Социальный педагог семейного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Проблемы социальной работы, ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике. Будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Грамотно поставленная работа социального педагога семейного типа помогает решить множество задач.

Содержание

Введение……………………………………………………… 3
1. Определение понятий «семья» и «семейный социальный
педагог»……………………………………………………… 4
2. Основные социально-педагогические направления в
работе с семьёй…..………………………………………….. 8
3. Методика работы социального педагога с различными
категориями семей………………………………………….. 10
4. Методика социально-педагогического семейного
консультирования…………………………………………… 18
5. Методика социального патронажа и надзора……………… 20
Заключение…………………………………………………….. 22
Список использованной литературы……………………….. 24

Работа содержит 1 файл

Итоговая контрольная педагогика.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Содержание. 

Введение………………………………………………………              3 

1. Определение понятий «семья» и «семейный социальный

    педагог»………………………………………………………          4 

2.  Основные социально-педагогические направления в

     работе  с семьёй…..…………………………………………..          8 

3.  Методика работы социального педагога с различными

     категориями  семей…………………………………………..         10 

4.  Методика социально-педагогического семейного

     консультирования……………………………………………        18 

5.  Методика  социального патронажа и надзора………………       20 

Заключение……………………………………………………..        22 

Список  использованной литературы………………………..       24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    

     Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, так как,  сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.

     Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Наше общество не может закрывать глаза на то, что именно из неблагополучных семей выходят малолетние правонарушители.

     Проблемы социальной работы, ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике.  Будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.

     Актуальность этой темы состоит  в том, что семья в современных  условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.    Грамотно поставленная работа социального педагога семейного типа помогает решить множество задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Определение понятий  «семья» и «семейный  социальный педагог».

     Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу.

     Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество подходов к изучению семьи, а также многообразие определений, встречающихся в научной литературе.

     Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка1.

     Семья как социальный институт выполняет конкретные функции, т. е. осуществляет определенные виды деятельности в системе общественных отношений. Вопрос о функциях семьи проблематичен и неоднозначно решается как в отечественной, так и в зарубежной науке.

     Выделяют основные функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, коммуникативная, организация досуга. Они отражают общественное назначение семьи и охватывают собой основные направления ее жизнедеятельности, дают оценку нравственной жизнеспособности общества.

     Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, продолжении человеческого рода.

     Семья одновременно принимает участие не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научно-культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья.

     Хозяйственно-экономическая функция семьи включает следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, накопление частного семейного имущества и обеспечение его наследования, формирование семейного бюджета, организацию потребительской деятельности.

     Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Поэтому воспитательная функция имеет три направления: 1) передача взрослыми (мать, отец, дедушка, бабушка и др.) накопленного социального опыта детям; 2) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей жизни; 3) постоянное влияние детей на родителей (и других членов семьи), побуждающее взрослых членов семьи,  активно заниматься самовоспитанием.

     В последнее время социологи и психологи все чаще отмечают коммуникативную функцию семьи.

     Основным ее компонентом можно назвать организацию внутрисемейного общения, которое оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи. Для неё характерны: особая доверительность, поиск моральной защиты, сопереживание, психофизиологический комфорт. Это позволяет каждому члену семьи не скрывать свое эмоциональное состояние, а поделиться радостями, рассказать о неудачах, обидах, получить совет по самому интимному вопросу, восстанавливать и пополнять свои духовные силы. Правда, данная функция может быть нарушена там, где взрослым присущи эгоизм, душевная глухота и равнодушие друг к другу, детям. В таких семьях

 снижаются  возможности воспитания.

     Весьма серьезную роль в воспитании играет функция организованного досуга семьи. Социальная роль его заключается в том, что он служит средством восстановления физических и духовных сил человека, подготавливает его к дальнейшей трудовой и общественной деятельности. Семейный досуг включает: просмотр телепередач, чтение книг и журналов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми; посещение библиотек, театров и кинотеатров; проведение совместного отпуска, туристических походов, экскурсий, прогулок; занятие спортом и участие в соревнованиях; проведение праздников.

     Повышению роли досуга способствует благоприятный уклад семейной жизни: забота о здоровье членов семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха.

     Тенденции нового времени влекут за собой обогащение, расширение содержания функций. Так, К. Е.Игошев, Г. М.Миньковский ведут речь о появлении производительно-трудовой функции.

     Учитывая выше изложенное,  появляется предпосылка для организации помощи семье в воспитании. Начинают возникать и постоянно о себе заявлять социальные профессии.

     Социальная сфера становится областью общественной жизнедеятельности, которая непосредственно служит производству человека.

     Семейный социальный педагог — новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, призванный способствовать созданию педагогически целесообразного уклада жизни и повышению психолого-педагогической культуры семьи, при этом минимизируя свое вмешательство и обеспечивая социально-педагогическую защиту семьи и ребенка.

     Здесь речь идет о таком специалисте, который сочетает в себе две функции: социального работника и социального педагога. Его деятельность способствует повышению педагогического потенциала микросоциума, оказывает содействие саморазвитию личности, направлена на оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье и ребенку2.

     Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением3.

     Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

     Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей4.Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

     Профессионалы должны найти пути оказания поддержки семье, для повышения психолого-педагогической культуры,  защиты интересов ребенка, гуманизации среды воспитания. 
 
 
 
 

2. Основные социально-педагогические  направления в  работе с семьёй.

     Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

     Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

- Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

- Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

     Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.

- Психологическая  поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

- Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

     Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

- Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга,

включающую в  себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных  аукционов; клубов по интересам, организацию  семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

- Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

- Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

     Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

1) Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

2) Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

3) Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.  

Информация о работе Социальный педагог семейного типа