Сюжетно-ролевая игра как средсво развития общения у детей в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Подобрать и апробировать комплекс игровых упражнений направленных на развитие общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты игры как средства развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
2.Выявить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Игровая деятельность и общение у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в развитии личности ребенка 7
1.2. Особенности общения у детей в старшем дошкольном
возрасте 16
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста среди сюжетно-ролевой игры 30
2.1 Исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Комплекс игровых упражнений по развитию общения в старшем дошкольном возрасте 38
2.3 Повторное исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 42
Вывод по главе 2 43 Заключение 44
Список литературы Приложение

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 118.59 Кб (Скачать)

 

               Чтобы снять эмоциональное и  физическое напряжение, укрепить  дружеские отношения детей, можно  использовать следующие упражнения:

 

«Настроение»

     Сначала дети рисуют на общем  листе красками свое настроение (в виде облака, цветка и т.д.) – получается  «цветолетопись» настроения группы.

     Затем из корзинки с  разноцветными  бумажными лепестками каждый  ребенок выбирает листок, соответствующий  его настроению, и все вместе  составляют один цветок (в виде  ромашки).

      Заканчивается упражнение спонтанным  «танец настроения»: каждый ребенок  «сочиняет» свои движения.

 

«Паровозик».

      Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс в впереди стоящего, и начинают двигаться «паровозиком». На пути им  встречаются различные препятствия, которые нужно преодолеть. Перешагнуть через «кошку»,  пройти по «мостику»,  обогнуть большие волны, пройти в «ворота» (обруч), стараясь не расцепить «вагоны».

Эти игровые  упражнения выполнялись систематически и последовательно, способствуя  развитию общения у детей старшего дошкольного возраста. А также  целенаправленно применяются сюжетно-ролевые  игры направленные на развитие коммуникативных  навыков общения. Проводили беседы по поводу  выполняемой  в игре роли. Эти беседы  способствовали развитию общения у детей в сюжетно-ролевой игре.  И уже следующее наблюдение за игрой показали, что взаимоотношения детей изменились.

    Повторные наблюдения повторились через 3 месяца.

 

 

2.3 Повторное  исследование уровня игровых  навыков и взаимоотношения с  окружающими у детей старшего  дошкольного возраста

 

 

                                                                                                          

После повторных исследований мы увидели следующие результаты.

      Высоким  уровнем развития игровой деятельности обладает  14 детей. Дети выполняют игровые действия, связанные с отношениями к другим участникам игры. Роли распределяются  до начала игры. Выполнение действий происходит в четкой последовательности. Четко выполняются правила игры.

     Средний уровень  – 6 детей. Происходит выделение действий, передающих характер  отношений к другим участникам игры. Роли оговариваются до начала игры. Появляется ролевая речь, но могут проявляться обычные вне игровые отношения. Действия разнообразны. Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее  непосредственное желание.

     Низкий уровень  – 4 детей. В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.  Выполнение роли сводится к реализации действий связанных с данной ролью. Расширяется число действий за пределы, какого – либо одного типа действий. Правило явно еще не вычленяется, но оно может уже победить непосредственное желание в случае конфликта.

 

Сюжетно-ролевая  игра « Пароход».

Сюжетно-ролевая  игра  «Дочки-матери».

 

 

 

       На разных этапах игры «в  пароход» были заняты не все  дети, а только желающие. Каждый  ребенок мог играть в соответствии  со своими интересами; здесь были  и ролевые действия и конструирование.  Ценным в этих маленьких коллективах   было то, что ребята играли  дружно, их объединяла общая цель:  «устроить груз как можно лучше».

        Чтобы дети в каждой группе  играли слаженно, были  исполнительны,  внимательны друг к другу, воспитатель  время от времени беседовала  с ними о том, как идет  игра. Обсуждали поведение отдельных  детей в игре. Отмечалась положительная  работа организаторов отдельных  групп, подчеркивалась инициатива  у застенчивых детей. Беседы  воспитывали сознательное отношение  к  поведению детей в коллективной  игре, побуждали их, ее совершенствовать.

      В результате дети объединились  в дружные длительные группировки.  Индивидуальные интересы детей   проявлялись в том, что дети  отдавали предпочтение одним  ролям перед другими.

 

                В процессе наблюдения, мы убедились  в том, что значительно возросла  активность детей, более ярко  выделились эмоциональные, оценочные  отношения к собственному поведению  и поведению товарищей.

                                                                                                           Таблица № 4

Умение  детей выражать отношения к сверстникам  в игровой деятельности.

п/п

Параметры.

Ф.И.Ребенка. Код.

Умение обратиться по имени.

Способность доброжелательно выразить согласие или несогласие с замыслом игры.

Умение выяснить, удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового замысла.

Умение обратиться к партнеру как  к равному, не   подчеркивая  своего превосходства.

Умение убедительно для сверстника  обосновать свои предложения, объяснить  их  принятие, выполнение.

1

002

     +

        +

      +

      +

      -

2

003

     -

        -

      +

       +

      +

3

004

     -

        -

       -

       +

       -

4

005

     +

        +

       +

       +

       -

5

006

     +

        +

       +

       +

       +

6

007

     +

        +

       +

        +

       +

7

008

     +

        +

        -

        +

       +

8

009

     +

        +  

        +

        +

       +

9

010

     +

        +

        +

        +

        -

10

011

     +

        +

        +

        +

        +

11

016

     +

        +

        +

        +

        +

12

017

     +

        +

        +

        +

        +

13

020

     +

        +

        +

        +

         -

14

021

     +

        +

        +

        +

        +

15

024

     +

         +

        +

        +

        +


 

             «+» - Да                                « _» - Нет    

 

     Наблюдения показали, что в своем  общении дошкольники при  выборе  партнеров по совместной игре  руководствуются симпатиями и  антипатиями, ценностными ориентациями. В основе избирательного отношения  к ребенку сверстников лежат  его социальный опыт оценочный  статус в группе,  основанные  на ценностных ориентациях ребенка.

     Анализ поведения детей в играх  показал, что радость общения  появляется не у всех сразу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 2 главе

 

     Изучение поведения детей в  сюжетно-ролевых играх привело  нас к выводу, что при условии  систематического внимания к  развитию общности чувств и  интересов в коллективных играх  в группе сверстников  складывается  коллектив, в котором дети умеют  дружно жить и играть, строя  свои взаимоотношения на основе  взаимопомощи и взаимопонимания.

       В тех случаях, когда в игре  сильный помогает слабому, у  более сильного ребенка воспитывается  чувство ответственности, стремления помочь товарищу, у слабого развивается чувство уверенности, симпатии, привязанности, благодарности.

      В большинстве случаев ребенка  привлекает в сверстнике то, что  с ним можно хорошо играть. Ребенок охотнее играет с теми  сверстниками, которые  наиболее  полно удовлетворяют его игровые  запросы  и потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Рассматривая сюжетно ролевую  игру, как средство общения, через  которые дети усваивают правила  положительных взаимоотношений  друг с другом. Мы исходили  из того, что творческая игра, как детская деятельность –  социальное явление, обусловленное  в условиях общественного воспитания. Характеризуя условия, вызывающие  творческую игру ребенка, мы  отмечали как  основные потребности  ребенка, определяющие его активность  и стремление к проявлению  себя, склонность к подражанию  окружающим его взрослым, способность  к  воспроизведению в воображении  и в игре окружающего мира.

     Творческие, ролевые и строительные  игры становились для детей  формой организации жизни, если  они своим содержанием направляли  детей на действия увлекательные,  добрые и полезные, сплачивали, объединяли, доставляли радость. Ребенок является центром ролевой игры. Подражание взрослому, сверстнику – отличная черта поведения ребенка в игре.

     Применение в ролевых играх  накопленные ими знаниями приводит  к новым качественным изменениям  в поведении детей. Появляются  устойчивые интересы, которые служат  основой для самоорганизации  детей в коллективной деятельности.

      От  безразличного отношения к  ряду человеческих переживаний  детей подводили к заинтересованному  отношению к взрослым людям,  сверстникам, вызывали сочувствие, чувство жалости, готовности выручить  товарища в беде, потребность  активно действовать. 

     Самостоятельность и инициативность, умение не только командовать,  но и подчиняться  развивались  и у тех детей, которые отличались  недисциплинированностью, эгоизмом.

     Коллективная игра, воспитывая в  ребенке чувство уважения к  правам других, умение подчиняться  нормам и правилам коллектива.

       Чем выше уровень игровых умственных  действий детей, чем тоньше  разработаны воспитателем приемы  развития детской инициативы, смекалки, тем более высококачественным  оказывается процесс детского  творчества.

       Каждый ребенок в группе развивает  творческую игру по своим силам,  в соответствии со своими интересами, наклонностями, способностями. Встречались  дети более способные, проявляющие  активность в разных направлениях, но в то же время  в  группе не было деления на  творчески активных одиночек  и неактивных.

        Результаты исследований имеют   несомненную практическую значимость. Они позволяют разработать рекомендации  по организации общения детей  в группе сверстников. Они помогут  воспитателям лучше ориентироваться  в выборе  коммуникативных средств,  способствующих формированию высокого  уровня взаимоотношений в группе  детского сада и созданию благоприятных  условий для формирования личности  каждого ребенка.

     Гипотеза исследования подтвердилась.  Результаты проведенного исследования  показывают, что в группе созданы  оптимальные условия для формирования  детских взаимоотношений, положительного  эмоционального микроклимата группы. Сюжетно-ролевая игра действительно является средством развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова  Р.С. Общая психология. – М., 2002.-704c.

2. Аникеева  Н.П. Воспитание игрой – М.: «Просвещение», 1987.

3. Бодалев  А.А.Психология о личности –  М., 1988

4. Валлон А.Психологическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1967.

5. Вердербер Р., Вердербер К.Психология общения. М., 2003.

Воронцова В.Я. Индивидуальный подход к детям в  творческой игре, М., «Просвещение», 1990.

6.  Воронцова В.Я. Индивидуальный подход к детям в  творческой игре, М., «Просвещение», 1990-325с

7.  Выготский Л.С. Психология.- М.: издательство ЭКСМО-ТРЕСС, - 2000-1008c

8.  Гербова В.В., Иванкова Р.А. Воспитание детей в старшей группе, детского сада. М.: «Просвещение»,1984.

9. Губанова Игровая деятельность в детском саду, М, 2006-128с  Гербова В.В., Иванкова Р.А. Воспитание детей в старшей группе, детского сада. М.: «Просвещение»,1984.

10. Добровин А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене

 общения, - М., 1987.

11. Жуковская Р.И.Творческие ролевые игры в детском саду. Изд. Академия педагогических Наук РСФСР. – М.: 1960

12. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. Изд. Академия пед. Наук. – М., 1963.

13. Запорожец А.В. Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника. – М.: «Просвещение», 1965.

14. Зворыгина Е., Новоселова Л. Руководство формирования игры // Д\в № 5., 1981.

15. Зворыгина Е. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления. // Д/в № 12  - 1981.

16. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1982.

17. Крупская Н.К.Педагогические сочинения. Т.6.  Москва «Педагогика», 1980 с.163.

18. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

19. Линдрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М., 1994.

20. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М., 1981.

21. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Т. 4. с.374., - М., 1957

22. Мухина В.С. Психология  детства и отрочества. – М., 1998.

23. Мухина В.С.  Психология дошкольника – М., 1975.

24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1998.

25. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2000.

26. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. – М.: «Педагогика», 1983.

27. Психологический словарь.// под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.

      2-е изд. – М., 1990.

28. Развитие общения у дошкольников Под ред. Запорожца А.В, Лисиной М.И, 1969- 128с

29. Репина Т.А. Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. – М.: «Педагогика», 1990

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средсво развития общения у детей в старшем дошкольном возрасте