Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков

Автор: Каретина Лилия, 02 Декабря 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА I. Понятие агрессии и агрессивности 5
1.1. Психолого-педагогический аспект понимания подростковой агрессивности 5
1.2. Подростковая агрессивность, как социальная и психологическая проблема 13
ГЛАВА II. Социально-педагогические средства профилактики агрессивного поведения подростков 21
2.1. Теоретические концепции профилактики агрессивного поведения 21
2.2 Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков 24
Заключение 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Работа содержит 1 файл

социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения.doc

— 244.50 Кб (Скачать)
 

 

Заключение 

       Для изучения феномена агрессивности нужно  в первую очередь определить, что  представляет собой агрессия и агрессивное  поведение, в чем заключаются  их содержательные характеристики, выделить основные черты проявления агрессивности.

       А также для более глубокого  изучения и качественного понимания  агрессивности, необходимо ввести классификацию  агрессии, наглядно определяющую формы  проявления агрессивного поведения.

       Особенно  важно определить, что же повлияло на формирование у ребенка агрессивного поведения, кто или что оказались главным источником агрессивной модели поведения. Социальному педагогу очень важно знать, какой вид агрессии преобладает на каждом возрастном этапе, кто и что является главным в каждый период. Благодаря этому можно определить, где произошло нарушение, какова причина проявления агрессии и сделать прогноз о ее развитии. Затем на основе всех собранных данных можно строить профилактическую работу.

       Целью нашего исследования является изучение особенностей организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.

       С социально-педагогической точки зрения необходимо отметить, что агрессивное  поведение – это один из ярких  показателей социальной дезадаптации ребенка, а также нарушение процесса социализации в целом. У ребенка с агрессивными проявлениями возникают трудности в учебной деятельности (конфликты с педагогами, сверстниками), возникают проблемы в семье с родителями, в налаживании контактов, связей со своими сверстниками, то есть у него, как было сказано ранее, социализация происходит с ущербом для самого ребенка, он не может определить свое место в обществе, успешно выполнять свои социальные роли.

       В последние годы проблема подростковой агрессивности с элементами жестокости стала особенно актуальной. Поэтому для выявления разных форм проявления агрессивности необходимо применение научно-обоснованных, надежных психологических тестов, методик, направленных на изучение личности.

       Мы  считаем, что агрессивным подростком необходима помощь и поддержка социального  педагога. Именно он должен стать связующим  звеном между агрессивным ребенком, школой, семьей и другими 99социальными институтами общества для создания благоприятных условий процесса социализации ребенка.

       Мы  описали основные направления работы социального педагога по стабилизации условий процесса социализации агрессивного ребенка. Это информационно-просветительская работа с родителями и педагогами; диагностическая и профилактическая работа с группой агрессивных подростков; координационная работа между взрослыми и агрессивными подростками, то есть основные направления работы, предусмотренные нашей профилактической программой агрессивного поведения.

       Во  втором разделе нашей работы мы представили описание собственного опыта социально-педагогической работы с группой агрессивных подростков, которая включила некоторые направления из предложенной программа профилактики агрессивного поведения.

       Оценка  эффективности проделанной работы показала, что она дала результат.

       В ходе практической работы мы пришли к  выводу о том, что социальный педагог  является помощником в жизни агрессивных  детей. Итогом нашей деятельности стали  рекомендации по организации работы социальному педагогу с агрессивными детьми.

       В заключении необходимо напомнить, что  работа социального педагога с агрессивными детьми – это сложный и никогда  непрекращающийся процесс. Он требует  от социального педагога личностного  роста, хороших, постоянно обновляющихся  знаний в области психологии обучения и развития агрессивных детей, а также тесного сотрудничества с педагогами, учителями, администрацией и обязательно с родителями агрессивных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости и умения предвидеть.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мещерякова  Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006. С. 19.
  2. Бачинин В. А. Социология // Энциклопедический словарь. СПб.: изд-во Михайлова В. А., 2005. С. 12.
  3. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). URL: http://www.dorian.ru/118.html
  4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. URL: http://www.avp.inrussia.org/lib/a4d4.htm
  5. Фромм Э. Азбука для родителей. М.: Знание, 1994. С. 10.
  6. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста, Акад. Проспект, 2005. –336 с.
  7. Фрейд З. О психоанализе. М.: Алфавит, 1990. –38 с.
  8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. URL: http://flogiston.ru/library/bercovitz
  9. Суакисян С. Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности. URL: http://www.postindex.otrok.ru/teach/agress/agress1.htm
  10. Юричка Ю. В., Волков В. А., Мымрина И. В. Изучение и предупреждение девиантного поведения в детском и подростковом возрасте. М-Уфа.: Моск. госуд. откр. пед. университет, 2000. С. 22.
  11. Колосова С. Агрессия и агрессивность. URL: http:// 
    psy.1september.ru/2000/25/2.htm
  12. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергетика исторического процесса). М.: Наследие, 1996. С. 22–26.
  13. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. –512 с.
  14. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. URL: http://www.auditorium.ru/ 
    books/1417/
  15. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения. М.: ВЛАДОС, 2004. –351 с.
  16. Соковни И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. URL: http://sputnik.master-telecom.ru/Docs_11/Metod/antiterr/index-1.htm
  17. Масагутов Р. М. Детская и подростковая агрессия: от нормы до патологии. Уфа: УГНТУ; БГМУ, 2002. –159 с.
  18. Реан А. Подростковая агрессия. URL: http://www.narcom.ru/ 
    parents/parents/16.html
  19. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток – Москва, 2008 год, - 128 с
  20. Змановская Е.В. Девиантология. М., 2004
  21. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. – 2000. – № 3. – С. 25–32.
 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ    

Методика  диагностики показателей  и форм агрессии А. Басса и А. Дарки

       Прочитывая  или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют  вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

  1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
  2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
  3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
  5. Не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
  8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
  11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
  13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
  15. Часто бываю не согласен с людьми.
  16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  18. В раздражении хлопаю дверьми.
  19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
  20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  21. Меня немного огорчает моя судьба.
  22. Думаю, что многие люди не любят меня.
  23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  26. Я не способен на грубые шутки.
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
  29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
  30. Довольно многие завидуют мне.
  31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
  32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  34. От злости иногда бываю мрачным.
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
  43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
  54. Неудачи огорчают меня.
  55. Дерусь не реже и не чаще других.
  56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
  58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
  59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
  60. Ругаюсь только от злости.
  61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
  64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  67. Часто думаю, что живу неправильно.
  68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
  70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  72. В последнее время я стал занудой.
  73. В споре часто повышаю голос.
  74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

       Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану  спорить.

       Ключ  для обработки результатов испытания по опроснику:

       «1». физическая агрессия (к=11): 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.

       «2». вербальная агрессия (к=8): 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-.

       «3». косвенная агрессия (к=13): 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.

       «4». негативизм (к=20): 4+, 12+, 20+, 28+, 36-.

       «5». раздражение (к=9): 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+.

       «6». подозрительность (к=11): 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-.

       «7». обида (к=13): 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.

       «8». чувство вины (к=11): 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.

       Номера  вопросов со знаком «–» требуют  и регистрации ответа с противоположным  знаком: если был ответ «да», то мы его регистрируем как ответ «нет», если был ответ «нет», регистрируем как ответ «да».

       Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный  в скобках при каждом параметре  агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления –  нормированные – показатели, характеризующие  индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).

       Суммарные показатели: («1» + «2» + «3») : 3 = ИА – индекс агрессивности; 
Суммарные показатели: («6» + «7») : 2 = ИВ – индекс враждебности.

       А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:

       Использование физической силы против другого лица – физическая агрессия.

       Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через  содержание словесных обращений  к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) – вербальная агрессия.

       Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов  ярости (в крике, топаний ногами и  т.п.) – косвенная агрессия.

       Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов – негативизм.

       Склонность  к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости – раздражение.

       Склонность  к недоверию и осторожному  отношению к людям, проистекающим  из убеждения, что окружающие намерены причинить вред – подозрительность.

       Проявления  зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания – обида.

       Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в  том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно – аутоагрессия, или чувство вины.

       Опросник  не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью). Требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик). Применение данного опросника в работе с учащимися школы (с шестого класса и выше) и при работе с учителями (предметниками и проходящими подготовку по специальности «практический психолог») было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы. 

Методика  «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

       Шкалы: склонность к вербальной агрессии: прямой и косвенной, склонность к  физической агрессии: прямой и косвенной, уровень несдержанности

       Назначение  теста: Методика предназначена для  выявления склонности респондента  к определенному типу агрессивного поведения.

       Инструкция  к тесту

       Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько  вы согласны с каждым из них.

       Если  вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».

       Тест

  1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
  4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.
  5. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
  6. От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.
  7. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  8. Если я разозлюсь, я могу ударить человека.
  9. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
  10. При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.
  11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
  12. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
  13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
  14. Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.
  15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
  16. В детстве мне нравилось драться.
  17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
  18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.
  19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
  20. Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.
  21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
  22. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
  23. Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.
  24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
  25. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
  26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
  27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
  28. Я не способен ударить человека.
  29. Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.
  30. Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.
  31. Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.
  32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
  33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
  34. После неприятностей на работе я часто скандалю дома.
  35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
  36. Я никогда не любил драться.
  37. Я бываю, грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
  38. Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.
  39. Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.
  40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

Информация о работе Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков