Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Здоровье населения – высшая национальная ценность и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь, детей.
Для ребенка быть здоровым - значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…….6
1.1. Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема. Здоровый образ жизни – необходимое условие развития детей……..6
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей…………………………………………………………………………………14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОПАГАНДОЙ ЗОЖ И ИЗМЕНЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….20
2.1. Оценка состояния здоровья детей 3 А и 3 Б класса школы № 2 города Новоаннинского…………………………………………………………………….20
2.2. Коррекционная работа. Повторная диагностика…………………………21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………

Работа содержит 1 файл

курс-я Соц-пед. проблемы ЗОЖ.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

    Индивидуальной  профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика – это  целостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин к охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

    В результате проведенных научных  исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение различных форм патологии организма. Например, курение ведет к возникновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причины многих заболеваний следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко распространены среди детей и подростков. Ни и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эффективно. В этот период формируются взгляды, вкусы, привычки, происходит формирование дальнейшего поведенческого образа жизни будущего взрослого человека. Начиная именно с детства необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность, чувство собственного достоинства, своей значимости в этом мире и неповторимости, самоуважения. Профилактические меры в этот период носят, прежде всего, информационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер.

    Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества: органов здравоохранения, различных  министерств и ведомств, периодической  печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь – это забота семьи и школы. Следует в ходе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВЫВОДЫ  ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 

    Вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни на сегодняшний день приобретают особенное значение.

    В настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков.

     Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней  среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды  обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

    Наиболее  полно взаимосвязь между образом  жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни.

      Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

    По  современным представлениям в понятие  здорового образа жизни входят следующие  составляющие:

    - отказ от вредных пристрастий  (курение, употребление алкогольных  напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим;

рациональное  питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции. 
 
 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ  ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ  ПРОПАГАНДОЙ ЗОЖ  И ИЗМЕНЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ  К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Оценка состояния  здоровья детей  3 А и 3 Б класса  школы № 2 города Новоаннского 

    Многочисленными исследованиями показано огромное влияние  двигательной активности ребенка на состояние здоровья детей.

    Для того, чтобы привлечь ребенка к  занятиям физической культурой необходимо постоянно вести пропаганду здорового  образа жизни, давать сведения детям  о своем теле, рассказывать о роли занятий физической культуры на организм человека. Необходимо прививать любовь к занятиям физической культуры, приобщать родителей к совместным мероприятиям, направленным на укрепления здоровья.

    Во  второй главе было проведено исследование, целью которого являлось установление зависимости между пропагандой  здорового образа жизни, просветительской работой, приобщением детей к спорту и количеством привлеченных таким образом детей к оздоровительным мероприятиям и занятиям физической культурой.

    Для проведения эксперимента мы взяли детей  их двух классов (3 А класс – экспериментальный  и 3 Б класс – контрольный).

    Метод исследования: изучение медицинских карточек детей по поводу заболевания опорно-двигательного аппарата, анкетирование с целью выяснения о том, занимаются ли дети с заболеванием опорно-двигательного аппарата корригирующей гимнастикой, посещают ли спортивные секции, следят ли за своей осанкой.

    Цель: изучить состояние здоровья опорно-двигательного аппарата детей, определить количество детей, занимающихся в спортивных кружках, выяснить, следят ли дети за правильной осанкой.

    В результате изучения медицинских карточек детей мы выявили, что в

3 А классе, состоящем из 20 человек, имеются  нарушения опорно-двигательного  аппарата у 7 человек: сколиозы (искривления, скручивания позвоночника), плоскостопие. Из 7 человек только  двое дома занимаются корригирующей гимнастикой во врачебно-физкультурном диспансере. Остальные дети не принимают никаких попыток исправить положение. Из 20 человек 6 человек посещают спортивный кружок. Никто из детей не следит за своей осанкой.

    В 3 Б классе было выявлено 6 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Только один из них занимается корригирующей гимнастикой  во врачебно-физкультурном диспансере. Из 20 человек 6 посещают спортивный кружок. Никто из детей не следит за своей осанкой.

    Результаты  опроса экспериментального и контрольного класса представлены в приложении 1 и 1А .

    Вывод. Итак, мы выяснили, что в обоих классах имеются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Занимаются корригирующей гимнастикой только несколько человек. Никто из детей не следит за своей осанкой.

2.2. Коррекционная работа. Повторная диагностика. 

    2.2.1.  С целью формирования у детей  представлений  о здоровом  образе жизни, о скелете человека, как опоре организма, о правильной  осанке и умении сохранять  ее в покое и движении,  воспитания бережного отношения к своему здоровью, формирования у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья м провели в экспериментальном классе  урок  по теме: «Что такое здоровье? Опора тела и движение. Осанка – стройная спина!»  
 
 

Урок  по теме: «Что такое  здоровье? Опора тела и движение. Осанка – стройная спина!»

Цели:

  1. Формирование у учащихся понятие о здоровом образе жизни.
  2. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
  3. Предупреждение формирования у детей вредных привычек.
  4. Воспитание товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки.
  5. Дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении.
  6. Профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  7. Воспитать умение владеть своим телом в покое и движении.

Оборудование:

1.Плакаты:

Деньги  потерял – ничего не потерял. Время  потерял – много  потерял. Здоровье потерял  – все потерял.

Здоровье сгубишь – новое не купишь.

Береги  здоровье смолоду!

2. Таблица “Скелет – опора тела”, опорные знаки “Правильная осанка”, шапочки с красным крестом, гимнастические палки, мешки-массажеры для стопы ног.

Ход урока

1. Самокоррекция.

– Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо. Начнем урок с самокоррекции.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка  ровная у нас,

А осанка – высший класс!

2. Оздоровительная  минутка.

  • Растираем ладони, каждый пальчик;
  • Умыли ручки, потерли щечки: от середины лба к вискам и вокруг под глазами до переносицы, от переносицы к ушам;
  • Погладим руки, плечи в направлении к плечам;
  • Погладим живот круговыми движениями по часовой стрелке;
  • Хлопаем ручками по телу, начиная с ног;
  • Массаж спины друг друга;
  • Массаж стопы (ходьба по камушкам);
  • Дыхательная гимнастика: глубокий вдох – 5 с., задержка дыхания – 3с, медленный выдох – 5с.

3. Беседа на тему: Что такое здоровье»

    Учитель рассказывает детям, что такое здоровье, что состояние здоровье человека в большой степени зависит от объема движений. Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы — периферическое сердце, — которые при необходимости приходят на помощь организму.

     Преподаватель объясняет, какими формами двигательной активности и в какое время суток необходимо заниматься. При этом надо учесть  утреннюю гимнастику, уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных секциях, физкультурные паузы и минуты, прогулки, подвижные игры, самостоятельные занятия физическими упражнениями.

  Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.

       В связи с тем, что дети  много время проводят за партой, и у них могут возникнуть  проблемы с опорно-двигательным  аппаратом. 

      Было  объяснено, что такое опорно-двигательный аппарат. Опорно-двигательный аппарат - это наши кости: скелет, которые обеспечивают опору всему телу и его частям; это мышцы, которые обеспечивают движение, и нервная система, которая управляет нашими движениями.

    Рассказано  о наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата: сколиозы (искривления, скручивания позвоночника), плоскостопие и травмы (вывихи, переломы, ушибы, растяжения мышц и связок).

    Объяснили причины рассмотренных заболеваний:

    1. Врожденные - т.е. когда дети сразу рождаются с неправильным скелетом (например, тот же сколиоз).

    2. Неправильное поведение - не следят  за осанкой и не улучшают  ее; неправильно выбирают обувь  (либо совсем без каблука, либо  с очень высоким каблуком); пытаются  поднимать очень большие тяжести;  балуются в неподходящих местах и получают травмы.

    3. Не занимаются физическими упражнениям. Например, плоскостопия никогда не будет у того, кто много и правильно ходит, бегает, укрепляет мышцы стопы и голени. А у кого эти мышцы слабые, то они не могут удержать вес тела и стопа постепенно становится плоской.

    Если  дети не будут исправлять недостатки своего опорно-двигательного аппарата сейчас (например, осанку), то когда будут взрослыми, у них могут развиться страшные болезни: очень сильные сколиозы, когда туловище человека буквально скрючено, остеохондрозы, артриты и т.п.

    Опросили  учащихся о тех дефектах опорно-двигательного  аппарата, которые они выявили у себя самостоятельно или на медицинском осмотре: сутулость, сколиоз, плоскостопие, низкий уровень гибкости и силы. Напомнить им об основных направлениях формирования осанки: постоянного контроля за собой; развития гибкости отделов позвоночника (шейного, грудного и поясничного), плечевого и тазобедренного суставов: развития силы мышц разгибателей туловища, мышц шеи и брюшного пресса.

    Объяснили школьникам основные правила профилактики плоскостопия:

    1. Избегать подъема больших тяжестей  в их возрасте.

    2. Правильно подбирать обувь.

    3. Избегать длительного поддержания  положения стоя, особенно при физическом утомлении (когда снижен тонус мышц стопы).

Информация о работе Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей