Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:23, курсовая работа
Здоровье населения – высшая национальная ценность и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь, детей.
Для ребенка быть здоровым - значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…….6
1.1. Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема. Здоровый образ жизни – необходимое условие развития детей……..6
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей…………………………………………………………………………………14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОПАГАНДОЙ ЗОЖ И ИЗМЕНЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….20
2.1. Оценка состояния здоровья детей 3 А и 3 Б класса школы № 2 города Новоаннинского…………………………………………………………………….20
2.2. Коррекционная работа. Повторная диагностика…………………………21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………
Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика – это целостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин к охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
В результате проведенных научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение различных форм патологии организма. Например, курение ведет к возникновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причины многих заболеваний следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко распространены среди детей и подростков. Ни и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эффективно. В этот период формируются взгляды, вкусы, привычки, происходит формирование дальнейшего поведенческого образа жизни будущего взрослого человека. Начиная именно с детства необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность, чувство собственного достоинства, своей значимости в этом мире и неповторимости, самоуважения. Профилактические меры в этот период носят, прежде всего, информационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер.
Осуществление
профилактических и воспитательных
мер – задача всего общества:
органов здравоохранения, различных
министерств и ведомств, периодической
печати и телевидения, общественных
организаций и трудовых коллективов.
Но в первую очередь – это забота семьи
и школы. Следует в ходе своей работе помнить
о том, что здоровье молодого поколения
– это дальнейшее развитие, социальная
и экономическая мощь нашего государства.
ВЫВОДЫ
ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни на сегодняшний день приобретают особенное значение.
В
настоящее время в нашей стране
продолжают оставаться очень сложными
социально-демографическая
Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Наиболее
полно взаимосвязь между
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
-
отказ от вредных пристрастий
(курение, употребление
рациональное
питание; закаливание; личная гигиена;
положительные эмоции.
ГЛАВА
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-
2.1.
Оценка состояния
здоровья детей
3 А и 3 Б класса
школы № 2 города
Новоаннского
Многочисленными исследованиями показано огромное влияние двигательной активности ребенка на состояние здоровья детей.
Для того, чтобы привлечь ребенка к занятиям физической культурой необходимо постоянно вести пропаганду здорового образа жизни, давать сведения детям о своем теле, рассказывать о роли занятий физической культуры на организм человека. Необходимо прививать любовь к занятиям физической культуры, приобщать родителей к совместным мероприятиям, направленным на укрепления здоровья.
Во второй главе было проведено исследование, целью которого являлось установление зависимости между пропагандой здорового образа жизни, просветительской работой, приобщением детей к спорту и количеством привлеченных таким образом детей к оздоровительным мероприятиям и занятиям физической культурой.
Для проведения эксперимента мы взяли детей их двух классов (3 А класс – экспериментальный и 3 Б класс – контрольный).
Метод исследования: изучение медицинских карточек детей по поводу заболевания опорно-двигательного аппарата, анкетирование с целью выяснения о том, занимаются ли дети с заболеванием опорно-двигательного аппарата корригирующей гимнастикой, посещают ли спортивные секции, следят ли за своей осанкой.
Цель: изучить состояние здоровья опорно-двигательного аппарата детей, определить количество детей, занимающихся в спортивных кружках, выяснить, следят ли дети за правильной осанкой.
В результате изучения медицинских карточек детей мы выявили, что в
3 А классе,
состоящем из 20 человек, имеются
нарушения опорно-
В 3 Б классе было выявлено 6 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Только один из них занимается корригирующей гимнастикой во врачебно-физкультурном диспансере. Из 20 человек 6 посещают спортивный кружок. Никто из детей не следит за своей осанкой.
Результаты опроса экспериментального и контрольного класса представлены в приложении 1 и 1А .
Вывод. Итак, мы выяснили, что в обоих классах имеются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Занимаются корригирующей гимнастикой только несколько человек. Никто из детей не следит за своей осанкой.
2.2.
Коррекционная работа.
Повторная диагностика.
2.2.1.
С целью формирования у детей
представлений о здоровом
образе жизни, о скелете
Урок по теме: «Что такое здоровье? Опора тела и движение. Осанка – стройная спина!»
Цели:
Оборудование:
1.Плакаты:
Деньги потерял – ничего не потерял. Время потерял – много потерял. Здоровье потерял – все потерял.
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
Береги здоровье смолоду!
2. Таблица “Скелет – опора тела”, опорные знаки “Правильная осанка”, шапочки с красным крестом, гимнастические палки, мешки-массажеры для стопы ног.
– Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо. Начнем урок с самокоррекции.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
3. Беседа на тему: Что такое здоровье»
Учитель рассказывает детям, что такое здоровье, что состояние здоровье человека в большой степени зависит от объема движений. Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы — периферическое сердце, — которые при необходимости приходят на помощь организму.
Преподаватель объясняет, какими формами двигательной активности и в какое время суток необходимо заниматься. При этом надо учесть утреннюю гимнастику, уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных секциях, физкультурные паузы и минуты, прогулки, подвижные игры, самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.
В связи с тем, что дети
много время проводят за
Было объяснено, что такое опорно-двигательный аппарат. Опорно-двигательный аппарат - это наши кости: скелет, которые обеспечивают опору всему телу и его частям; это мышцы, которые обеспечивают движение, и нервная система, которая управляет нашими движениями.
Рассказано о наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата: сколиозы (искривления, скручивания позвоночника), плоскостопие и травмы (вывихи, переломы, ушибы, растяжения мышц и связок).
Объяснили
причины рассмотренных
1. Врожденные - т.е. когда дети сразу рождаются с неправильным скелетом (например, тот же сколиоз).
2.
Неправильное поведение - не следят
за осанкой и не улучшают
ее; неправильно выбирают обувь
(либо совсем без каблука,
3. Не занимаются физическими упражнениям. Например, плоскостопия никогда не будет у того, кто много и правильно ходит, бегает, укрепляет мышцы стопы и голени. А у кого эти мышцы слабые, то они не могут удержать вес тела и стопа постепенно становится плоской.
Если дети не будут исправлять недостатки своего опорно-двигательного аппарата сейчас (например, осанку), то когда будут взрослыми, у них могут развиться страшные болезни: очень сильные сколиозы, когда туловище человека буквально скрючено, остеохондрозы, артриты и т.п.
Опросили учащихся о тех дефектах опорно-двигательного аппарата, которые они выявили у себя самостоятельно или на медицинском осмотре: сутулость, сколиоз, плоскостопие, низкий уровень гибкости и силы. Напомнить им об основных направлениях формирования осанки: постоянного контроля за собой; развития гибкости отделов позвоночника (шейного, грудного и поясничного), плечевого и тазобедренного суставов: развития силы мышц разгибателей туловища, мышц шеи и брюшного пресса.
Объяснили школьникам основные правила профилактики плоскостопия:
1.
Избегать подъема больших
2. Правильно подбирать обувь.
3.
Избегать длительного
Информация о работе Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей