Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Здоровье населения – высшая национальная ценность и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь, детей.
Для ребенка быть здоровым - значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…….6
1.1. Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема. Здоровый образ жизни – необходимое условие развития детей……..6
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей…………………………………………………………………………………14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОПАГАНДОЙ ЗОЖ И ИЗМЕНЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….20
2.1. Оценка состояния здоровья детей 3 А и 3 Б класса школы № 2 города Новоаннинского…………………………………………………………………….20
2.2. Коррекционная работа. Повторная диагностика…………………………21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………

Работа содержит 1 файл

курс-я Соц-пед. проблемы ЗОЖ.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

    Указали, кому из детей, учитывая дефекты их опорно-двигательного аппарата, необходимо больше выполнять те или иные упражнения.

    Рассказали  детям о том, что для профилактики любых болезней и особенно опорно-двигательного  аппарата необходимо больше двигаться, заниматься каким-либо видом спорта, принимать участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

    Детям же, уже имеющим нарушения опорно-двигательного  аппарата, необходимо регулярно выполнять  корригирующие упражнения, ходить на занятия в физкультурный диспансер.

4. Актуализация знаний.

– Ребята, сейчас мы с вами повторим о том, как человек воспринимает окружающий мир.

а) Цифровой диктант.

1. С  помощью этого органа мы различаем  звуки, шум и шорох.

2. При  помощи этого органа мы узнаем  предметы по запаху.

3. Этот  орган расположен в черепе, с его деятельностью связана правильная работа всех внутренних органов.

4. Орган  дыхания.

5. Что  приводит в движение кровь?

6. Какой  орган защищает наше тело от  различных повреждений?

7. Орган,  которым мы различаем горькую,  сладкую, кислую, соленую пищу.

8. С  помощью этого органа мы видим  предметы, воспринимаем их форму,  величину, цвет.

На доске:

  1. Головной  мозг
  2. Сердце
  3. Язык
  4. Уши
  5. Глаза
  1. Легкие
  2. Кожа
  3. Нос

Ответ: 4, 8, 1, 6, 2, 7, 3, 5.

Взаимопроверка.

б) Игровая ситуация “Консилиум врачей”.

К нам  скорая помощь привезла больного. Вы –  врачи первой медицинской помощи. (Надевают шапочки.) Сегодня перед  вами предстоит задача: вылечить больного с ушибом правого колена и небольшой  ранкой на руке.

Посоветуйтесь и окажите первую помощь больному.

(Примерный рассказ учащихся):

1) рану  промыть чистой водой, кожу  вокруг ранки обработать йодом  или зеленкой. Затем нужно перевязать  чистым бинтом или приклеить  бактерицидным пластырем.

  • Почему нужно обработать кожу йодом или зеленкой? (Убивают микробов, которые могут проникнуть в организм).
  • А можно рану обработать йодом или зеленкой? (Нет, получится ожог.)

2) К  ушибленному месту нужно приложить  холод (лед, грелку с холодной  водой, тряпку, смоченной холодной  водой).

5. Работа над новым  материалом.

Постановка  проблемы.

– Благодаря  чему человек может прямо держаться  и передвигать свое тело в пространстве?

  • Пощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей?

Под кожей  и мышцами у человека находятся  твердые кости – скелет (работа по таблице).

  • Ребята, вы знаете, какое значение имеют скелет и мышцы?

Значение  скелета очень велико: он является опорой тела, защищает наши внутренние органы от повреждений.

Мы не могли бы двигаться, если бы у нас  не было мышц. Наши кости скреплены  друг с другом мышцами. Мышцы приводят в движение кости, значит, наше тело. Это происходит по команде мозга.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как  хорошо быть стройными, ловкими, сильными и о том, что нужно делать, чтобы  быть такими.

(Чтение  текста с учебника  “Природоведение”  А.А.Плешакова, с.127).

От скелета  и мышц зависит осанка человека.

  • Что такое осанка?

      По происхождению, осанка –  слово русское, означает привычку  держать свое тело в покое  и движении.

       Каждый человек с детства должен  постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой.

       При правильной осанке происходит  нормальное движение, хорошо работает  сердце, свободно движется кровь по телу.

(Чтение  текста с учебника  “Ура, физкультура!”,  с. 22).

  • Отчего портится осанка?

      Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит,  согнувшись, если одно плечо держит  выше другого или упирается  грудной клеткой в парту, то  у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

      Кроме того, при неправильной  посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает  дыханию и правильной работе  сердца.

     Если он низко наклоняется  над книгой или тетрадью, то  это приводит к ухудшению зрения.

     Осанка вырабатывается в детстве.  Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять  правила, многие из которых  вы уже знаете.

  • Давайте сначала подумаем, каким мы представляем здорового человека?

     На доске написаны прилагательные.

  • Выберите слова для описания здорового человека:

Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)

Это интересно!

     Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

Ходите  по комнате, положив на голову тетрадь  или небольшую книгу. В тот  момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

6. Выполнение упражнений, корректирующие осанку.

     Выработка и закрепление правильной  осанки происходит во время  выполнения физических упражнений. Сейчас мы с вами выполним  упражнения на осанку.

1. Ходьба.

а) на месте;

б) на носках, руки вверх;

в) на пятках, руки за голову.

2. Упражнения с гимнастическими  палками:

  • И.п. – стоя, ноги вместе, палку держать внизу за концы.

1 –  палку поднять вверх, правую  ногу назад вверх до отказа  прогнуться.

2 –  и.п.

3 –  то же другой ногой.

  • И.п. – стоя, ноги на ширине ступни, палка за лопатками.

1 –  палку поднять вверх, прогнуться

2 –  и.п.

  • И.п. – то же

1 –  2 – повороты туловища вправо  и влево, без остановки, не  сгибаясь. Дыхание произвольное.

  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка сзади внизу, спина прямая.

1 –немного  прогнувшись, прямыми руками поднять  палку вверх;

2 –  палку опустить вниз спереди;

3 –  4 – то же, назад вниз.

  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка на плечах.

1 –  2 – приседания на носках, не  сгибая спину.

  • И.п. – сидя, палки положили на пол.

1 –  катаем палку ступнями

2 –  ноги на ширине плеч, наклоны  к ногам.

3. Березка.

4. Мостик (в парах).

5. Лодочка (раскачивание).

6. Ласточка.

7. Подведение итогов  урока.

  • Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?
  • Почему искривляется позвоночник детей?
  • Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

ПРАВИЛА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

Вывод:

     Чтобы выработать правильную  осанку, лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения. Чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми и быть жителями Здоровяков, вспомним заветные слова:

Я здоровье сберегу, 
Сам себе я помогу!
 

        2.2.2. С целью приобщения и привития  детей любви к физической культуре, укрепления здоровья нами был проведен праздник «День здоровья» (см. приложение  3)

      2.2.3. С целью укрепления здоровья, воспитание правильного отношения  к здоровому образу жизни, содействию  укреплению взаимоотношений в  семье был организован спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» (см. приложение 4).

Повторная диагностика

    Спустя  две недели после проведенной  работы, нами было опрошено 20 человек  из экспериментального класса. Им были заданы следующие вопросы:

    1. Посещаешь ли ты  спортивную секцию?

    2. Занимаешься ли ты корригирующей  гимнастикой?

    3. Следишь ли ты за своей осанкой?

с целью  выяснения того, сколько человек  посещают спортивные секции и занимаются ли дети с нарушением опорно-двигательного  аппарата корригирующей гимнастикой.

    Количество  детей, записавшихся и посещающих спортивную секцию выросло с 6 человек до 15. Все  дети, имеющие нарушения опорно-двигательного  аппарата стали посещать занятия  во врачебно-физкультурном диспансере. Все дети стали следить за своей  осанкой.

    В контрольном классе положение не изменилось.

    Результаты  опроса детей после представлены в приложении 2 и 2 А.

    Для наглядного сравнения данных составили  сводную таблицу 2.1, показывающую динамику изменения  отношения к своему здоровью в экспериментальном и контрольном классах.

    Таблица 2.1

    Динамика  изменения  отношения к своему здоровью в экспериментальном и  контрольном классах 

Класс Имеют нарушения  опорно-двигательного аппарата Занятия коррег-й гимнастикой Занятия в спортивной секции Сохранение  правильной осанки
До

кор-й  работы

После

кор-й  работы

До

кор-й  работы

После

кор-й  работы

До

кор-й  работы

После

кор-й  работы

3 А  (экс-й) 7 2 7 6 15 0 20
3 Б  контр-й  6 1 1 6 6 0 0

Информация о работе Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей