Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа
Цель исследования: Подобрать и апробировать комплекс игровых упражнений направленных на развитие общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты игры как средства развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
2.Выявить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Игровая деятельность и общение у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в развитии личности ребенка 7
1.2. Особенности общения у детей в старшем дошкольном
возрасте 16
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста среди сюжетно-ролевой игры 30
2.1 Исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Комплекс игровых упражнений по развитию общения в старшем дошкольном возрасте 38
2.3 Повторное исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 42
Вывод по главе 2 43 Заключение 44
Список литературы Приложение
Чтобы снять эмоциональное и
физическое напряжение, укрепить
дружеские отношения детей,
«Настроение»
Сначала дети рисуют на общем листе красками свое настроение (в виде облака, цветка и т.д.) – получается «цветолетопись» настроения группы.
Затем из корзинки с
Заканчивается упражнение
«Паровозик».
Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс в впереди стоящего, и начинают двигаться «паровозиком». На пути им встречаются различные препятствия, которые нужно преодолеть. Перешагнуть через «кошку», пройти по «мостику», обогнуть большие волны, пройти в «ворота» (обруч), стараясь не расцепить «вагоны».
Эти игровые
упражнения выполнялись систематически
и последовательно, способствуя
развитию общения у детей старшего
дошкольного возраста. А также
целенаправленно применяются
Повторные наблюдения повторились через 3 месяца.
2.3 Повторное исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста
После повторных исследований мы увидели следующие результаты.
Высоким уровнем развития игровой деятельности обладает 14 детей. Дети выполняют игровые действия, связанные с отношениями к другим участникам игры. Роли распределяются до начала игры. Выполнение действий происходит в четкой последовательности. Четко выполняются правила игры.
Средний уровень – 6 детей. Происходит выделение действий, передающих характер отношений к другим участникам игры. Роли оговариваются до начала игры. Появляется ролевая речь, но могут проявляться обычные вне игровые отношения. Действия разнообразны. Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание.
Низкий уровень – 4 детей. В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Выполнение роли сводится к реализации действий связанных с данной ролью. Расширяется число действий за пределы, какого – либо одного типа действий. Правило явно еще не вычленяется, но оно может уже победить непосредственное желание в случае конфликта.
Сюжетно-ролевая игра « Пароход».
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
На разных этапах игры «в
пароход» были заняты не все
дети, а только желающие. Каждый
ребенок мог играть в
Чтобы дети в каждой группе
играли слаженно, были исполнительны,
внимательны друг к другу,
В результате дети
В процессе наблюдения, мы убедились
в том, что значительно
Умение детей выражать отношения к сверстникам в игровой деятельности.
№ п/п |
Параметры. Ф.И.Ребенка. Код. |
Умение обратиться по имени. |
Способность доброжелательно выразить согласие или несогласие с замыслом игры. |
Умение выяснить, удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового замысла. |
Умение обратиться к партнеру как к равному, не подчеркивая своего превосходства. |
Умение убедительно для |
1 |
002 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
003 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
3 |
004 |
- |
- |
- |
+ |
- |
4 |
005 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
006 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
007 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
008 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
8 |
009 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
010 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
10 |
011 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
016 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
017 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
020 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
14 |
021 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
024 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«+» - Да « _» - Нет
Наблюдения показали, что в своем
общении дошкольники при
Анализ поведения детей в
Вывод по 2 главе
Изучение поведения детей в
сюжетно-ролевых играх привело
нас к выводу, что при условии
систематического внимания к
развитию общности чувств и
интересов в коллективных
В тех случаях, когда в игре
сильный помогает слабому, у
более сильного ребенка
В большинстве случаев ребенка
привлекает в сверстнике то, что
с ним можно хорошо играть.
Ребенок охотнее играет с теми
сверстниками, которые наиболее
полно удовлетворяют его
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая сюжетно ролевую
игру, как средство общения, через
которые дети усваивают
Творческие, ролевые и строительные
игры становились для детей
формой организации жизни,
Применение в ролевых играх
накопленные ими знаниями
От безразличного отношения к
ряду человеческих переживаний
детей подводили к
Самостоятельность и
Коллективная игра, воспитывая в ребенке чувство уважения к правам других, умение подчиняться нормам и правилам коллектива.
Чем выше уровень игровых
Каждый ребенок в группе
Результаты исследований имеют
Гипотеза исследования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Р.С. Общая психология. – М., 2002.-704c.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой – М.: «Просвещение», 1987.
3. Бодалев А.А.Психология о личности – М., 1988
4. Валлон А.Психологическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1967.
5. Вердербер Р., Вердербер К.Психология общения. М., 2003.
Воронцова В.Я. Индивидуальный подход к детям в творческой игре, М., «Просвещение», 1990.
6. Воронцова В.Я. Индивидуальный подход к детям в творческой игре, М., «Просвещение», 1990-325с
7. Выготский Л.С. Психология.- М.: издательство ЭКСМО-ТРЕСС, - 2000-1008c
8. Гербова В.В., Иванкова Р.А. Воспитание детей в старшей группе, детского сада. М.: «Просвещение»,1984.
9. Губанова Игровая деятельность в детском саду, М, 2006-128с Гербова В.В., Иванкова Р.А. Воспитание детей в старшей группе, детского сада. М.: «Просвещение»,1984.
10. Добровин А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене
общения, - М., 1987.
11. Жуковская Р.И.Творческие ролевые игры в детском саду. Изд. Академия педагогических Наук РСФСР. – М.: 1960
12. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. Изд. Академия пед. Наук. – М., 1963.
13. Запорожец А.В. Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника. – М.: «Просвещение», 1965.
14. Зворыгина Е., Новоселова Л. Руководство формирования игры // Д\в № 5., 1981.
15. Зворыгина Е. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления. // Д/в № 12 - 1981.
16. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1982.
17. Крупская Н.К.Педагогические сочинения. Т.6. Москва «Педагогика», 1980 с.163.
18. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.
19. Линдрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М., 1994.
20. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М., 1981.
21. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Т. 4. с.374., - М., 1957
22. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998.
23. Мухина В.С. Психология дошкольника – М., 1975.
24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1998.
25. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2000.
26. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. – М.: «Педагогика», 1983.
27. Психологический словарь.// под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.
2-е изд. – М., 1990.
28. Развитие общения у дошкольников Под ред. Запорожца А.В, Лисиной М.И, 1969- 128с
29. Репина Т.А. Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. – М.: «Педагогика», 1990