Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа
Цель исследования: Подобрать и апробировать комплекс игровых упражнений направленных на развитие общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты игры как средства развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
2.Выявить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Игровая деятельность и общение у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в развитии личности ребенка 7
1.2. Особенности общения у детей в старшем дошкольном
возрасте 16
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста среди сюжетно-ролевой игры 30
2.1 Исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Комплекс игровых упражнений по развитию общения в старшем дошкольном возрасте 38
2.3 Повторное исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 42
Вывод по главе 2 43 Заключение 44
Список литературы Приложение
30. Рогов Е. И.Психология общения. М.: «ВЛАДОС», 2001.
31. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. М., 2003.
32. Смирнова Е.О.Детская психология. «ВЛАДОС», М., 2003. с. 36.
33. Стиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.; 1981.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – на – Дону ., 2002.
34.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – на – Дону ., 2002.
35. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.
36. Усова А.П Роль игры в воспитании детей. М., 1976. с. 52
37. Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. М., «Просвещение»,1966. с.48.
38. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.-380с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Диагностическая карта уровня игровых навыков и речевого общения в сюжетно-ролевой игре.
Имя ребенка |
Игровые навыки |
Умение детей договорится между собой |
Определе ние уровня речевого общения |
Оцен ки уров ня навы ков | |||||||||
|
В какие игры любят играть |
Какие роли выполняет в игре |
Какими игровыми действиями владеет |
Как возникла игра |
Кто из детей выступает в роли лидера |
С кем трудно договорится |
Кто нарушает правила |
Кто не умеет играть |
Причина возникновения конфликтной напряженности |
Длительность игры |
Реальные взаимоотношения между детьми |
Общение с детьми |
Н
|
1.Ваня.Д код 001 |
Строительные, «гараж» |
Не главные |
Действия однообразны |
По инициативе других |
_ |
+ |
+ |
+ |
Не умеет договариваться, нарушает правила |
Игра длится 5-7 минут. Конфликт с детьми |
2-3 партнера по игре |
Грубит, дерется |
Н
|
2.Валя код 002 |
Строительные, «гараж», магазин |
Не главные |
Действия повторяются |
По инициативе других детей |
_ |
+ |
+ |
+ |
Дерется, грубит |
Конфликт 5-7 минут |
2-3 партнера по игре |
Конфликт с детьми |
Н
|
3.Алёша. Т код 003 |
Строительные |
Второстепенные |
Манипулятивные действия |
Сам играет |
_ |
+ |
+ |
+ |
Не умеет договариваться |
Не умеет договариваться |
2 партнера по игре |
Конфликт с детьми |
Н
|
4.Максим код 004 |
Строительные, больница |
Желание выполнять |
Действие определенной роли |
По желанию |
_ |
+ |
_ |
_ |
Не конфликтует |
Его могут обидеть, до 10 минут |
4-3 |
Не агрессивный |
С
|
5. Егор. О код 005 |
Семья, больница |
Занимает вторые роли |
Действие определенной роли |
По договоренности |
_ |
_ |
_ |
_ |
Не соблюдает правил |
Сам может уйти из игры, до 10 минут |
4-6 |
Умеет договорится |
С
|
6. Богдан код 006 |
Строительные, пароход |
Вторые роли |
Действия однообразные |
По договоренности |
_ |
_ |
_ |
_ |
Не умеет играть |
5 минут, нарушает правила |
3-4 |
Доброжелателен |
С
|
7.Миша код 007 |
Шофер, с машинками |
Играет сам |
Манипулирует |
По собственному желанию |
_ |
_ |
_ |
_ |
С ним не интересно |
5 минут, не умеет играть |
1-2 |
Не умеет договариваться |
Н
|
8. Артём код 008 |
С машинками |
Играет сам |
Манипулирует |
По собственному желанию |
_ |
_ |
_ |
+ |
Не умеет играть |
7 минут, не умеет играть |
1 |
Спокойное, доброжелательное |
Н
|
9. Саша код 009 |
Семья, парикмахерская, больница |
Занимает главные роли |
Разнообразные |
По договору с другими детьми |
+ |
_ |
+ |
_ |
Желание занять главные роли |
По собственному желанию, 12 минут |
6-8 |
Авторитет |
В
|
10. Игорь код 010 |
Парикмахерская, больница, семья |
Главные роли |
Разнообразные |
По договору с другими детьми |
+ |
_ |
_ |
_ |
Желание занять главные роли |
Не вызывает интерес, 14 минут |
6-8 |
Авторитет |
В
|
11. Ваня. П код 011 |
Игровые действия, парикмахерская, семья |
Главные роли |
Разнообразные |
По договору с детьми |
+ |
_ |
+ |
_ |
Может драться |
Желание играть с другими детьми, 14 минут |
6-8 |
Авторитет |
С
|
12.Вероника код 012 |
Разнообразные |
Главные роли |
Любит действовать согласно роли |
По договору с другими детьми |
+ |
_ |
+ |
_ |
Может нарушать правила |
14-15 |
7-9 |
Авторитет, веселая, властная |
В
|
13. Соня. С код 013 |
Разнообразные |
Вторые роли |
Действие определенной роли |
По желанию |
_ |
_ |
_ |
_ |
Если её обидят |
7-8 минут |
Может играть з-5 |
Дружеские, веселые |
С
|
14.Алина код 014 |
Разнообразные |
Главные, но может и вторые |
Определенной роли |
По договору |
+ |
_ |
_ |
_ |
Желание выполнять другие роли |
10-9 |
7-9 |
Доброжелательные |
В
|
15.Егор. Л код 015 |
Разнообразные |
Главные, может и вторые |
Определенной роли |
По договору |
+ |
_ |
+ |
_ |
Желание выполнять главные роли |
10-12 |
7-9 |
Доброжелательные |
В
|
16.Саша.Ш код 016 |
Разнообразные |
Главные роли второстепенные |
Действуют согласно роли |
По желанию |
_ |
_ |
_ |
_ |
Желание выполнять главные роли |
5-7 |
5-4 |
Дружеские |
С
|
17.Алиса код 017 |
Разнообразные |
Вторые |
Определенной ролью |
По желанию |
_ |
_ |
_ |
_ |
Не желание делится игрушками |
5-8 |
5-6 |
Дружеские |
С
|
18.Юра. Р код 018 |
Разнообразные |
Главные |
Определенной ролью |
По договору |
+ |
+ |
+ |
_ |
Если им не подменяются |
7-10 |
7-8 детей |
Авторитет, властный |
В
|
19. Полина. Е код 019 |
Разнообразные |
Главные |
В соответствии с ролью |
По договору |
_ |
+ |
+ |
_ |
Если не слушают |
10-12 |
Играет только с теми , кто её слушает |
Авторитет, властная |
В
|
20.Оля. код 020 |
Любит играть сама |
Вторые роли |
разнообразные |
По собственному желанию |
_ |
_ |
_ |
_ |
Её могут обидеть |
4-5 |
2-3 |
Доброжелательные |
С
|
21. Ира код 021 |
Разнообразные |
Главные роли |
В соответствии с ролью |
По договору |
_ |
_ |
_ |
_ |
Из-за игрушек |
6-7 |
4-5 |
Доброжелательные |
С
|
22. Даша код 022 |
Разнообразные |
Вторые |
В соответствии с ролью |
По договору |
_ |
_ |
_ |
_ |
Не желание играть |
6-7 |
4-5 |
Доброжелательные |
С
|
23. Кирилл код 023 |
разнообразные |
Главные роли |
В соответствии с ролью |
Он организатор детей |
+ |
+ |
+ |
_ |
Давление на других детей |
5-7 |
5-6 |
Авторитет |
В
|
24. Дима код 024 |
Разнообразные |
Главные и вторые роли |
В соответствии с ролью |
По договору |
+ |
_ |
_ |
_ |
Из-за обиды на других детей |
10-12 7-8 |
Доброжелательный |
В
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Протокол № 1 от 17.11.08 г
Мама. (Валя)
Дочери. (Саша- старшая, Ира-младшая)
Папа. (Миша.)
Дядя. (Ваня)
Звонок зазвенел, открыли дверь дочери.
Папа. Я пришёл с работы и принёс торт. Я хочу кушать.
Мама. Я тоже пришла с работы и устала. Саша и Ира вы будите готовить кушать (Пока дочери переговаривались кто будет из них варить, папа сам решил приготовить.)
(Папа взял кастрюлю и овощи и стал готовить кушать.)
Мама. Саша и Ира давайте, как будто у папы будет день рожденье (стали готовить праздничный ужин.)
Саша. Я буду чистить овощи,
и делать салат (берёт ножичек,
Ира. Я буду резать хлеб (тоже
берёт нож и доску для
Папа. А я устал трудиться, теперь буду отдыхать.
(В это время к папе пришел дядя в гости).
Дядя. Вот принёс тебе подарок и поздравляю тебя с днём рождения (достаёт свёрток с подарком и дарит имениннику.)
Мама. Я буду чистить картошку (берёт кастрюлю и ножик и имитирует чистку картофеля), а вы доченьки возьмите торт и украсьте его ягодками.
(Саша и Ира берут бусинки и имитируют украшение торта ягодками.)
Мама. Папа отремонтируй нам стул.
(Папа берёт стульчик
Дочери. Мы будем накрывать на стол (берут посуду и скатерть и сервируют стол.)
Папа. Нам с дядей нужно
Мама. Давайте как будто день рожденье девочки у вас.
Дочери. Как будто мы близнецы и у нас в один день (садятся за стол и начинают кушать.)
Мама. Давайте мы поехали в парк гулять.
Саша. Давайте.
Ира. Нет, я не хочу.
На этом игра заканчивается, так как каждый выбирает своё желание и друзей, которые с ними согласны. При этом образуются новые сюжетно-ролевые игры уже с другими участниками.
Протокол № 2 от 27.11.08 г.
Наблюдение за игровой деятельностью.
Цель: Изучение положительных взаимоотношений в игровой деятельности.
В-ль: Давайте поиграем в магазин.
Валя 5 лет, 1 мес., Миша 5 лет, 2 мес., Саша 6 лет, Богдан 6,1 лет, Алёша 6 лет, Ира 6,3 лет.
Дети подошли к игровому уголку.
Миша /обращаясь к детям/. Я буду продавец.
Дети согласились.
Саша: Я кассир.
Валя: /возмущенно протестуя/. Я буду кассиром!
Алёша: Пусть кассиром будет Валя, потому что Женя не знает цифр. Как ты Саша будешь чек писать?
Ира: /вмешиваясь в спор/. Валя, ты будешь кассир. А ты /показывает на Сашу – покупатель/.
Ира, Богдан, Алёша, Саша – покупатели.
Саша подходит к прилавку, берет коробку из под конфет.
Миша /протестуя, раздраженно и громко/. Подожди! Магазин пока закрыт! /Перебирает коробки на прилавке, кричит/. Заходите, магазин открыт!
В магазин заходят покупатели. Образуется очередь, которая спорит кто, будет первым.
Миша: Саша будет первой, она давно пришла.
Саша: /подходит к прилавку/. Продайте пачку макарон.
Миша: чек, пожалуйста, выбей, 15 рублей.
/Валя выписывает чек, подает его Саше. Саша отдает его Мише/.
Миша: Вот ваши макароны. Купите еще чего-нибудь?
Саша уходит. Подходит очередь Богдана.
Миша: Что будете покупать?
Богдан: Мне вон те конфеты и сок.
/Миша подает конфеты и сок/.
Богдан: Не этот сок.
Миша: Сразу надо говорить. Ты сам не знаешь, как он называется.
Иди, плати в кассу деньги.
/Валя выписала чек/.
Саша: /обращаясь к Вале/ Я не буду больше покупателем. Давай меняться.
Ира: А я не буду с вами играть /уходит/.
Миша: /кричит/ Приходите в магазин! Магазин открыт. Дети не реагируют на призыв. Тогда я пойду рисовать! /уходит/.
Протокол № 3 от 02.12.08
Наблюдение за сюжетно – ролевой игрой.
Цель: Изучение положительных взаимоотношений в игровой деятельности.
Дети играют в детский сад.
Дима, Егор О., Игорь, Оля.
Дети быстро договариваются о ходе игры. Они готовят столы, стульчики, перед столами ставят доску.
Оля: Я буду воспитательница.
Егор О.: А мы будем – дети.
Оля: Рисует на доске петрушку и говорит, что сейчас будет занятие – рисование. Затем она раздает листочки бумаги и цветные карандаши. Дети начинают рисовать.
Игорь: А у меня не получается.
Оля: Игорь, у тебя не получается, потому что ты баловался, когда я показывала. Посмотри еще раз. /Оля рисует на доске еще раз/.
Дима: Я тоже не могу нарисовать ноги петрушки.
Оля: Посмотрите на Егора, он не крутился, не вертелся и смог сам нарисовать. А вы неумехи.
/Оля подходит сначала к Диме, помогает ему нарисовать/.
Вика: Егор, а ты, пожалуйста, помоги Игорю.
/дети закончили рисовать/.
Оля: /Вывешиваем работы детей на доску/. Вот как вы постарались и нарисовали красивых петрушек, но сначала вы не умели их рисовать.
Затем Оля проводит физкультурное занятие, добиваясь от каждого ребенка четкого выполнения движений. Дети играли долго и остались довольны.
Протокол № 4 от 07.12.08 г.
Наблюдение
за сюжетно-ролевой игрой «
Цель: Понаблюдать за умением детей отстаивать свое мнение путем объяснений.
Максим, Валя, Артем, Ваня П., Юра, Ира, Алёша.
Ира: Схватила книжки и сказала: «Я буду библиотекарем».
Максим: Я тоже хочу. /Стал забирать книжки/
Артем: Я тоже хочу.
Ваня: Я хочу быть библиотекарем, потому что моя мама работает в библиотеке, и я был у нее на работе. Я видел, как мама заполняет карточки и выдает книги людям.
Максим: А ты не умеешь писать и не знаешь буквы.
В-ль: А давайте библиотекарем будет Юра, он умеет писать буквы, и знает много сказок и рассказов.
/Дети согласились/.
Артем: Здравствуйте, Юра дай мне пожалуйста книжку.
Юра: На, возьми эту, «Мороз Иванович», сейчас как раз зима.
Артем: Я не хочу про зиму. Дай мне про солдат.
Юра: Ну тогда возьми вот эту «Сказка о громком барабане».
Скоро праздник пап: День
Артем: Спасибо. До свидания.
/Юра заполнил карточку, а Максим рядом написал свое имя/.
Перед началом игры детям были даны советы:
1. Устроить «библиотеку» по-своему, взять любимые книги распределить роли.
2. Приходить
в «библиотеку» со своими «
3. Детям в роли библиотекаря рекомендовалось при выдаче книг «печатать», записывать название книги, а читателям – ставить свое имя.
Проведение игры в «библиотеку»
Постепенно в связи с организацией игры и ее развитием к ней начинают примыкать и другие дети.
В результате игры в
.
Диагностическая карта уровня игровых навыков и речевого общения в сюжетно-ролевой игре.
Имя ребенка |
Игровые навыки |
Умение детей договорится между собой |
Определе ние уровня речевого общения |
Оцен ки уров ня навы ков | |||||||||
|
В какие игры любят играть |
Какие роли выполняет в игре |
Какими игровыми действиями владеет |
Как возникла игра |
Кто из детей выступает в роли лидера |
С кем трудно договорится |
Кто нарушает правила |
Кто не умеет играть |
Причина возникновения конфликтной напряженности |
Длительность игры |
Реальные взаимоотношения между детьми |
Общение с детьми |
Н
|
1.Ваня.Д код 001 |
Строительные, «гараж» |
Не главные |
Действия однообразны |
По инициативе других |
_ |
+ |
+ |
+ |
Не умеет договариваться, нарушает правила |
Игра длится 5-7 минут. Конфликт с детьми |
2-3 партнера по игре |
Грубит, дерется |
Н
|
2.Валя код 002 |
Строительные, «гараж», магазин |
Не главные |
Действия повторяются |
По инициативе других детей |
_ |
+ |
+ |
+ |
Дерется, грубит |
Конфликт 5-7 минут |
2-3 партнера по игре |
Конфликт с детьми |
Н
|
3.Алёша. Т код 003 |
Строительные |
Второстепенные |
Манипулятивные действия |
Сам играет |
_ |
+ |
+ |
+ |
Не умеет договариваться |
Не умеет договариваться |
2 партнера по игре |
Конфликт с детьми |
Н
|
4.Максим код 004 |
Строительные, больница |
Желание выполнять |
Действие определенной роли |
По желанию |
_ |
+ |
_ |
_ |
Не конфликтует |
Его могут обидеть, до 10 минут |
4-3 |
Не агрессивный |
С
|
5. Егор. О код 005 |
Семья, больница |
Занимает вторые роли |
Действие определенной роли |
По договоренности |
_ |
_ |
_ |
_ |
Не соблюдает правил |
Сам может уйти из игры, до 10 минут |
4-6 |
Умеет договорится |
С
|
6. Богдан код 006 |
Строительные, пароход |
Вторые роли и главные |
Разнообразные |
По договоренности |
_ |
_ |
_ |
_ |
Не умеет играть |
5 -7минут |
5-6 |
Доброжелателен |
В
|
7.Миша код 007 |
парикмахерская |
Главные и второстепенные роли |
Разнообразные |
По собственному желанию |
_ |
_ |
_ |
_ |
С ним не интересно |
6-8 минут |
4-6 |
Не умеет договариваться |
В
|
8. Артём код 008 |
С машинками |
Играет сам |
Манипулирует |
По собственному желанию |
_ |
_ |
_ |
+ |
Не умеет играть |
7 минут, не умеет играть |
1 |
Спокойное, доброжелательное |
Н
|
9. Саша код 009 |
Семья, парикмахерская, больница |
Занимает главные роли |
Разнообразные |
По договору с другими детьми |
+ |
_ |
+ |
_ |
Желание занять главные роли |
По собственному желанию, 12 минут |
6-8 |
Авторитет |
В
|
10. Игорь код 010 |
Парикмахерская, больница, семья |
Главные роли |
Разнообразные |
По договору с другими детьми |
+ |
_ |
_ |
_ |
Желание занять главные роли |
Не вызывает интерес, 14 минут |
6-8 |
Авторитет |
В
|
11. Ваня. П код 011 |
Игровые действия, парикмахерская, семья |
Главные роли |
Разнообразные |
По договору с детьми |
+ |
_ |
+ |
_ |
Может драться |
Желание играть с другими детьми, 14 минут |
6-8 |
Авторитет |
С
|
12.Вероника код 012 |
Разнообразные |
Главные роли |
Любит действовать согласно роли |
По договору с другими детьми |
+ |
_ |
+ |
_ |
Может нарушать правила |
14-15 |
7-9 |
Авторитет, веселая, властная |
В
|
13. Соня. С код 013 |
Разнообразные |
Вторые роли |
Действие определенной роли |
По желанию |
_ |
_ |
_ |
_ |
Если её обидят |
7-8 минут |
Может играть з-5 |
Дружеские, веселые |
С
|
14.Алина код 014 |
Разнообразные |
Главные, но может и вторые |
Определенной роли |
По договору |
+ |
_ |
_ |
_ |
Желание выполнять другие роли |
10-9 |
7-9 |
Доброжелательные |
В
|
15.Егор. Л код 015 |
Разнообразные |
Главные, может и вторые |
Определенной роли |
По договору |
+ |
_ |
+ |
_ |
Желание выполнять главные роли |
10-12 |
7-9 |
Доброжелательные |
В
|
16.Саша.Ш код 016 |
Разнообразные |
Главные роли второстепенные |
Действуют согласно роли |
По желанию |
_ |
_ |
_ |
_ |
Желание выполнять главные роли |
8-9 |
6-8 |
Дружеские |
В
|
17.Алиса код 017 |
Разнообразные |
Вторые |
Определенной ролью |
По желанию |
_ |
_ |
_ |
_ |
Не желание делится игрушками |
5-8 |
5-6 |
Дружеские |
С
|
18.Юра. Р код 018 |
Разнообразные |
Главные |
Определенной ролью |
По договору |
+ |
+ |
+ |
_ |
Если им не подменяются |
7-10 |
7-8 детей |
Авторитет, властный |
В
|
19. Полина. Е код 019 |
Разнообразные |
Главные |
В соответствии с ролью |
По договору |
_ |
+ |
+ |
_ |
Если не слушают |
10-12 |
Играет только с теми , кто её слушает |
Авторитет, властная |
В
|
20.Оля. код 020 |
Любит играть сама |
Вторые роли |
разнообразные |
По собственному желанию |
_ |
_ |
_ |
_ |
Её могут обидеть |
4-5 |
2-3 |
Доброжелательные |
С
|
21. Ира код 021 |
Разнообразные |
Главные роли |
В соответствии с ролью |
По договору |
_ |
_ |
_ |
_ |
Из-за игрушек |
6-7 |
9-10 |
Доброжелательные |
В
|
22. Даша код 022 |
Разнообразные |
Вторые |
В соответствии с ролью |
По договору |
_ |
_ |
_ |
_ |
Не желание играть |
6-7 |
4-5 |
Доброжелательные |
С
|
23. Кирилл код 023 |
разнообразные |
Главные роли |
В соответствии с ролью |
Он организатор детей |
+ |
+ |
+ |
_ |
Давление на других детей |
5-7 |
5-6 |
Авторитет |
В
|
24. Дима код 024 |
Разнообразные |
Главные и вторые роли |
В соответствии с ролью |
По договору |
+ |
_ |
_ |
_ |
Из-за обиды на других детей |
10-12 7-8 |
Доброжелательный |
В
|