Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа
Цель исследования: Подобрать и апробировать комплекс игровых упражнений направленных на развитие общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты игры как средства развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
2.Выявить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Игровая деятельность и общение у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в развитии личности ребенка 7
1.2. Особенности общения у детей в старшем дошкольном
возрасте 16
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста среди сюжетно-ролевой игры 30
2.1 Исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Комплекс игровых упражнений по развитию общения в старшем дошкольном возрасте 38
2.3 Повторное исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 42
Вывод по главе 2 43 Заключение 44
Список литературы Приложение
Высоким
уровнем развития игровой
Средний уровень – 13 детей. Происходит выделение действий, передающих характер отношений к другим участникам игры. Роли оговариваются до начала игры. Появляется ролевая речь, но могут проявляться обычные вне игровые отношения. Действия разнообразны. Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание.
Низкий уровень
– 6 детей. В действиях с
предметами на первый план
выдвигается соответствие
Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
Подготовка исследования.
Подготовить переводные
Проведение исследования.
Исследование проводится с
Обработка данных
Подсчитывают число общих и
взаимных выборов, количество
детей, попавших в группы «
Проводят сравнительный анализ
количества выборов у
1. «предпочитаемые» - 6-7 выборов;
2. «Принятые» - 1 – 2 выборов;
3. «непринятые» - 1-2 выборов;
4. «изолированные» - не получили ни одного выбора.
Далее определяют уровень
Где Р
– общее число выборов,
Рi – число взаимных выборов.
На основании определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).
Анализирует критерии
Уровень благополучия взаимоотношений /УБВ/
№ п/п |
Ф.И.О. код |
001 |
002 |
003 |
004 |
005 |
006 |
007 |
008 |
009 |
010 |
011 |
012 |
013 |
014 |
015 |
016 |
017 |
018 |
019 |
020 |
021 |
022 |
023 |
024 |
1 |
001 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||
2 |
002 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
3 |
003 |
х |
х |
х |
|||||||||||||||||||||
4 |
004 |
х |
х |
х |
|||||||||||||||||||||
5 |
005 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||
6 |
006 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
7 |
007 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
8 |
008 |
х |
х |
х |
х |
х |
|||||||||||||||||||
9 |
009 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
10 |
010 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
11 |
011 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
12 |
012 |
х |
х |
х |
х |
х |
|||||||||||||||||||
13 |
013 |
х |
х |
х |
х |
х | |||||||||||||||||||
14 |
014 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
15 |
015 |
х |
х |
х |
х | ||||||||||||||||||||
16 |
016 |
х |
х |
х |
|||||||||||||||||||||
17 |
017 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
18 |
018 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
19 |
019 |
х |
х |
х |
|||||||||||||||||||||
20 |
020 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
21 |
021 |
х |
х |
х |
|||||||||||||||||||||
22 |
022 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
23 |
023 |
х |
х |
х |
х |
||||||||||||||||||||
24 |
024 |
х |
х |
х |
Выбор обозначают Х КВ – коэффициент взаимности КВ= (Рi / Р) * 100%
Взаимный
выбор Х
Р – общее число выборов
КВ – выше 20, значит показатель взаимного выбора положительный.
Для изучения положительных взаимоотношений у детей в игровой деятельности мы проводили наблюдение за сюжетно-ролевой игрой.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Сюжетно-ролевая игра « Магазин».
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
В результате игры в библиотеку дети освоили некоторые правила общественного поведения. Так, например, в ходе игры закреплялись элементарные навыки культурного поведения (пользование словами: здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания).
.
Таблица № 3
Умение детей выражать отношения к сверстникам в игровой деятельности.
№ п/п |
Параметры код |
Умение обратиться по имени. |
Способность доброжелательно выразить согласие или несогласие замыслом игры. |
Умение выяснить удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового замысла. |
Умение обратиться к партнеру как к равному, не подчеркивая своего превосходства. |
Умение убедительно для |
1 |
Валя 002 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
2 |
Алёша 003 |
- |
- |
- |
- |
+ |
3 |
Максим 004 |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Егор О. 005 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
5 |
Богдан 006 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
6 |
Миша 007 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
7 |
Артём 008 |
- |
- |
- |
+ |
+ |
8 |
Саша 009 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
9 |
Игорь 010 |
+ |
- |
- |
- |
- |
10 |
Ваня П. 011 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
11 |
Алиса 016 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
12 |
Юра Р. 018 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
Оля 020 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
14 |
Ира 021 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
15 |
Дима 024 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
«+» - да «_» - нет
Первые
наблюдения за контрольной
2.2 Комплекс
игровых упражнений по
Анализируя, наблюдения и данные таблицы мы разработали и провели игры и упражнения, которые способствовали созданию положительного «фона» самовыражения, активности, повышения коммуникабельности детей.
Несколько упражнений, создающих положительный «фон» для самовыражения, активности, повышения коммуникабельности дошкольников.
Упражнение на развитие внимания, наблюдательности и положительного отношения к сверстникам (их умениям и предпочтениям).
«Встаньте все те, кто…»
Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто 1) любит бегать, 2) любит сладкое, 3) у кого есть сестра», и т.д.
После завершения упражнения
подводятся итоги. Ведущий
- кто в группе любит сладкое?
- у кого есть младшая сестра? И т.д.
При повторении упражнения
«Опишите друга».
Упражнение
проводится в парах. В течении
двух – трех минут дети
рассматривают друг друга,
Отмечаются самые внимательные дети.
«Что изменилось».
Водящий (поочередно им
«Угадай-ка».
Дети сидят в кругу. Ведущий дает задание: «Угадайте, что нравится в вашем соседе слева его маме». Дети вслух высказывают свои предложения. Затем выбирают самые лучшие качества, которые, были названы.
При
повторении игры можно
«Узнай, кто тебя позвал».
Водящий (ребенок) закрывает
Упражнение можно усложнить – предложить детям, называющим имя ребенка, изменить голос.
«Я умею»
Дети стоят в кругу.
Нужно быть очень внимательным, т.к. каждое умение может быть названо только один раз.
Упражнение на выбор формы общения в разных ситуациях.
«Волшебное средство»
Воспользовавшись уже
- плачущему ребенку, который потерял мяч;
- маме, которая пришла с работы и очень устала;
- другу, который
случайно сломал любимую
Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы задание мог выполнить каждый ребенок.
«Волшебные заросли»
Каждый ребенок (по очереди)
попытается проникнуть в центр
круга, образованного тесно
«заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям. Они могут пропустить ребенка в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо просят. По окончании упражнения проводится обсуждение: «В каком случае «заросли» расступились и почему? В каком случае не пропустили ребенка в круг».
«Соберитесь вместе».
Детям раздают парные картинки
с изображением различных
Ведущий дает задание: найти
свою пару, не пользуясь словами
и звукоподражанием. С помощью
мимики и жестов каждый
«Игрушка».
Упражнение проводится в парах. У одного участника в руках красивая игрушка ( следует объяснить ребенку: он должен представить, что это его самая любимая игрушка). Другой очень хочет поиграть с ней, и его задача уговорить товарища дать ему эту игрушку. Как только игрушка окажется в руках второго участника, упражнение прерывается, и первый ребенок объясняет, почему он ее отдал.