Сюжетно-ролевая игра как средсво развития общения у детей в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Подобрать и апробировать комплекс игровых упражнений направленных на развитие общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты игры как средства развития общения у детей старшего дошкольного возраста.
2.Выявить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Игровая деятельность и общение у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в развитии личности ребенка 7
1.2. Особенности общения у детей в старшем дошкольном
возрасте 16
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста среди сюжетно-ролевой игры 30
2.1 Исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Комплекс игровых упражнений по развитию общения в старшем дошкольном возрасте 38
2.3 Повторное исследование уровня игровых навыков и взаимоотношения с окружающими у детей старшего дошкольного возраста 42
Вывод по главе 2 43 Заключение 44
Список литературы Приложение

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 118.59 Кб (Скачать)

 

                                      

    

      Высоким  уровнем развития игровой деятельности  обладает  9 детей. Дети выполняют  игровые действия, связанные с  отношениями к другим участникам  игры. Роли распределяются  до  начала игры. Выполнение действий  происходит в четкой последовательности. Четко выполняются правила игры.

     Средний уровень  – 13 детей. Происходит выделение  действий, передающих характер  отношений  к другим участникам игры. Роли  оговариваются до начала игры. Появляется ролевая речь, но могут  проявляться обычные вне игровые отношения. Действия разнообразны. Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее  непосредственное желание.

     Низкий уровень  – 6 детей. В действиях с  предметами на первый план  выдвигается соответствие игрового  действия реальному.  Выполнение  роли сводится к реализации  действий связанных с данной  ролью. Расширяется число действий  за пределы, какого – либо  одного типа действий. Правило  явно еще не вычленяется, но  оно может уже победить непосредственное  желание в случае конфликта ( Приложение 1).

 

Изучение  взаимоотношений между детьми в  группе детского сада.

           Подготовка исследования.

      Подготовить переводные картинки /красочные, сюжетные/, по три штуки  на каждого ребенка и 6 - 8 запасных.

            Проведение исследования.

     Исследование проводится с детьми 3 – 7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую  половину дня вместо занятий.  Каждого ребенка по «по секрету»  от остальных просят по собственному  выбору подарить преложенные  ему три картинки трем детям  группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздельной комнате, здесь подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульчиками у каждого /один стул для ребенка, другой – для взрослого/. Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если захочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас  болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можно подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок  сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты  в первую очередь решил подарить картинку …./называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым/. Затем говорят: «Если бы у тебя было бы много – много картинок и только трем  детям из группы не хватило, кому бы ты ни стал давать картинку и почему?». Все ответы записывают, а на   обратной стороне картинки - имя сверстника, которому она подарена.

          Обработка данных

      Подсчитывают число общих и  взаимных выборов, количество  детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень  благополучия взаимоотношения  /УБВ/  в группе. Данные заносят в  таблицу. Выбор обозначают «+»,  взаимный выбор – +.

      Проводят сравнительный анализ  количества выборов у мальчиков  и девочек. На основании данных  каждого ребенка и распределяют  всех детей по условным статусным  категориям:

1. «предпочитаемые» - 6-7 выборов;

2. «Принятые» - 1 – 2 выборов;

3. «непринятые» -  1-2 выборов;

4. «изолированные»  - не получили ни одного выбора.

     Далее определяют уровень благополучия  взаимоотношений в группе: соотносят  число членов группы, находящихся  в благоприятных статусных категориях /1-2/ , с числом членов группы, оказавшихся  в неблагоприятных статусных  категориях /3_4/. УБВ высокий при  1+2+3+4; средний при  1+2=3+4 / или незначительном  расхождении/; низкий при значительном  количественном преобладании числа  членов группы, оказавшихся в  неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является  также «индекс изолированности», т.е.  процент членов группы  оказавшихся в 4 статусной категории  /он не должен превышать 15-20%/. Эмоциональное благополучие или  самочувствие  детей в системе  личных взаимоотношений зависит  и от числа взаимных выборов.  Поэтому определяют коэффициент  взаимности –КВ.

                                     КВ = /Рi : Р * 100%

 Где Р  – общее число выборов, сделанных  в эксперименте;

        Рi – число взаимных выборов.

   На  основании определения статуса  каждого члена группы делают  вывод о наличии микрогруппы  в коллективе (КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).

       Анализирует критерии положительных  и отрицательных выборов.

 

                                                                                                           Таблица № 2

                       Уровень благополучия взаимоотношений /УБВ/

п/п

Ф.И.О.

код

001

002

003

004

005

006

007

008

009

010

011

012

013

014

015

016

017

018

019

020

021

022

023

024

1

001

х

 

х

х

х

   

х

         

х

х

             

х

 

2

002

       

х

     

х

           

х

     

х

       

3

003

х

                       

х

             

х

   

4

004

             

х

 

х

   

х

                     

5

005

 

х

     

х

 

х

 

х

               

х

   

х

   

6

006

                       

х

х

 

х

х

             

7

007

х

             

х

   

х

             

х

       

8

008

       

х

       

х

х

   

х

             

х

   

9

009

                     

х

х

   

х

   

х

         

10

010

       

х

                 

х

 

х

         

х

 

11

011

х

     

х

                     

х

х

           

12

012

           

х

         

х

       

х

х

   

х

   

13

013

         

х

                 

х

 

х

     

х

 

х

14

014

х

           

х

           

х

 

х

             

15

015

 

х

           

х

                 

х

       

х

16

016

                     

х

х

 

х

                 

17

017

                 

х

х

     

х

             

х

 

18

018

               

х

   

х

           

х

 

х

     

19

019

       

х

   

х

                 

х

           

20

020

 

х

                 

х

         

х

х

         

21

021

                     

х

х

       

х

           

22

022

х

           

х

         

х

               

х

 

23

023

х

                             

х

х

     

х

   

24

024

           

х

         

х

         

х

         

 

Выбор обозначают   Х                КВ – коэффициент взаимности      КВ= (Рi / Р) * 100%

Взаимный  выбор      Х                Р – общее число выборов                КВ= 42 : 99 * 100 = 42

                                                      Рi – число взаимных выборов

КВ – выше 20, значит показатель взаимного выбора положительный.

 

Для изучения положительных взаимоотношений  у детей в игровой деятельности мы проводили наблюдение за сюжетно-ролевой игрой.

   Сюжетно-ролевая  игра «Семья».

  Сюжетно-ролевая  игра « Магазин».

Сюжетно-ролевая  игра   «Детский сад»

Сюжетно-ролевая  игра    «Библиотека»

 

    В результате игры в библиотеку дети освоили некоторые правила общественного поведения. Так, например, в ходе игры закреплялись элементарные навыки культурного поведения (пользование словами: здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания).

 

.

                                                                                                

          Таблица № 3

Умение  детей выражать отношения к сверстникам  в игровой деятельности.

п/п

Параметры

        код

Умение обратиться по имени.

Способность доброжелательно выразить согласие или несогласие замыслом игры.

Умение выяснить удовлетворен ли партнер  полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового замысла.

Умение обратиться к партнеру как  к равному, не подчеркивая своего превосходства.

Умение убедительно для сверстника обосновать свои предложения, объяснить  их принятия, выполнение.

1

Валя 

002

   +

   +

  -

  +

-

2

Алёша

003

   -

   -

  -

   -

+

3

Максим

004

   -

   -

  -

   -

  -

4

Егор О.

005

   -

   +

  -

   +    

  -

5

Богдан

006

   +

   +

  +

    -

  +

6

Миша

007

   +

   +

  +

    -

  +

7

Артём

008

   -

    -

   -

    +

  +

8

Саша

009

   -

    +

    -

    +

   -

9

Игорь

010

   +

     -

     -

     -

   -

10

Ваня П.

011

   +

     +

    -

     +

   -

11

Алиса

016

   +

     +

    -

     +

    +

12

Юра Р.

018

   +

     +

    +

      +

    +

13

Оля

020

   -

     +

     -

      +

    -

14

Ира

021

   +

     +

     -

      -

    -

15

Дима

024

   +

     +

     -

      +

     +


 

     «+» - да                          «_» - нет                          

  Первые  наблюдения за контрольной группой  детей дало возможность определить, что не всегда  дети обращаются  друг к другу по имени, принимают  инициативу своего товарища.  Диапазон эмоций, адресованных партнеру  по игре, может быть  чрезвычайно  широким: от полного безразличия  и игнорирования до заинтересованности  и поддержания эмоциональных  контактов, содержательного общения,  взаимных действий. Если интерес   ребенка сталкивается с таким  же интересом сверстника, то возможно  возникновения отрицательных эмоций,  выражаемых в форме несогласия, недовольства, вплоть до возникновения  конфликта.

 

 

 

2.2 Комплекс  игровых упражнений по развитию  общения в старшем дошкольном  возрасте

 

         Анализируя, наблюдения и данные таблицы мы разработали и провели игры и упражнения, которые способствовали созданию положительного «фона» самовыражения,  активности, повышения коммуникабельности детей.

        Несколько упражнений, создающих положительный «фон» для самовыражения, активности, повышения коммуникабельности дошкольников.

          Упражнение на развитие внимания, наблюдательности и положительного отношения к сверстникам (их умениям и предпочтениям).

 

«Встаньте все  те,  кто…»

     Ведущий дает  задание: «Встаньте  все те, кто 1) любит бегать, 2) любит  сладкое, 3) у кого есть сестра»,  и т.д.

     После завершения упражнения  подводятся итоги. Ведущий поочередно  задает вопросы каждому ребенку. (Если он не может ответить, ему  помогают все дети). Например:

- кто в  группе любит сладкое?

- у кого  есть младшая сестра? И т.д.

     При повторении упражнения вопросы  усложняются – включаются два  компонента. При желании роль  ведущего могут выполнять дети.

 

 «Опишите друга».

    Упражнение  проводится в парах. В течении  двух – трех минут дети  рассматривают друг друга, затем  поворачиваются спиной и по  очереди описывают  прическу, лицо, одежду партнера. Описание  сравниваются с оригиналом, и   делается вывод о том, на  сколько ребенок был точен.

   Отмечаются  самые внимательные дети.

 

«Что изменилось».

      Водящий (поочередно им становится  каждый ребенок) выходит из  комнаты.  В это  время производятся  два – три изменения в одежде, прическе, местоположение детей.  Входящий должен правильно подметить,  что изменилось.

 

«Угадай-ка».

     Дети сидят в кругу. Ведущий  дает задание: «Угадайте, что  нравится в вашем соседе слева  его маме». Дети  вслух высказывают  свои предложения. Затем выбирают самые лучшие  качества, которые, были названы.

   При  повторении игры можно предложить  угадать, что нравится в соседе  его друзьям.

 

«Узнай, кто  тебя позвал».

     Водящий (ребенок) закрывает глаза.  Двое детей по очереди называют  его имя. Водящий должен догадаться, кто его позвал.

    Упражнение  можно усложнить – предложить  детям,  называющим имя ребенка,  изменить голос.

 

«Я умею»

      Дети стоят в кругу. Поочередно  говорят, что они умеют делать, например: «Быстро бегаю», «Мою посуду»,  и т.д.

       Нужно быть очень внимательным, т.к. каждое умение может быть  названо только один раз.

             

            Упражнение на выбор формы общения в разных ситуациях.

 

«Волшебное  средство»

      Воспользовавшись уже знакомыми  способами общения, дети должны  помочь.

- плачущему  ребенку, который потерял мяч;

- маме, которая  пришла с работы и очень  устала;

- другу, который   случайно сломал любимую игрушку.

     Необходимо подобрать столько  ситуаций, чтобы задание мог выполнить  каждый ребенок.

«Волшебные  заросли»

     Каждый ребенок (по очереди)  попытается проникнуть в центр  круга, образованного тесно прижавшимися  друг к другу «волшебными зарослями» -  остальными детьми.

«заросли» понимают человеческую речь и чувствительны  к прикосновениям. Они могут пропустить ребенка в центр круга, а могут  и не пропустить, если их плохо просят. По окончании упражнения проводится обсуждение: «В каком случае «заросли»  расступились и почему? В каком  случае не пропустили ребенка в круг».

 

«Соберитесь вместе».

       Детям раздают парные картинки  с изображением различных предметов,  животных (по одной каждому ребенку).

     Ведущий дает задание: найти  свою пару, не пользуясь словами  и звукоподражанием. С помощью  мимики и жестов каждый ребенок  должен «изобразить», какой предмет  (животное) он ищет.

 

«Игрушка».

      Упражнение проводится  в парах.  У одного  участника в руках  красивая игрушка ( следует объяснить  ребенку: он должен представить, что это его самая любимая игрушка). Другой очень хочет поиграть с ней,  и его задача уговорить товарища дать ему эту игрушку. Как только игрушка окажется в руках второго участника, упражнение прерывается, и первый ребенок объясняет, почему он ее отдал.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средсво развития общения у детей в старшем дошкольном возрасте