Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:34, контрольная работа
Проблемы социальной работы, ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике. Будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Грамотно поставленная работа социального педагога семейного типа помогает решить множество задач.
Введение……………………………………………………… 3
1. Определение понятий «семья» и «семейный социальный
педагог»……………………………………………………… 4
2. Основные социально-педагогические направления в
работе с семьёй…..………………………………………….. 8
3. Методика работы социального педагога с различными
категориями семей………………………………………….. 10
4. Методика социально-педагогического семейного
консультирования…………………………………………… 18
5. Методика социального патронажа и надзора……………… 20
Заключение…………………………………………………….. 22
Список использованной литературы……………………….. 24
Содержание.
Введение………………………………………………………
1. Определение понятий «семья» и «семейный социальный
педагог»………………………………………………………
2. Основные социально-педагогические направления в
работе
с семьёй…..…………………………………………..
8
3. Методика работы социального педагога с различными
категориями
семей…………………………………………..
4. Методика социально-педагогического семейного
консультирования……………………………………
5. Методика
социального патронажа и
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………..
24
Введение.
Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, так как, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.
Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Наше общество не может закрывать глаза на то, что именно из неблагополучных семей выходят малолетние правонарушители.
Проблемы социальной работы, ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике. Будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.
Актуальность этой темы
1. Определение понятий «семья» и «семейный социальный педагог».
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу.
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество подходов к изучению семьи, а также многообразие определений, встречающихся в научной литературе.
Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка1.
Семья как социальный институт выполняет конкретные функции, т. е. осуществляет определенные виды деятельности в системе общественных отношений. Вопрос о функциях семьи проблематичен и неоднозначно решается как в отечественной, так и в зарубежной науке.
Выделяют основные функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, коммуникативная, организация досуга. Они отражают общественное назначение семьи и охватывают собой основные направления ее жизнедеятельности, дают оценку нравственной жизнеспособности общества.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, продолжении человеческого рода.
Семья одновременно принимает участие не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научно-культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья.
Хозяйственно-экономическая функция семьи включает следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, накопление частного семейного имущества и обеспечение его наследования, формирование семейного бюджета, организацию потребительской деятельности.
Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Поэтому воспитательная функция имеет три направления: 1) передача взрослыми (мать, отец, дедушка, бабушка и др.) накопленного социального опыта детям; 2) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей жизни; 3) постоянное влияние детей на родителей (и других членов семьи), побуждающее взрослых членов семьи, активно заниматься самовоспитанием.
В последнее время социологи и психологи все чаще отмечают коммуникативную функцию семьи.
Основным ее компонентом можно назвать организацию внутрисемейного общения, которое оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи. Для неё характерны: особая доверительность, поиск моральной защиты, сопереживание, психофизиологический комфорт. Это позволяет каждому члену семьи не скрывать свое эмоциональное состояние, а поделиться радостями, рассказать о неудачах, обидах, получить совет по самому интимному вопросу, восстанавливать и пополнять свои духовные силы. Правда, данная функция может быть нарушена там, где взрослым присущи эгоизм, душевная глухота и равнодушие друг к другу, детям. В таких семьях
снижаются возможности воспитания.
Весьма серьезную роль в воспитании играет функция организованного досуга семьи. Социальная роль его заключается в том, что он служит средством восстановления физических и духовных сил человека, подготавливает его к дальнейшей трудовой и общественной деятельности. Семейный досуг включает: просмотр телепередач, чтение книг и журналов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми; посещение библиотек, театров и кинотеатров; проведение совместного отпуска, туристических походов, экскурсий, прогулок; занятие спортом и участие в соревнованиях; проведение праздников.
Повышению роли досуга способствует благоприятный уклад семейной жизни: забота о здоровье членов семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха.
Тенденции нового времени влекут за собой обогащение, расширение содержания функций. Так, К. Е.Игошев, Г. М.Миньковский ведут речь о появлении производительно-трудовой функции.
Учитывая выше изложенное, появляется предпосылка для организации помощи семье в воспитании. Начинают возникать и постоянно о себе заявлять социальные профессии.
Социальная сфера становится областью общественной жизнедеятельности, которая непосредственно служит производству человека.
Семейный социальный педагог — новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, призванный способствовать созданию педагогически целесообразного уклада жизни и повышению психолого-педагогической культуры семьи, при этом минимизируя свое вмешательство и обеспечивая социально-педагогическую защиту семьи и ребенка.
Здесь речь идет о таком специалисте, который сочетает в себе две функции: социального работника и социального педагога. Его деятельность способствует повышению педагогического потенциала микросоциума, оказывает содействие саморазвитию личности, направлена на оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье и ребенку2.
Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением3.
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей4.Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Профессионалы должны найти пути оказания
поддержки семье, для повышения психолого-педагогической
культуры, защиты интересов ребенка,
гуманизации среды воспитания.
2.
Основные социально-
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
- Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
- Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.
- Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
- Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
- Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга,
включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
- Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
- Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
1) Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
2) Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
3) Защитник – защищает
права ребенка в случае, когда приходится
сталкиваться с полной деградацией личности
родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое
отношение к детям) и вытекающими из этого
проблемами неустроенности быта, отсутствие
внимания, человеческого отношения родителей
к детям.