Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков

Автор: Каретина Лилия, 02 Декабря 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА I. Понятие агрессии и агрессивности 5
1.1. Психолого-педагогический аспект понимания подростковой агрессивности 5
1.2. Подростковая агрессивность, как социальная и психологическая проблема 13
ГЛАВА II. Социально-педагогические средства профилактики агрессивного поведения подростков 21
2.1. Теоретические концепции профилактики агрессивного поведения 21
2.2 Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков 24
Заключение 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Работа содержит 1 файл

социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

       3.Когнитивно-бихевиоральный подход (познавательный, социального научения).

       Бихевиоризм - это наука о поведении.

       Сторонники  этого подхода считают, что агрессия проявляет себя через определенное, усвоенное поведение в процессе социализации и рассматривают агрессивное  поведение как реакцию на соответствующие социальные условия, обстановку, приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Они утверждают, что поведение человека - хорошее или плохое – формируется в социальной среде и корректируется путем позитивных или негативных стимулов.

       Теория социального научения получила свое развитие благодаря работам Бандуры, который выдвинул две основных причины проявления агрессии: как следствие влияния биологических факторов (нервная и гормональная системы), так и в результате научения (наблюдение, опыт). Бандура уделяет особое внимание изучению взаимоотношений родителей со своими детьми. Им выявлена взаимосвязь между агрессивным поведением подростков и отсутствием или недостатком эмоционально теплых отношений с родителями.

       Агрессию  могут вызвать какие-либо внешние раздражители: возбуждение, грубость, нападки, жажда наживы или признания и т.д. Мнение исследователей сводится к тому, что такие формы агрессии могут контролироваться и регулироваться поощрениями и наказаниями. С другой стороны, авторами не исключается возможность проявления человеком импульсивной агрессии, не поддающейся контролю разумом и сознанием.

       Реан  доказывает, что возникновению агрессии способствует не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, вызванная  отсутствием родительской любви при постоянном страхе наказания со стороны родителей [18].

       Когнитивно-бихевиористский  подход к изучению причин агрессии отражен в работах Бютнера, Реана, Колосовой, Фурманова, Кон, Масагутова и ряда других исследователей.

       4. Фрустрационный подход.

       Согласно  теории, предложенной Доллардом, агрессия не может возникнуть спонтанно, сама по себе, а является следствием фрустрвции. Агрессия и фрустрация взаимосвязаны: агрессия всегда является результатом  фрустрации, а фрустрация всегда приводит к агрессии. Проявление агрессии зависит от таких факторов, как желание субъекта получить удовлетворение от ожидаемого достижения цели, силы препятствий на пути достижения цели и количества, последующих за этим фрустраций.

       Шнейдер и Юричка разделяют взгляды Долларда на агрессию как результат фрустрации.

       Берковиц  рассматривает фрустрацию как один из стимулов, способных спровоцировать агрессию, но это не приводит напрямую к агрессивному поведению, а только формирует готовность к агрессивным  действиям.

       Подводя итоги по определению понятий  
«агрессия» и «агрессивность», следует отметить, что ни один из вышеперечисленных подходов не раскрывает всесторонне исследуемый объект.

       Сторонники  психоаналитического и эволюционного  подходов преувеличивают животную сущность человека, игнорируя значимость социализации для становления индивида как личности. Разумеется, следует учитывать физиологический потенциал агрессии, но это отнюдь не единственный фактор, влияющий на агрессивное поведение.  
Недостатком данной теории является оправдание человеческой агрессивности как неизбежного фактора, генетически заложенного природой. Разница во взглядах между сторонниками психоаналитического и эволюционного подходов кроется в том, что первые видят в агрессии инстинкт разрушения и саморазрушения, а вторые – инстинкт самосохранения, продолжения жизни, своего рода.

       В когнитивно-бихевиористской концепции  не учитываются инстинкты и влечения человека, например, голод или садизм. Сторонники данной концепции не могут  объяснить, почему некоторые индивиды при постоянном положительном стимулировании все-таки проявляют агрессивность, совершают аморальные поступки и т.д.

       Фрустрационная  теория не рассматривает случаи возникновения  спонтанной агрессии, не являющейся реакцией на фрустрацию, и в этом ее основной и существенный недостаток. Кроме того, не всякая фрустрация усиливает стремление к агрессии.

       На  наш взгляд, наиболее полно дают определение агрессии Фромм Э. и  Сукиасян С., указывая на биологические  корни агрессии, и в то же время, не сбрасывая со счетов влияние социальной среды. Каждый из вышеназванных подходов не в полной мере, более узко раскрывает понятие агрессии.

       Следует признать, что агрессия имеет и  социальные, и биологические корни, и отрицание влияния какой-либо из этих сторон даст однобокое понятие этому определению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Подростковая агрессивность, как социальная и психологическая проблема

       Подростковый  возраст – это своего рода катализатор, который на фоне мощных эндокринных  изменений, происходящих в организме, усиливает все внутренние «химические реакции» - такие, как формирование самосознания, развитие нравственной позиции, пересмотр ценностных ориентаций и ощущение взрослости. Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций.

       В подростковом возрасте значительно  изменяются тип и частота психологических  расстройств. Для некоторых подростков это период адаптации, укрепления психического здоровья и преодоление трудностей предшествующих этапов развития. Для других подростков, это период дезадаптации и усиления психопатологии.

       Волевые устремления могут реализовываться  как в «упрямстве характера», так  и в упрямстве и негативизме. Самооценка изменяется от неадекватно завышенной до неадекватно заниженной. Эгоцентрическая доминанта тесно переплетается с неудержимой тягой к общению и шумным компаниям. Подросток, считая себя уникальной личностью и категорически настаивая на этом, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. В подростке почти одновременно сосуществуют стремление к активной деятельности и тяга к созерцательности. Подросток хочет иметь близкого, верного друга, но лихорадочно меняет друзей. Физическая активность колеблется от полного изнеможения и объективной слабости до прилива бодрости, возбуждения и высокой работоспособности.

       Главный парадокс подросткового возраста –  это мучительное желание быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова.

       Принятие  решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением «показать свою независимость», а поступая наперекор родительскому слову и делая все «на зло», подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым они демонстрируют свою зависимость от родителей.

       Кризис  подросткового возраста возникает  как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной  стороны, и отсутствия реальных изменений  в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны.

       Эволюционные  изменения в подростковом возрасте связаны прежде всего с тремя  направлениями развития: автономность, идентичность, сексуальность. Движение направлено на формирование этих новообразований  универсально для всех подростков. Любое вмешательство в жизнь подростка с целью позитивно повлиять на его развитие должно учитывать эти возрастные задачи – достижение автономности, идентичности, становление сексуальности.

       Поведение подростка всегда связано с семейными отношениями, школьными успехами, особенностями взросления и установления доверительных, дружеских отношений. [19, с.10]

       По  Гребенкину, агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может проявляться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.

На агрессивное  поведение влияет комплекс факторов, приведённых ниже.

       Персональный  фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения.

       Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость

       Социальный  фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение  родителей, низкий социально-экономический  статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

     Агрессия  не всегда является следствием нарушенных детско-родительских отношений, искаженного  стиля семейного воспитания или реакции на дисгармоничность сферы общения со сверстниками. Даже у самых лучших родителей в условиях благоприятной ситуации развития подросток может проявлять выраженную агрессивностью

       Агрессивные дети и подростки – трудно управляемый  и плохо поддающийся терапии контингент больных. В психологии  выделяют характерологические особенности детей и подростков, агрессивность которых стала устойчивой чертой личности. [19, с.68]

       Как правило, у агрессивных подростков активный негативизм, направленный на других людей. Такие подростки постоянно мешают учебному процессу, терроризируют сверстников, конфликтуют с родителями, которые постоянно находятся на взводе, от незнания, что можно ожидать от ребенка в следующий раз.

       Проблемные  подростки отличаются от своих сверстников не только высоким уровнем агрессивности, но и низким уровнем самоконтроля, недостаточной регуляции целенаправленного поведения. У них часто диагностируются поведенческие расстройства (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, посттравматическое стрессовое расстройство и так далее) или нервные и психические расстройства, требующие медицинского контроля (шизофрения, эпилепсия, органические поражения головного мозга и так далее). Общим фоном нарушения поведения с агрессивностью и социальной дезадаптации выступает несформированное отношение к будущему. Подростки не строят планов на будущее, испытывают выраженные  трудности даже с краткосрочной перспективой развития, их самоопределение в профессиональной и личностной сфере нарушено. Будущее для них туманно и представляется в негативном свете. Многие сложности дезадаптации связаны с преимущественной ориентацией на текущий момент, что ведет к поиску удовольствий и неспособности сдержать свои импульсы и влечения. В последствии у таких подростков теряется связь с семьей, культурой, развиваются зависимости (к азартным играм, компьютерным играм, наркотикам и так далее). [19, с.69]

       К агрессивности часто приводят нарушения  аффективной возбудимости и нервно-психические  особенности подростков с расторможенностью влечений. Перестройка организма подростка в биологическом плане связана с эндокринными изменениями, а в психологическом – с явлениями аффективной возбудимости, склонностью к взрывчатости, что становится причиной агрессии и приводит к срывам социальной адаптации.

       У подростков, находящихся в неблагоприятных  условиях воспитания, чье развитие отягощено церебральной недостаточностью, аффективная возбудимость нередко  достигает уровня патологии. Поведение  в этом случае становится неуправляемым, формируется устойчивая склонность  к агрессивным разрядам.

Факторы патологического агрессивного поведения (по Авдуловой):

  • врожденные аномалии развития;
  • перинатальные нарушения развития;
  • психогенные факторы;
  • личностные факторы;
  • семейные факторы.

       Подростки с патологически агрессивным поведением игнорируют нормы и правила поведения, неадекватны ситуации, их агрессивность представляет реальную опасность для окружающих. Агрессивность чаще всего выплескивается в грубое физическое воздействие и не контролируется. Ранняя агрессивность, проявляемая в школе, с течением времени перерастает в характерный стиль агрессивных реакций и становится устойчивой чертой личности. Со временем подростковая агрессивность может проявляться в криминальном поведении, физической агрессии, жестоком обращении с членами семьи. [19, с.71] 
 
 

Информация о работе Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков