Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков

Автор: Каретина Лилия, 02 Декабря 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА I. Понятие агрессии и агрессивности 5
1.1. Психолого-педагогический аспект понимания подростковой агрессивности 5
1.2. Подростковая агрессивность, как социальная и психологическая проблема 13
ГЛАВА II. Социально-педагогические средства профилактики агрессивного поведения подростков 21
2.1. Теоретические концепции профилактики агрессивного поведения 21
2.2 Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков 24
Заключение 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Работа содержит 1 файл

социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

       Ключ  к тесту

       Склонность к прямой вербальной агрессии:

       Ответы  «Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37.

       Ответы  «Нет»: 25, 29, 33.

       Склонность  к косвенной вербальной агрессии:

       Ответы  «Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38.

       Ответы  «Нет»: 22, 26.

       Склонность  к косвенной физической агрессии:

       Ответы  «Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35.

       Ответы  «Нет»: 3, 19, 23, 31, 39.

       Склонность  к прямой физической агрессии:

       Ответы  «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32.

       Ответы  «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.

       За  каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

       Уровень несдержанности респондента = косвенная  физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия.

       Несдержанность  диагностируется, если набрано более 20 баллов.

Тренинг по профилактике агрессивного поведения 

       Упражнение  «Скульптуры»

       Цель: содействие осознанию своей агрессии и возможности.

       Необходимые материалы: воздушные шары разных форм (по 3-5 на каждого участника), нитки, скотч, ножницы, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга, пленка (бытовая  в рулоне).

       Ход работы:

       Группа делиться на подгруппы (количество подгрупп зависит от количества участников). Каждый участник получает воздушные шары, нитки и другие материалы.

       Каждая  подгруппа создает из воздушных  шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа (дракона, змея, монстра, людоеда, привидения, мумии и т.п.). Готовое существо размещается в подготовленном для него пространстве класса (подвешивается к потолку, располагается на столах и т.п.)

       К готовому «Монстру» необходимо подобрать  музыку, отражающую его характер. Придумать ему имя и легенду (где живет, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько жизней и т.п.).

       Следующий этап: «Музей монстров». Группа объединяется и отправляется на экскурсию в  музей. Участник от каждой групп рассказывает о своем чудовище под музыкальное сопровождение.

       «Битва  с Монстрами». Подгруппы обмениваются чудовищами, чтобы сразиться с  ними. Битва происходит по сигналу  ведущего. Задача подгрупп - используя  бумажные мечи (скрученные в рулончик листы бумаги или газет), справиться с монстром быстрее, лопнув все шары. Никакими другими средствами в битве пользоваться нельзя. Ведущий следит за соблюдением правил.

       Обсуждение:

       Что вы сейчас чувствуете?

       Что делает монстра монстром и возможно ли справиться с ним? Какими способами?

       Бывает  ли у вас такое ощущение, что  у вас внутри «живет монстр»? Как  с ним можно справиться? А что  будет, если «внутренний монстр»  победит вас, а не вы его?

       Сейчас, как бывалые победители чудовищ, дайте совет соседу справа, если в нем просыпается злость, агрессия, готовая поглотить не только его, но и всех вокруг, что ему сделать? (по кругу) 

       Упражнение  «Битвы на шарах»

       Цель: отреагирование агрессии.

       Необходимые материалы: воздушные шары разной формы  по количеству участников и запас, мел.

       Ход работы:

       Подростки выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть вместе с воздухом в  шар свою злость, обиду, гнев и т.п.

       Ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются напротив друг друга. По команде ведущего, сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права самому нападать. По сигналу участники меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если подросток небольшого роста, а его напарник больше его, можно предложить первому длинный шар, а второму небольшой круглый.

       Затем группа делится на две подгруппы-команды. Между командами оставляется  расстояние около двух метров. Участники  выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу перед командой мелом проводится граница, через которую нельзя переступать. В руках у каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Фактически, подростки перебрасывают шары на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров (бомб).

       Обсуждение.

       Упражнение  «Пара противоположностей»

       Материалы: музыкальные инструменты; запись музыкальных  фрагментов, противоположных по тональности; магнитофон; ватман (на каждого участника); журналы; ножницы; клей; изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки и т.п.); плотная хлопчатобумажная нить типа «Ирис» или бечевка.

       Ход работы:

       Весь  мир состоит из противоположностей – черное и белое; день и ночь; добро и зло и т.д. В каждом из нас так же достаточно противоположностей. Давайте остановимся на паре «Агрессивный – Доброжелательный». Перед вами листы ватмана. Возьмите каждый по листу. Помогая друг другу, приложите лист к стене и обведите свой силуэт (от шеи вниз). Переверните ватман и продублируйте свой силуэт с другой стороны.

       Одна  сторона ватмана – это «Я - агрессивный», другая – «Я доброжелательный». Используя журналы (коллаж) и изобразительные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе.

       Для того чтобы готовую работу можно  было примерить на себя, как часть  костюма, отрежьте необходимую длину  нити и прикрепите ее в верхней  части силуэта. Теперь при желании  вы можете оказаться в «костюме»  доброжелательности или агрессивности, стоит только перевернуть силуэт.

       Надев «костюм» на себя подойдите к музыкальным  инструментам, выберите те из них, с  помощью которых можно выразить одну и другую противоположности. Так  же можно использовать подготовленные музыкальные фрагменты.

       Походите  в «костюме» одной и другой своей стороны и попробуйте подвигаться, как двигаются доброжелательные люди? А как агрессивные? Какие  движения совершают руки, ноги, что  меняется в лице, походке и т.п.

       Презентация противоположностей – каждый подросток, примеряя одну из сторон, рассказывает о том, чем он заполнил силуэт, почему использовал те или иные цвета и символы; озвучивает противоположности музыкальными инструментами и демонстрирует или рассказывает о характерных движениях. Ведущий помогает, задавая уточняющие вопросы.

       Обсуждение:

       Что было самым сложным в этой работе?

       Для чего миру так необходимы противоположности  и что они дают нам?

       Что происходит с человеком, если в нем  есть только одна сторона, если он только доброжелательный или только агрессивный?

       Есть  ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?

       Как агрессивному человеку научиться быть доброжелательным и наоборот? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классный  час «Толерантная личность» 

Я пришел в этот мир

Не для  того, чтобы оправдать твои надежды,

Не для  того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для  того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для  того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для  того, чтобы оправдать мои надежды.

Потому  что я – это я, а ты – это  ты.

Но если мы встретились и поняли друг       друга – то это прекрасно!

А если нет  – ну что ж, ничего не поделаешь.  

«Молитва  о встрече»  

Цели:

1.     Улучшение психологического климата в классе.

2.     Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

3.     Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.

4.     Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.          

 Задачи:

1.     Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

2.     Развить навыки социального поведения.

3.     Выработать принципы толерантного поведения.      .     
 

Пред началом  работы учащиеся тянут жетоны: красные, синие, зеленые, белые. Таки образом образуются 4 группы.  

Художественное  оформление кабинета:  

На доске - плакат- схема: ЗАКРЫТА ВРЕМЕННО    

Ведущий:

Сегодня у нас  с вами необычный разговор: мы впервые  встречаемся в непривычной для  нас обстановке - классный час проводим совместно с 2 классами (11 Б, 8 Б) наш разговор  будет посвящен толерантности. Но прежде давайте поздороваемся.

1 группа –  красные жетончики – вы здороваетесь  как японцы ( поклон)

2 группа –  голубые жетончики – вы здороваетесь  как европейцы (жмете руку)

3 группа –  белые жетончики – вы здороваетесь  как эскимосы (трутся носами)

4 группа –  зеленые жетончики – вы здороваетесь  как китайцы ( спрашиваете «Ты  ел сегодня рис?» в ответ  человек должен поклониться.  

В такой необычной  форме приветствия мы выразили уважение друг к другу, что является составляющей частью толерантности. Давайте лучше познакомимся со значением этого слова   

Смысл, который  оно несет, очень важен для  существования и развития человеческого  общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.     

 Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот... 

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек  и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я  подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай.  Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав  её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то  что? Он сам виноват.

- Отпусти мою  руку, ты делаешь мне больно. Ему  нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать  надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно  подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не  пущу. Ты – моя девушка и  не смей общаться с “всякими”.  Пойдём отсюда, - он попытался  увести её.

- Знаешь что,  я... Да как ты можешь? Ему же  больно, ты понимаешь? Нет, ты  не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

Информация о работе Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков