  в следующем:

       а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения, в ходе общественной практики; б) право выражает государственную волю, обычай первобытного общества - волю всех членов родовой общины; в) право гарантируется государственным принуждением, обычай - общественным осуждением; г) право приобретает официально-документальную форму, записывается, обычай имеет устный характер.

          Сущность и содержание права обусловлены материальными условиями жизни общества, уровнем его социального, политического, духовного и культурного развития, историческими и национальными традициями. Право закрепляет в нормах сложившиеся общественные отношения, обеспечивая тем самым их стабильность и устойчивость. Круг общественных отношений, регулируемых правом, не остается неизменным. В процессе развития общества он может расширяться или сужаться, когда отдельные отношения включаются в сферу правового регулирования, либо исключаются из неё. Примером расширения сферы действия права являются отношения в области экологии. Пренебрежительное и варварское отношение человека к природе вызвали необходимость её правовой защиты, принятия ряда правовых актов, регламентирующих вопросы рационального использования и защиты окружающей среды.

     С развитием общества и государства  изменяются не только пределы воздействия права на общественные отношения, но и его содержание. Так, право в период существования СССР предусматривало такое основание прекращения гражданства как лишение гражданства. Лишение гражданства означало утрату человеком советского гражданства без его согласия по инициативе государственного органа. Сегодня по Российскому праву никто не может быть лишен своего гражданства.

     Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает  на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность.1 Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

     Право имеет обще-социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

     Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы. 

     2.2 Сущность морали 

     Мораль - это правила, отражающие стихийные представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни и других нравственных идеалах. Мораль представляет собой господствующие в общественном сознании нравственные требования к человеку.

          Общество устанавливает, что можно, нужно и нельзя делать человеку не с позиций законности, а согласно этическим, нравственным идеалам. Не отдельный индивид оценивает свои поступки как хорошие или плохие, а общественное мнение дает моральную оценку его поведению.                              Общество может признать поступок нравственно хорошим, хотя он и плох, невыгоден для конкретного индивида, и наоборот, аморальным может признаваться поведение, вполне одобряемое самим индивидом. Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека,  особой  формой  общественного  сознания  и   видом   общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные  ее существенные свойства.

Информация о работе Соотношение права и морали