Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Здоровье населения – высшая национальная ценность и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь, детей.
Для ребенка быть здоровым - значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…….6
1.1. Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема. Здоровый образ жизни – необходимое условие развития детей……..6
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей…………………………………………………………………………………14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОПАГАНДОЙ ЗОЖ И ИЗМЕНЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….20
2.1. Оценка состояния здоровья детей 3 А и 3 Б класса школы № 2 города Новоаннинского…………………………………………………………………….20
2.2. Коррекционная работа. Повторная диагностика…………………………21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………

Работа содержит 1 файл

курс-я Соц-пед. проблемы ЗОЖ.doc

— 284.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…….6

     1.1. Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема. Здоровый образ жизни – необходимое условие развития детей……..6

     1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей…………………………………………………………………………………14

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОПАГАНДОЙ ЗОЖ И ИЗМЕНЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….20

     2.1. Оценка состояния здоровья детей 3 А и 3 Б класса школы № 2 города Новоаннинского…………………………………………………………………….20

     2.2. Коррекционная работа. Повторная диагностика…………………………21

ВЫВОДЫ  ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

    Здоровье  населения  – высшая национальная ценность и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь, детей.

     Для ребенка быть здоровым - значит развивать  в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

    Обоснованную тревогу в последнее время вызывает здоровье школьников. В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни.

    Исходя  из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых  подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая  служба. Фундаментом валеологии – науки о здоровье является знание нормальной физиологии и, прежде всего, физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

    Приобщение  школьников к проблеме сохранения своего здоровья –  это, прежде всего, процесс  социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

    Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

    Современная школа сместила акценты расширить образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате общество имеет больное поколение. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы в службе в Вооруженных Силах.1

    Решение этой проблемы тем более необходимо, что напряжение педагогического  процесса продолжается длительное время (исторический отрезок) и приводит к хроническому истощению жизненных сил всех субъектов этих систем, влияющих, в конечном итоге, на состояние национального здоровья.

    Необходимо  совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

    Отсюда  вытекают проблема формирования здорового  образа жизни школьников.

    Таким образом, все вышесказанное определяет актуальность нашего исследования по теме: «Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей».

    Объект  исследования: учебно-воспитательный процесс.

    Предмет исследования: процесс формирования представлений школьников о здоровом образе жизни.

    Цель  работы: изучить социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей.

    Задачи  работы:

    - познакомиться с проблемой состояния здоровья школьников;

    - раскрыть понятие здорового образа жизни;

        - выяснить условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей;

        - показать тесную зависимость между пропагандой здорового образа жизни, просветительской работой, привлечением детей к спорту и количеством детей, приобщенных к физической культуре.

    Гипотеза  исследования:

    - Если деятельность учителя и  учащихся по формированию представлений  о здоровом образе жизни будет  носить целенаправленный, систематический  и целостный характер,  если  учитель своей деятельностью  будет способствовать формированию интереса младших школьников к собственному здоровью, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни, то отношение учащихся к своему здоровью изменится в лучшую сторону.

    Методы  исследования:

    - изучение и теоретический анализ  литературы и педагогического  опыта с целью выявления сущности  данной проблемы;

    - педагогическое наблюдение, анкетирование,  метод беседы.

      База исследования: Волгоградская область, город Новоаннинский, СОШ № 2, 3 А и 3 Б классы. Классные руководители – 3 А класс – Прокофьева Н.И., 3 Б класс – Кравцова Т.И.

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.

    Общий объем работы составляет 48 страниц.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 

    1.1 Состояние здоровья  школьников как  социально педагогическая  проблема. Здоровый образ жизни – необходимое условие развития детей. 

    В условиях социально-экономических  и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.

    Здоровье  детей и подростков в любом  обществе и при любых социально-экономических  и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет бедующее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.2

    Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают  существенное влияние такие факторы  как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко  отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

    Одновременно  с негативным воздействием экологических  и экономических кризисов на подрастающее население страны оказываю неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.

    Одним из важнейших показателей здоровья населения, в том числе детского, является заболеваемость.

    Основы  здоровья - закладываются в наиболее ранние природы жизни. По данным официальной  статистики, в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению  показателей здоровья детей как  дошкольного, так и школьного возраста. За последние пять лет заметно возросли показатели заболеваемости новообразованиями, болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.

    НИИ гигиены и охраны здоровья детей  и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

    1. Значительное снижение числа  абсолютно здоровых детей. Так,  среди учащихся их число не  превышает 10-12%.

    2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах. Частота функциональных нарушений увеличилось в 1.5 раза, хронических болезней - в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

    3. Изменение структуры хронической  патологии. Вдвое увеличилось  доля болезней органов пищеварения,  в четыре раза опорно-двигательного  аппарата, втрое - болезни почек  и мочевыводящих путей.

    4. Увеличение числа школьников, имеющих  несколько диагнозов.10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников - подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.3

    Одним из основных параметров, характеризующих  состояние здоровья детской популяции, является физическое развитие, тенденции которого в последние годы вызывают серьезную обеспокоенность.

    Физическое  развитие следует рассматривать  и как процесс развития, и как  соматическое состояние. Дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетается с отклонениями состояния здоровья. Это явление подтверждается многочисленными исследованиями повсеместно.

    Так, комплексное обследование учащихся школ выявило нарушения физического  развития в 19,2% случаев. Преобладало  сниженная масса тела при нормальной длине (12,8%), низкая масса тела при низком росте (3,2%) и избыток массы 1-2-й степени (3,2%). Отставание в нервно-психическом развитии не отмечались. У 65% детей наблюдались отклонения осанки и сколиоза, у 22,4% плоскостопие. Кариесом поражено более половины подростков 60,8%. Снижение зрения отмечено у 29,6% детей, патология со стороны ЛОР-органов - у 26%, неврологическая патология - у 20%. В 20% случаев установлен диагноз нарушения центральной нервной геодинамики в основном по гипотоническому и смешанному типам. Патология желудочно-кишечного тракта определялась у 16% детей, почечная патология - у 11%, эндокринная - 9%. Абсолютно здоровыми признаны 5% обследованных.4

    Обращает  на себя внимание неожиданно высокий  уровень аллергических заболеваний, а также огромное преобладание ЛОР - заболеваний и близорукость.

    Особо важной характеристикой здоровья в  современных условиях становится физическое развитие детей, среди которых нарастает  доля имеющихся отклонений, особенно в связи с дефицитом массы  тела. Реальным фактором формирования этих отклонений является снижение уровня жизни, отсутствием возможности обеспечить полноценное питание детей.

    Общие и местные экологические проблемы начинают сказываться на глубоких процессах  формирования здоровья, включая изменение  процессов возрастной динамики, появление сдвигов в клинике и характере заболеваний, длительности течения и разрешения патологических процессов, в принципе встречающиеся повсеместно, т.е. затрагивающих биологию человека.

    Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют "школьные факторы". Их доля влияния на показатели здоровья школьников составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%.5 Роль так называемых "школьных" факторов риска можно продемонстрировать данными, приводимыми рядом исследователей.

    Интенсификация обучения, неподкрепленная системой оздоровительных мероприятий, приводит к значительно более выраженным изменениям в состоянии здоровья. Между соматическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь: раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье у ребенка, является основной причиной различных отклонений в функционировании всех систем организма и развития хронической патологии, и наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.

Информация о работе Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей