Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Здоровье населения – высшая национальная ценность и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь, детей.
Для ребенка быть здоровым - значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…….6
1.1. Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема. Здоровый образ жизни – необходимое условие развития детей……..6
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей…………………………………………………………………………………14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОПАГАНДОЙ ЗОЖ И ИЗМЕНЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….20
2.1. Оценка состояния здоровья детей 3 А и 3 Б класса школы № 2 города Новоаннинского…………………………………………………………………….20
2.2. Коррекционная работа. Повторная диагностика…………………………21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………

Работа содержит 1 файл

курс-я Соц-пед. проблемы ЗОЖ.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

    Обозначенные  проблемы здоровья современных детей  и подростков нуждаются в пристальном  внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

    Таким образом, оценка современного состояния  и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезно неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций. И в этом случае речь идет уже непросто о состоянии здоровья современных школьников, а о бедующем России.

    В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. Президент РФ В. В. Путин отметил, что «результатом нашей работы должно стать осознание молодым поколением необходимости в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех».6

     Здоровый  образ жизни как  социально-педагогическое явление

     Согласно  заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.7

     Образ жизни – тип жизнедеятельности  людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

     Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней  среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды  обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

     В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

     1. Соматическое здоровье – текущее  состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

     2. Физическое здоровье – уровень  роста и развития органов и  систем организма, - основу которого  составляют морфофизиологические  и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

     3. Психическое здоровье – состояние  психической сферы, - основу которого  составляет состояние общего  душевного комфорта, обеспечивающее  адекватную поведенческую реакцию.  Такое состояние обусловлено  как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

     4. Нравственное здоровье – комплекс  характеристик мотивационной и  потребностно-информативной сферы  жизнедеятельности, - основу которого  определяет система ценностей,  установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

     Признаками  здоровья являются:

     - специфическая (иммунная) и неспецифическая  устойчивость к действию повреждающих факторов;

     - показатели роста и развития;

     - функциональное состояние и резервные  возможности организма;

     - наличие и уровень какого-либо  заболевания или дефекта развития;

     - уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных  установок.

     Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

    Представления о здоровом образе жизни встречаются  еще в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.8

      В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как  Бэкон Ф., Спиноза Б., Де Руа Х., Ламетри Ж.,  Кабанис Ж., Ломоносов М., Радищев А..

    Чумаков Б.Н. характеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.9 При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями».

    Попов С.В. выделяет биологические и социальные принципы ЗОЖ.10 Биологические принципы характеризуются следующим: образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.

    Социальные  принципы предъявляют к образу жизни  следующие требования: он должен быть эстетичным, нравственным волевым, самоограничительным.

    Однако  образ жизни людей не может быть одинаковым, так как все мы исходно различны. Известно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальным продолжительности и качеству жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.

       Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно.  Брехман И.И. выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его.11

    Таким образом, под здоровым образом жизни  следует понимать типичные формы  и способы повседневной жизнедеятельности  человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

      Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.  

     1.2 Условия, необходимые  для формирования  здорового образа  жизни у детей 

    Здоровый  образ жизни формируется всеми  сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

    По  современным представлениям в понятие  здорового образа жизни входят следующие  составляющие:

    - отказ от вредных пристрастий  (курение, употребление алкогольных  напитков и наркотических веществ);

    - оптимальный двигательный режим;

    - рациональное питание;

    - закаливание;

    - личная гигиена;

    - положительные эмоции.12

    Сложившаяся на сегодняшний день система школьного  образования не формирует должной  мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

    Изложенное  позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье

    Одной из составляющих здорового образа жизни  является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных  напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.

    Семья в наше время не является в наше время местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей  не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

    Воспитанию  хороших, здоровых привычек у подрастающего  поколения будут способствовать возвращение детей в красоту  слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.

    Воспитание  волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным  ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры – все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

    Отсутствие  у ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье – это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет и ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком.

    Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как  высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

    Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профилактика (в переводе с греческого – предохранительный, предупредительный) – это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха.13

Информация о работе Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей