Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков

Автор: Каретина Лилия, 02 Декабря 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА I. Понятие агрессии и агрессивности 5
1.1. Психолого-педагогический аспект понимания подростковой агрессивности 5
1.2. Подростковая агрессивность, как социальная и психологическая проблема 13
ГЛАВА II. Социально-педагогические средства профилактики агрессивного поведения подростков 21
2.1. Теоретические концепции профилактики агрессивного поведения 21
2.2 Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков 24
Заключение 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Работа содержит 1 файл

социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

 

       

ГЛАВА II. Социально-педагогические средства профилактики агрессивного поведения  подростков 

2.1. Теоретические концепции профилактики агрессивного поведения 

       Рассмотренная в предыдущей главе проблема агрессивности подростков подтверждают мысль о том, что система взаимоотношений субъектов воспитания непосредственным образом влияет на уровень агрессивности детей и подростков и частоту проявления актов жестокого обращения и насилия. Как решить эту проблему? На наш взгляд, изменить ситуацию может специально разработанная система педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы: диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества. Все это наглядно представлено на схеме 1, где особо выделены действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными. Они имеют огромное значение для создания безопасной образовательной среды.

       При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и работа с потенциальными жертвами (те же группы). Третьим важным блоком в этой системе должна стать деятельность по формированию психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса. Все эти действия наглядно представлены на схеме 2.

       Схема 1.

         
 

       Схема 2. 

       

       Основным  результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в  школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при  которых максимально снижено  влияние факторов, провоцирующих  насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

       Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно  вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Одновременно в практику школьной жизни необходимо вводить новые педагогические технологии, такие, как деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

       Особенно  эффективны, на наш взгляд, ролевые  игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор (порой очень мучительный) и принимать решения. Распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений - все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.

       Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими  глазами. Конечно, необходимость признать в ученике равного себе подчас вызывает у него мучительные переживания, раздражение на коллег и особенно на организаторов игры. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом.

       Диагностические исследования, проведенные по результатам  некоторых игр, показали резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков и повышение рейтинга педагогов, слияние группировок и размывание их границ, уменьшение количества «отверженных», смену «лидеров» на социально более позитивных.

       Интересно отметить, что у педагогов, склонных к жесткому подавлению воспитанников, проявляется резко негативное отношение к таким играм. Сама система равенства участников игры вызывает у них резкое неприятие. К сожалению, далеко не всем удается переосмыслить свою профессиональную и личностную позицию. Для таких педагогов целесообразно проводить специальные тренинги с участием администрации. Необходимы программы работы по следующим направлениям: «Тренинг общения», «Как работать с агрессивными детьми», «Как любить себя и ребенка», «Как не стать жертвой», тренинговые занятия. Необходимым направлением при формировании безопасной образовательной среды является переосмысление профессиональных и личностных ценностей руководителей учреждений образования. А также психологическая и методическая поддержка взрослых, которые сами зачастую становятся жертвами жестокого обращения и соответственно становятся потенциальными агрессорами. [21] 
 

2.2. Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения подростков  

       Целью практической части является изучение особенностей организации профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в деятельности социального педагога. Мы предполагаем, что если своевременно проводить систематическую работу по профилактике агрессивного поведения, то снизиться уровень проявления агрессии в подростковом возрасте.

       Рассмотрим  программу профилактике агрессивного поведения

       Задачи:

  1. Подобрать объект исследования;
  2. Изучить личностные особенности подростка;
  3. Организовать проведение методик
  4. Провести обработку данных
  5. Дать рекомендации
 

1 этап. Выбор и изучение объекта исследования.

       На  этом этапе используются беседы с  педагогами, классными руководителями, социальным педагогом, директором школы, для определения объекта исследования. После проведенных диагностических  заданий (опросник Басса-Дарки) выбирается группа наиболее агрессивных подростков. (см. Приложения)

       Определившись с испытуемыми, необходимо подробно изучить социально-психологические  особенности каждого члена исследуемой  группы. Для этого используются беседы с педагогами, классным руководителем, родителями, инспектором по делам несовершеннолетних.

       С помощью опросника Басса-Дарки, бесед  выявили особенности и проблемы в социализации у каждого члена  группы.

       Изучение  объекта исследования

       Основные  методы:

  • Тестирование
  • Беседа
  • Наблюдение

       Необходимо провести родительское собрание на тему «Агрессивное поведение подростков». Большая часть родителей считает, что действительно надо работать с подростами, которые проявляют агрессивные действия, что бы снизить негативные последствия в будущем. А некоторые родители считают, что это сказывается переходный возраст и что это пройдет само собой со временем и вмешательство специалистов не обязательно. Перед родительским собранием необходимо провести анкеты.

Основными формами отклоняющегося поведения, по мнению родителей, являются употребление алкоголя, критика взрослых, неподчинение, драки, агрессивные проявления, почти те же формы являются распространенными формами поведения сверстников детей каждого из родителей отвечающих на данную анкету. Также родители отмечают влияние средств массовой информации на их детей.

     Следующий этап работы направлен на профилактику агрессивного поведения, что должно способствовать укреплению эмоционально-волевого контроля и снижению уровня физической, вербальной агрессии и негативизму.

 

       

2 этап. Профилактическая работа с агрессивными подростками

       Для снижения уровня физической агрессии, для обучения правильным способам выхода из конфликтной ситуации можно использовать следующие формы социально – педагогической работы:

Профилактическая  беседа «Гнев и  агрессивность».

       Цель  данной беседы информирование подростков о феномене агрессивности.

       В результате беседы можно выявить, как в группе понимается отрицательное значение применения физической силы для жизни человека и ее последствия.

Тренинг по профилактике агрессивного поведения

       Цель  тренинга обучить подростков приемлемым формам выплескивания накопившегося  гнева. (см. Приложения)

       Следующим шагом профилактической работы является формирование доверительного отношения к людям. Можно выбрать такую форму работы с группой агрессивных подростков как классный час с элементами сюжетно-ролевых заданий «Толерантная личность».

       Цель  данного классного часа: познакомить  учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной  и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

       В ходе данного классного часа ребята определяли являются ли они толерантной  или интолерантной личностью.

       Также профилактическая деятельность включала в себя работу с родителями и педагогами. Проводилось родительское собрание. Была проведена беседа с некоторыми педагогами, обучающими данную группу подростков.

       Таким образом, профилактическая работа включила в себя все направления деятельности:

  • Социальный педагог – агрессивный ребенок;
  • Социальный педагог – родители;
  • Социальный педагог – педагоги.

       К каждому направлению были поставлены задачи и подобраны соответствующие  методы.

3 этап. Оценка эффективности работы.

       Задачей заключительного этапа является оценка эффективности профилактической работы. Для осуществления этой задачи  используется повторное проведение опросника Баса-Дарки.

       Сравнивая результаты первого и второго  проведения опросника Басс-Дарки, можно увидеть, произошли ли изменения по всем направлениям работы.

       Мы  считаем, что такая профилактическая программа агрессивного поведения  будет наиболее эффективна, если к  ней подключить как можно больше специалистов и реализовать программу  всю в целом, реализация должна проходить  систематически.

       Рекомендации по планированию и осуществлению социально-педагогической работы с агрессивными подростками.

  1. Рекомендации социальному педагогу общеобразовательной школы по работе с данной группой подростков:
  • Разработать программу работы «Профилактика агрессивного поведения», за основу программы взять предложенный комплекс упражнений;
  • Систематическое консультирование по отреагированию конфликтных ситуаций и поведения;
  • Раз в полгода оценивать эффективность своей работы, применяя опросник Баса-Дарки;
  • Знакомить родителей подростков из исследуемой группы с проделанной работой и полученными результатами;
  • Включить в план работы раздел, направленный на работу с агрессивными детьми.
  1. Рекомендации социальному педагогу по работе с агрессивными детьми.
  • Ни в коем случае не забывать, что агрессивный ребенок – это особая категория детей, требующая пристального внимания со стороны социального педагога;
  • Изучить особенности и проблемы агрессивных детей и в соответствии с ними составлять индивидуальные программы работы и групповые;
  • Координировать действия психолога, учителей, классных руководителей по созданию условий для благоприятной социализации агрессивных детей;
  • Проводить тематические родительские собрания на темы: «Агрессивный ребенок», «Взаимодействие с агрессивным ребенком»;
  • Консультировать по конкретным проблемам, с которыми сталкиваются родители агрессивных детей;
  • Проводить семинары-практикумы как отдельно для учителей и родителей, так и совместно;
  • Отслеживать занятость свободного времени агрессивных детей;
  • Не забывать отслеживать эффективность практической деятельности в данном направлении работы.

Информация о работе Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков