Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков

Автор: Каретина Лилия, 02 Декабря 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА I. Понятие агрессии и агрессивности 5
1.1. Психолого-педагогический аспект понимания подростковой агрессивности 5
1.2. Подростковая агрессивность, как социальная и психологическая проблема 13
ГЛАВА II. Социально-педагогические средства профилактики агрессивного поведения подростков 21
2.1. Теоретические концепции профилактики агрессивного поведения 21
2.2 Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков 24
Заключение 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Работа содержит 1 файл

социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения.doc

— 244.50 Кб (Скачать)
 

       СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Повышенная  агрессивность  подростков является крайне  острой проблемой для современного общества. Рост насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особую тревожность вызывает культ насилия на экране, увлечение подростков компьютерными играми, в которых демонстрируются модели агрессивного поведения. Проблема профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков является  областью научного исследования психологии, педагогики и социологии. Особую роль в исследовании и решении проблемы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков, по нашему мнению, должна занимать  социальная  педагогика, поскольку среди множества факторов, влияющих как  на появление, развитие, так и снижение, ликвидация агрессии, совокупные педагогические, социальные и, собственно, школьные влияния играют ведущую роль.

       Актуальность  темы в современном российском обществе несомненна и не требует отдельных доказательств, поскольку в ходе анализа литературы по данной теме, выяснилось, что проблема социально-педагогической работы по профилактике агрессивного поведения подростков, недостаточно освещена. 

       Агрессивность подростков может выражаться в различных проявлениях: от резких высказываний до физического насилия, участия в экстремистских  организациях. За последние годы возросло число тяжких преступлений, общество фиксирует увеличение конфликтов и фактов неоправданно агрессивного поведения людей. На почве социальных различий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Привычными стали ежедневные известия об убийствах, грабежах и разбоях, угоне автотранспорта и бродяжничестве, росте алкоголизма и наркомании среди подростков. Страшные факты жизни криминального мира уже перестали шокировать и удивлять.

       В данный момент особенно важно рассмотреть и выявить причины вызывающие агрессивное поведение у современных подростков, чтобы развить устойчивость в конфликтных ситуациях, расширить пределы выносливости стрессам, неопределённости жизненных планов и помочь в налаживании контактов в обществе.  Исследование проблемы заключается в утверждении, что эффективность педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков определяется следующими обстоятельствами: научно-обоснованной диагностикой проявления агрессивности с позиции классификации типов агрессивного поведения подростков, а также разработки и реализации коррекционной программы профилактики подростковой агрессии в общеобразовательной школе.

       Цель: исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.

       Задачи:

  • проанализировать литературу по данной теме;
  • раскрыть сущность агрессии и агрессивного поведения;
  • установить причины и специфику проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста;
  • рассмотреть половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.

       Объект  исследования: агрессивность как  негативная особенность поведения

       Предмет исследования: деятельность социального  педагога по профилактике агрессивного поведения.

       Гипотеза: если своевременно проводить систематическую работу по профилактике агрессивного поведения, то снизится уровень проявления агрессии в подростковом возрасте.

       Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Во введении обозначена актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, поставлена проблема исследования. В первой главе рассматривается сущность агрессии и агрессивного поведения детей подросткового возраста. Вторая глава посвящена профилактике агрессивного поведения детей в подростковом возрасте в образовательных учреждениях. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования и определена научно-практическая значимость исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА I. Понятие агрессии и агрессивности

       1.1. Психолого-педагогический аспект понимания подростковой агрессивности

       Понятие «агрессия» многогранно, согласно мнению ведущих отечественных и зарубежных социологов и психологов. Многие из них различают понятия «агрессия» и «агрессивность».

       В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (стремление вредить), а так же с негативными установками (расовые предубеждения) и разрушительными действиями.

       В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся  в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других или доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

       Агрессия  как психическая реальность имеет  конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью  агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело, личность). Особую опасность представляет агрессия, направленная на других людей. А.Бандура и Р.Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

       Агрессия  принимает самые разнообразные формы – явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и так далее.

       Наиболее  же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в форме ухода от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве.

       Внутренними репрезентациями агрессии могут  быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия  над кем-то, он может расправляться  с обидчиком лишь в своих фантазиях  или испытывать сильный аффект.

       Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке интенсивности и глубины) раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.[3]

       Понятие агрессии (от латинского «agressio» – нападение, приступ) рассматривается исследователями как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.д. [1, с. 19].

       Агрессивность–характеристика  социального, индивидуального или  группового поведения, активно угрожающего достоинству, безопасности, здоровью или жизни других людей, причиняющего им физические и моральные страдания[2, с. 12].

       В быту агрессия воспринимается людьми как сугубо отрицательное проявление человеческой природы. Представление об этом феномене и его описание в клинической психологии и психиатрии также имеет негативную окраску. Оно включает разрушение, нанесение ущерба, физических и нравственных страданий. Согласно принятым формулировкам, агрессия – это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу. А между тем само слово «агрессия» (от греч. «аggredy») означает «идти вперед», «приближаться». Как и в любом фундаментальном понятии, здесь соединены противоположные тенденции. «Приближаться» ведь можно как с целью налаживания контакта, так и с какой-либо враждебной целью. На эту особенность агрессии, ее противоречивые грани, указывали многие исследователи (К. Меннингер, Р. Мэй и др.)

       Ученые-биологи  давно подметили эту особенность агрессии. К. Лоренц разделял ее на отрицательную и положительную. К. Меннингер пошел еще дальше: он прямо говорил о том, что в самом отрицательном, разрушительном потенциале агрессии содержится в то же время необходимое созидательное начало. Ученый приводит пример: фермер, делая свою работу, неизбежно становится «агрессивен» к сорнякам, насекомым, к самой почве… Существует даже такой термин – «необходимое разрушение». Агрессия может быть феноменом роста, развития, особенно в периоды интенсивного психофизического созревания, т. е. в подростковом возрасте. Реакции протеста, оппозиции, порой даже гнева часто бывают проявлением крайних, пограничных вариантов поведения.

       О природе агрессии, причинах ее возникновения, факторов, влияющих на ее проявление, написано немало научных работ.

       Бесспорно, социализация играет очень важную роль в формировании поведения человека, но автор недооценивает влияние  генетических факторов. Дети-маугли –  яркий пример отсутствия влияния  социализации на становление человека как личности, но как тогда объяснить агрессивность и клептоманию у ребенка, воспитывающегося в приличной приемной семье?

       Взгляды З. Фрейда на природу агрессии и агрессивности  человека основаны на психоаналитическом подходе к этому вопросу [7]. С  точки зрения З. Фрейда, поведение человека основано на двух основных инстинктах: Эросе, энергия которого направлена на сохранение и воспроизведение жизни, и Танатосе – влечения к смерти. Он утверждал, что конфликт между двумя противоположными инстинктами приводит к выходу энергии агрессивности наружу, вовне, и это является необходимым действием, иначе приведет к разрушению самого индивидуума. У Фрейда агрессия – это проявление инстинкта.

       Берковиц  Л. определяет агрессию как вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред другому, усматривая в истоках агрессивного поведения социальную среду [8].

       Сложность определения агрессии заключается  в том, что этот термин подразумевает  большое разнообразие действий. Вышеперечисленные определения позволяют уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление, умышленное действие, целенаправленно нацеленное на причинение вреда. Существуют разные теоретические подходы к проблеме агрессии, но при всем существующем многообразии можно выделить несколько основных – психоаналитический, эволюционный, когнитивно-бихевиоральный (социального научения), фрустрационный.

       1. Психоаналитический (инстинктивистский)  подход 

       Другое  название психоанализа – теория влечения. Основоположником теории является Зигмунд Фрейд, видя истоки агрессивного поведения в природном инстинкте человека. Заслуга Фрейда состоит в том, что он впервые затронул область бессознательного, инстинкты человека. Недостатком этой теории следует признать слишком резкую полярность инстинктов: разрушающего и созидающего. По сути, все типы агрессии сливаются в один инстинкт – инстинкт разрушения. Агрессия у Фрейда завуалирована в этом инстинкте.

       Взгляды Ф. Перлза схожи с позицией Фрейда. Исследуя природу агрессии, Перлз указывает на ее биологические корни, делая акцент на пищевом инстинкте.

       2. Эволюционный подход 

       Идею  эволюционного подхода к агрессии выразил Лоренц. Несмотря на то, что  присутствует сходство во взглядах Фрейда и Лоренца на проблему агрессии как  врожденного инстинкта борьбы и неизбежности агрессии как таковой, последний продемонстрировал свою точку зрения, доказывая непрерывность и спонтанность развития агрессивной энергии, ее накопление в организме.

Информация о работе Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков