Сюжетно-ролевая игра как средсво развития общения у детей в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Подобрать и апробировать комплекс игровых упражнений направленных на развитие общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты игры как средства развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
2.Выявить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Игровая деятельность и общение у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в развитии личности ребенка 7
1.2. Особенности общения у детей в старшем дошкольном
возрасте 16
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста среди сюжетно-ролевой игры 30
2.1 Исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Комплекс игровых упражнений по развитию общения в старшем дошкольном возрасте 38
2.3 Повторное исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 42
Вывод по главе 2 43 Заключение 44
Список литературы Приложение

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 118.59 Кб (Скачать)

30. Рогов Е. И.Психология общения. М.: «ВЛАДОС», 2001.

31. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. М., 2003.

32. Смирнова Е.О.Детская психология. «ВЛАДОС», М., 2003.   с. 36.

33. Стиваковская А.С.  Игра – это серьезно. – М.;  1981.Столяренко Л.Д.   Основы психологии. Ростов – на – Дону ., 2002.

34.Столяренко Л.Д.   Основы психологии. Ростов – на – Дону ., 2002.

35. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.

36. Усова А.П  Роль игры в воспитании детей.  М.,  1976.  с. 52

37. Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. М., «Просвещение»,1966.  с.48.

38. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.-380с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

                                                                                            Таблица № 1

Диагностическая карта уровня игровых  навыков и речевого общения в  сюжетно-ролевой игре.

 

 

Имя ребенка

Игровые навыки

Умение детей  договорится

 между собой

Определе

ние уровня речевого общения

Оцен

ки уров

ня навы

ков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В какие игры любят играть

Какие роли выполняет  в игре

Какими игровыми действиями владеет

Как возникла игра

Кто из детей  выступает в роли лидера

С кем трудно договорится

Кто нарушает правила

Кто не умеет  играть

Причина возникновения  конфликтной напряженности

Длительность  игры

Реальные взаимоотношения  между детьми

Общение с детьми

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ваня.Д   код 001

Строительные, «гараж»

Не главные

Действия однообразны

По инициативе других

_

+

+

+

Не умеет  договариваться, нарушает правила

Игра длится 5-7 минут. Конфликт с детьми

2-3 партнера  по игре

Грубит, дерется

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

2.Валя код  002

Строительные, «гараж», магазин

Не главные

Действия повторяются

По инициативе других детей

_

+

+

+

Дерется, грубит

Конфликт 5-7 минут

2-3 партнера  по игре

Конфликт с  детьми

 

 

 

Н

 

 

 

 

3.Алёша. Т   код 003

Строительные

Второстепенные

Манипулятивные  действия

Сам играет

_

+

+

+

Не умеет  договариваться

Не умеет  договариваться

2 партнера по  игре

Конфликт с  детьми

 

Н

 

 

 

 

 

 

4.Максим   код 004

Строительные, больница

Желание выполнять

Действие определенной роли

По желанию

_

+

_

_

Не конфликтует

Его могут обидеть, до 10 минут

4-3

Не агрессивный

 

 

 

С

 

 

 

 

5. Егор. О   код 005

Семья, больница

Занимает вторые роли

Действие определенной роли

По договоренности

_

_

_

_

Не соблюдает  правил

Сам может уйти из игры, до 10 минут

4-6

Умеет договорится

 

 

С

 

 

 

 

 

 

6. Богдан     код 006

Строительные, пароход

Вторые роли

Действия однообразные

По договоренности

_

_

_

_

Не умеет  играть

5 минут, нарушает  правила

3-4

Доброжелателен

 

 

С

 

 

 

 

 

7.Миша    код 007

Шофер, с машинками

Играет сам

Манипулирует

По собственному желанию

_

_

_

_

С ним не интересно

5 минут, не  умеет играть

1-2

Не умеет  договариваться

 

 

Н

 

 

 

 

8. Артём    код 008

С машинками

Играет сам

Манипулирует

По собственному желанию

_

_

_

+

Не умеет  играть

7 минут, не  умеет играть

1

Спокойное, доброжелательное

 

 

 

Н

 

 

 

 

9. Саша код  009

Семья, парикмахерская, больница

Занимает главные  роли

Разнообразные

По договору с другими детьми

+

_

+

_

Желание занять главные роли

По собственному желанию, 12 минут

6-8

Авторитет

 

 

 

В

 

 

 

 

 

10. Игорь   код 010

Парикмахерская, больница, семья

Главные роли

Разнообразные

По договору с другими детьми

+

_

_

_

Желание занять главные роли

Не вызывает интерес, 14 минут

6-8

Авторитет

 

 

 

 

В

 

 

 

11. Ваня. П         код 011

Игровые действия, парикмахерская, семья

Главные роли

Разнообразные

По договору с детьми

+

_

+

_

Может драться

Желание играть с другими детьми, 14 минут

6-8

Авторитет

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

12.Вероника  код 012

Разнообразные

Главные роли

Любит действовать  согласно роли

По договору с другими детьми

+

_

+

_

Может нарушать правила

14-15

7-9

Авторитет, веселая, властная

 

 

 

В

 

 

 

 

13. Соня. С   код  013

Разнообразные

Вторые роли

Действие определенной роли

По желанию

_

_

_

_

Если её обидят

7-8 минут

Может играть з-5

Дружеские, веселые

 

 

 

 

С

 

 

14.Алина     код  014

Разнообразные

Главные, но может  и вторые

Определенной  роли

По договору

+

_

_

_

Желание выполнять  другие роли

10-9

7-9

Доброжелательные

 

 

 

В

 

 

 

 

15.Егор. Л   код  015

Разнообразные

Главные, может  и вторые

Определенной  роли

По договору

+

_

+

_

Желание выполнять  главные роли

10-12

7-9

Доброжелательные

 

 

В

 

 

 

16.Саша.Ш      код  016

Разнообразные

Главные роли второстепенные

Действуют согласно роли

По желанию

_

_

_

_

Желание  выполнять  главные  роли

5-7

5-4

Дружеские

 

 

 

 

С

 

 

 

 

17.Алиса      код  017

Разнообразные

Вторые

Определенной  ролью

По желанию

_

_

_

_

Не желание  делится игрушками

5-8

5-6

Дружеские

 

 

 

С

 

 

 

 

18.Юра. Р   код  018

Разнообразные

Главные

Определенной  ролью

По договору

+

+

+

_

Если им не подменяются

7-10

7-8 детей

Авторитет, властный

 

В

 

 

 

 

19. Полина. Е   код 019

Разнообразные

Главные

В соответствии с ролью

По договору

_

+

+

_

Если не слушают

10-12

Играет только с теми , кто её слушает

Авторитет, властная

 

 

 

 

 

В

 

 

 

20.Оля.   код  020

Любит играть сама

Вторые роли

разнообразные

По собственному желанию

_

_

_

_

Её могут  обидеть

4-5

2-3

Доброжелательные

 

 

С

 

 

 

 

21. Ира    код 021

Разнообразные

Главные роли

В соответствии с ролью

По договору

_

_

_

_

Из-за игрушек

6-7

4-5

Доброжелательные

 

С

 

 

 

 

22. Даша код  022

Разнообразные

Вторые

В соответствии с ролью

По договору

_

_

_

_

Не желание  играть

6-7

4-5

Доброжелательные

 

 

 

С

 

 

23. Кирилл    код 023

разнообразные

Главные роли

В соответствии с ролью

Он организатор  детей

+

+

+

_

Давление на других детей

5-7

5-6

Авторитет

 

В

 

 

 

24. Дима  код  024

Разнообразные

Главные и вторые роли

В соответствии с ролью

По договору

+

_

_

_

Из-за обиды  на других  детей

10-12

7-8

Доброжелательный

 

В

 

 

 

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Протокол  № 1  от 17.11.08 г 

Мама. (Валя)

     Дочери. (Саша- старшая, Ира-младшая)

     Папа. (Миша.)

     Дядя. (Ваня)

Звонок зазвенел, открыли дверь дочери.

      Папа. Я пришёл с работы и  принёс торт. Я хочу кушать.

      Мама. Я тоже пришла с работы  и устала. Саша и Ира вы будите  готовить кушать (Пока дочери  переговаривались кто будет из  них варить, папа сам решил  приготовить.)

(Папа взял  кастрюлю и овощи  и стал  готовить кушать.)

      Мама. Саша и Ира давайте, как  будто у папы будет день  рожденье (стали готовить праздничный  ужин.)

      Саша. Я буду чистить овощи,  и делать салат (берёт ножичек,  овощи и тарелочку и имитирует  движения нарезки овощей.)

       Ира. Я буду резать хлеб (тоже  берёт нож и доску для разделки  и имитирует движение нарезки  хлеба.)

       Папа. А я устал трудиться, теперь  буду отдыхать.

(В это  время к папе пришел дядя  в гости).

        Дядя. Вот принёс тебе подарок  и поздравляю тебя с днём  рождения (достаёт свёрток с подарком  и дарит имениннику.)

        Мама. Я буду чистить картошку (берёт кастрюлю и ножик и  имитирует чистку картофеля), а  вы доченьки возьмите торт  и украсьте его ягодками.

(Саша и  Ира берут бусинки и имитируют  украшение торта ягодками.)

        Мама. Папа отремонтируй нам стул.

       (Папа берёт стульчик ремонтировать,  дядя ему помогает).

       Дочери. Мы будем накрывать на  стол (берут посуду и скатерть  и сервируют стол.)

       Папа. Нам с дядей нужно ремонтировать  машину и мы пойдём в гараж  (берут машины и уходят играть  с ними.)

       Мама. Давайте как будто день  рожденье девочки у вас.

       Дочери. Как будто мы близнецы  и у нас в один день (садятся  за стол и начинают кушать.)

    Мама. Давайте мы поехали в парк  гулять.

    Саша. Давайте.

    Ира.  Нет, я не хочу.

На этом игра заканчивается, так как каждый выбирает своё желание и друзей, которые  с ними согласны. При этом образуются новые сюжетно-ролевые игры уже  с другими участниками.

 

                     Протокол № 2  от 27.11.08 г.

 

Наблюдение  за игровой деятельностью.

Цель: Изучение положительных взаимоотношений  в игровой деятельности.

 

В-ль: Давайте  поиграем в магазин.

Валя 5 лет, 1 мес., Миша 5 лет, 2 мес., Саша 6 лет, Богдан 6,1 лет, Алёша 6 лет, Ира 6,3 лет.

Дети подошли  к игровому уголку.

Миша      /обращаясь к детям/. Я буду продавец.

Дети согласились.

Саша:       Я кассир.

Валя:       /возмущенно протестуя/. Я  буду кассиром!

Алёша:  Пусть кассиром будет Валя, потому что Женя не знает цифр. Как ты Саша будешь чек писать?

Ира:     /вмешиваясь в спор/. Валя, ты будешь кассир. А ты /показывает на  Сашу – покупатель/.

Ира, Богдан, Алёша, Саша – покупатели.

Саша  подходит к прилавку, берет коробку из под конфет.

Миша /протестуя, раздраженно и громко/. Подожди! Магазин пока закрыт! /Перебирает коробки на прилавке, кричит/. Заходите, магазин открыт!

    В  магазин заходят покупатели. Образуется  очередь, которая спорит кто, будет первым.

Миша: Саша будет первой, она давно пришла.

Саша: /подходит к прилавку/. Продайте пачку макарон.

Миша: чек, пожалуйста, выбей, 15 рублей.

          /Валя выписывает чек, подает его Саше. Саша отдает его Мише/.

Миша: Вот ваши макароны. Купите еще чего-нибудь?

           Саша уходит. Подходит очередь  Богдана.

Миша: Что будете покупать?

Богдан: Мне вон те конфеты и сок.

           /Миша подает конфеты и сок/.

Богдан: Не этот сок.

Миша: Сразу надо говорить. Ты сам не знаешь, как он называется.

            Иди, плати в кассу деньги.

            /Валя выписала чек/.

Саша: /обращаясь к Вале/ Я не буду больше покупателем. Давай меняться.

Ира: А я не буду с вами играть /уходит/.

Миша: /кричит/ Приходите в магазин! Магазин открыт. Дети не реагируют на призыв. Тогда я пойду рисовать! /уходит/.

                     Протокол № 3      от 02.12.08

 

Наблюдение  за сюжетно – ролевой игрой.

Цель: Изучение положительных взаимоотношений  в игровой деятельности.

    Дети  играют в детский сад.

    Дима, Егор О., Игорь, Оля.

   Дети  быстро договариваются о ходе  игры. Они готовят столы, стульчики,  перед столами ставят доску.

Оля:   Я буду воспитательница.

Егор О.: А мы будем – дети.

Оля: Рисует на доске петрушку и говорит, что сейчас будет занятие – рисование. Затем она раздает листочки бумаги и цветные карандаши. Дети начинают рисовать.

Игорь: А у меня не получается.

Оля:  Игорь, у тебя не получается, потому что ты баловался, когда я показывала. Посмотри еще раз. /Оля рисует на доске еще раз/.

Дима: Я тоже не могу нарисовать ноги петрушки.

Оля: Посмотрите на Егора, он не крутился, не вертелся и смог сам нарисовать. А вы неумехи.

         /Оля подходит сначала к Диме, помогает ему нарисовать/.

Вика: Егор, а ты, пожалуйста, помоги Игорю.

         /дети закончили рисовать/.

Оля: /Вывешиваем работы детей на доску/. Вот как вы постарались и нарисовали красивых петрушек, но сначала вы не умели их рисовать.

      Затем Оля проводит физкультурное занятие, добиваясь от каждого ребенка четкого выполнения движений. Дети играли долго и остались довольны.

 

                       Протокол № 4     от 07.12.08 г.

Наблюдение  за  сюжетно-ролевой игрой «Библиотека»

Цель: Понаблюдать  за умением детей отстаивать свое мнение путем объяснений.

Максим, Валя, Артем, Ваня П., Юра, Ира, Алёша.

Ира: Схватила книжки и сказала: «Я буду библиотекарем».

Максим: Я тоже хочу. /Стал забирать книжки/

Артем: Я тоже хочу.

Ваня: Я хочу быть библиотекарем, потому что моя мама работает в библиотеке, и я был у нее на работе. Я видел, как мама заполняет карточки и выдает книги людям.

Максим:  А ты не умеешь писать и не знаешь буквы.

В-ль: А давайте  библиотекарем будет Юра, он умеет  писать буквы, и знает много сказок и рассказов.

      /Дети согласились/.

Артем: Здравствуйте, Юра дай мне пожалуйста книжку.

Юра:  На, возьми эту, «Мороз Иванович», сейчас как  раз зима.

Артем: Я не хочу про зиму. Дай мне про солдат.

Юра: Ну тогда  возьми  вот эту «Сказка о  громком барабане».

          Скоро праздник пап: День защитников  отечества.

Артем: Спасибо. До свидания.

          /Юра заполнил карточку, а Максим рядом написал свое имя/.

    Перед  началом игры детям были даны  советы:

1. Устроить  «библиотеку» по-своему, взять любимые  книги распределить роли.

2. Приходить  в «библиотеку» со своими «детьми» - куклами и брать для них  книги, чтобы показывать и называть  картинки.

3. Детям в  роли библиотекаря  рекомендовалось  при выдаче книг «печатать», записывать  название  книги, а читателям  – ставить свое имя.

      Проведение игры в «библиотеку»  показало, что заинтересовались  игрой многие дети, но не все  и неодновременно.

    Постепенно  в связи с организацией игры  и ее развитием к ней начинают  примыкать и другие дети.

     В результате игры в библиотеку  дети освоили некоторые правила   общественного поведения. Так,  например, в ходе игры закреплялись  элементарные навыки культурного поведения (пользование словами: здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания).

 

.

                                                                                                           Таблица № 4

Диагностическая карта уровня игровых  навыков и речевого общения в  сюжетно-ролевой игре.

 

 

Имя ребенка

Игровые навыки

Умение детей  договорится

 между собой

Определе

ние уровня речевого общения

Оцен

ки уров

ня навы

ков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В какие игры любят играть

Какие роли выполняет  в игре

Какими игровыми действиями владеет

Как возникла игра

Кто из детей  выступает в роли лидера

С кем трудно договорится

Кто нарушает правила

Кто не умеет  играть

Причина возникновения  конфликтной напряженности

Длительность  игры

Реальные взаимоотношения  между детьми

Общение с детьми

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ваня.Д   код 001

Строительные, «гараж»

Не главные

Действия однообразны

По инициативе других

_

+

+

+

Не умеет  договариваться, нарушает правила

Игра длится 5-7 минут. Конфликт с детьми

2-3 партнера  по игре

Грубит, дерется

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

2.Валя  код  002

Строительные, «гараж», магазин

Не главные

Действия повторяются

По инициативе других детей

_

+

+

+

Дерется, грубит

Конфликт 5-7 минут

2-3 партнера  по игре

Конфликт с  детьми

 

 

 

Н

 

 

 

 

3.Алёша. Т  код 003

Строительные

Второстепенные

Манипулятивные  действия

Сам играет

_

+

+

+

Не умеет  договариваться

Не умеет  договариваться

2 партнера по  игре

Конфликт с  детьми

 

Н

 

 

 

 

 

 

4.Максим  код  004

Строительные, больница

Желание выполнять

Действие определенной роли

По желанию

_

+

_

_

Не конфликтует

Его могут обидеть, до 10 минут

4-3

Не агрессивный

 

 

 

С

 

 

 

 

5. Егор. О   код 005

Семья, больница

Занимает вторые роли

Действие определенной роли

По договоренности

_

_

_

_

Не соблюдает  правил

Сам может уйти из игры, до 10 минут

4-6

Умеет договорится

 

 

С

 

 

 

 

 

 

6. Богдан  код  006

Строительные, пароход

Вторые роли и главные

Разнообразные

По договоренности

_

_

_

_

Не умеет  играть

5 -7минут

5-6

Доброжелателен

 

 

В

 

 

 

 

 

7.Миша  код  007

парикмахерская

Главные и второстепенные роли

Разнообразные

По собственному желанию

_

_

_

_

С ним не интересно

6-8 минут

4-6

Не умеет  договариваться

 

 

В

 

 

 

 

8. Артём   код 008

С машинками

Играет сам

Манипулирует

По собственному желанию

_

_

_

+

Не умеет  играть

7 минут, не  умеет играть

1

Спокойное, доброжелательное

 

 

 

Н

 

 

 

 

9. Саша   код  009

Семья, парикмахерская, больница

Занимает главные  роли

Разнообразные

По договору с другими детьми

+

_

+

_

Желание занять главные роли

По собственному желанию, 12 минут

6-8

Авторитет

 

 

 

В

 

 

 

 

 

10. Игорь   код  010

Парикмахерская, больница, семья

Главные роли

Разнообразные

По договору с другими детьми

+

_

_

_

Желание занять главные роли

Не вызывает интерес, 14 минут

6-8

Авторитет

 

 

 

 

В

 

 

 

11. Ваня. П код  011

Игровые действия, парикмахерская, семья

Главные роли

Разнообразные

По договору с детьми

+

_

+

_

Может драться

Желание играть с другими детьми, 14 минут

6-8

Авторитет

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

12.Вероника  код 012

Разнообразные

Главные роли

Любит действовать  согласно роли

По договору с другими детьми

+

_

+

_

Может нарушать правила

14-15

7-9

Авторитет, веселая, властная

 

 

 

В

 

 

 

 

13. Соня. С   код 013

Разнообразные

Вторые роли

Действие определенной роли

По желанию

_

_

_

_

Если её обидят

7-8 минут

Может играть з-5

Дружеские, веселые

 

 

 

 

С

 

 

14.Алина  код 014

Разнообразные

Главные, но может  и вторые

Определенной  роли

По договору

+

_

_

_

Желание выполнять  другие роли

10-9

7-9

Доброжелательные

 

 

 

В

 

 

 

 

15.Егор. Л   код 015

Разнообразные

Главные, может  и вторые

Определенной  роли

По договору

+

_

+

_

Желание выполнять  главные роли

10-12

7-9

Доброжелательные

 

 

В

 

 

 

16.Саша.Ш   код 016

Разнообразные

Главные роли второстепенные

Действуют согласно роли

По желанию

_

_

_

_

Желание  выполнять  главные  роли

8-9

6-8

Дружеские

 

 

 

 

В

 

 

 

 

17.Алиса код  017

Разнообразные

Вторые

Определенной  ролью

По желанию

_

_

_

_

Не желание  делится игрушками

5-8

5-6

Дружеские

 

 

 

С

 

 

 

 

18.Юра. Р   код 018

Разнообразные

Главные

Определенной  ролью

По договору

+

+

+

_

Если им не подменяются

7-10

7-8 детей

Авторитет, властный

 

В

 

 

 

 

19. Полина. Е   код  019

Разнообразные

Главные

В соответствии с ролью

По договору

_

+

+

_

Если не слушают

10-12

Играет только с теми , кто её слушает

Авторитет, властная

 

 

 

 

 

В

 

 

 

20.Оля.   код  020

Любит играть сама

Вторые роли

разнообразные

По собственному желанию

_

_

_

_

Её могут  обидеть

4-5

2-3

Доброжелательные

 

 

С

 

 

 

 

21. Ира  код  021

Разнообразные

Главные роли

В соответствии с ролью

По договору

_

_

_

_

Из-за игрушек

6-7

9-10

Доброжелательные

 

В

 

 

 

 

22. Даша   код 022

Разнообразные

Вторые

В соответствии с ролью

По договору

_

_

_

_

Не желание  играть

6-7

4-5

Доброжелательные

 

 

 

С

 

 

23. Кирилл  код  023

разнообразные

Главные роли

В соответствии с ролью

Он организатор  детей

+

+

+

_

Давление на других детей

5-7

5-6

Авторитет

 

В

 

 

 

24. Дима    код 024

Разнообразные

Главные и вторые роли

В соответствии с ролью

По договору

+

_

_

_

Из-за обиды  на других  детей

10-12

7-8

Доброжелательный

 

В

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средсво развития общения у детей в старшем дошкольном возрасте