Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений профессионального образования (ПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности. Профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях ПО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическая часть. Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования
1.1. Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
1.2. Система начального профессионального образования
1.2.1. Современные учреждения ПО
1.4. Изучение эффективности воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
1.4.1. Социальный портрет учащегося системы ПО
1.5. Техника планирования воспитательной работы
1.5.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы
1.5.2. Требования к планированию воспитательной работы
1.6. Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
1.6.1. Самовоспитание как необходимая составляющая учебно- -воспитательного процесса
1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях ПО
1.7.1. Формы воспитательного процесса
1.7.2. Методы воспитательной работы
1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях ПО
Современные тенденции воспитательной деятельности в начально-профессиональных учебных заведениях
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Организация воспитательной работы в МГВРК
2.1. Воспитательная система колледжа
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы.
глоссарий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсач артура.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

 

     

     Глоссарий 

     Воспитание  - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности. [15]

     Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях специально подготовленными для этого людьми (в широком педагогическом смысле).

     Воспитание  - целенаправленное формирование у личности конкретных качеств в соответствии с направлениями воспитания (в узком педагогическом смысле).

     Воспитание  - общественно-историческое явление и необходимость, представляющее собой становление целостной личности, развитие индивидуальности в системе конкретно-исторических отношений.

     Воспитание  - целенаправленная, планомерная, взаимозаинтересованная деятельность и общение воспитателей и воспитуемых в соответствии с потребностями личности и общества.

     Воспитание  - процесс воздействия с целью развития индивидуальных способностей, ценностных ориентаций и привычки поведения.

     Воспитательная  работа - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда, определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.

     Воспитательная  система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.[18]

     Воспитательная  система - это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

     Воспитательная  система - совокупность целей, деятельности по их реализации и отношений, которые рождаются в процессе деятельности.

     Воспитательный  процесс образовательного учреждения - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.[18]

     Диагностика самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно, целенаправленно, разносторонне, регулярно, активно сами учащиеся развивают свою личность, что их к этому побуждает или, что мешает этому процессу.[1]

     Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.

     Метод воспитания - способ воздействия на личность воспитанника с целью формирования у него определенных качеств.

     Педагогическая  техника - искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики.[16]

     План  воспитательной работы - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса.

     Планирование  воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов.

     Профессиональное  училище - учреждение образования, которое осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением среднего (полного) общего образования.[13]

     Профессиональный  лицей - центр непрерывного профессионального образования, осуществляющий реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования,  обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.[13]

     Самовоспитание  - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.[1]

     Система начального профессионального образования - это социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.

     Учебно-курсовой комбинат - учреждение системы НПО, которое осуществляет программу переподготовки, а также подготовки рабочих и специалистов по ускоренной форме обучения.[13]

     Учащиеся  училища - это профессионально ориентированные субъекты.

     Форма воспитания - это вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач.[1] 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, решены следующие задачи исследования:

    • проанализировано понятие организации воспитательного процесса в системе ПО, выявлены его особенности;
    • рассмотрены условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
    • изучена техника планирования воспитательной работы, ее задачи и принципы;
    • проанализированы основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях ПО;
    • выявлены современные социально-педагогические тенденции организации воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях.

     Цель  написания курсовой работы достигнута - была изучена организация воспитательного  процесса в учреждениях ПО, выявлены тенденции и факторы, повышающие ее эффективность.

     Таким образом, подводя итог практической и теоретической части моей курсовой работы, можно сделать вывод, что  организация воспитательного процесса в учреждениях ПО должна охватывать весь педагогический процесс, объединяя обучение, разнообразную деятельность и общение за пределами учреждения. Воспитательная работа должна проводиться усилиями всех участников образовательного процесса: администрации, классными руководителями, учащимися и родителями.

     В результате взаимодействия всех субъектов  воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и  всему миру.

     Результативность  организации воспитательного процесса во многом зависит от создания педагогически  целесообразных программ, методик и  технологий, использования потенциала семьи, средств массовой информации.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904с.
  2. Болотов, В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование №9 2000
  3. Бутко, Е.Я. «Начальное профессиональное образование: новый этап развития» Профессиональное образование №10 2003
  4. Бутко, Е.Я. «Образовательные и экономические стратегии учреждений НПО» Экономика образования  №4 2004
  5. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г// Профессиональное образование №4 2001
  7. Радовская, А.И. «Система начального профессионального образования -инновационное развитие» Профессиональное образование №5 2001
  8. Рыкова, Е.А. «Новые педагогические исследования» Профессиональное образование №4 2003
  9. Якуба, Ю.А. «Систематизированный сборник нормативных документов»

            М. Академия, 1999

  1. Ферцев, А.С. «Критерии оценки уровня воспитанности учащихся» Профессиональное образование №2 2005
  2. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с.
  3. Секретёв, М.А. «Опыт и проблемы воспитания учащихся учреждений НПО» Профессиональное образование №2 2006
  4. Маленкова, Л.И. «Методика и техника планирования воспитательной работы» Народное образование №1 2006
  5. Куприянов, Б.С. «Классификация форм воспитательной работы» Воспитание школьников №4 2002
  6. Смирнов, И.П., Ткаченко Е.В. «Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося» Педагогика №5 2002
  7. Степанов, Е.Н. «Воспитательная система образовательного учреждения» Классный руководитель №8 2001
  8. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 288 с.
 

 

      Приложение №1 

     Работа  по формированию культуры молодого рабочего осуществляется в процессе преподавания всех учебных предметов, всех циклов, а также во внеучебное время. Это  сложный процесс, предполагающий целостность, взаимосвязь всех разделов, факторов, условий, компонентов и средств. В зависимости от профиля начального профессионального учебного заведения делается выбор приоритетного направления. Основополагающим в формировании культуры может быть любой предмет гуманитарного цикла. Однако в течение длительного времени во многих профессиональных лицеях преподавался курс под названием «Культура молодого рабочего». В этом курсе представлены все подходы к формированию культуры молодого рабочего.

     В ходе формирования личности учащегося  особая роль принадлежит интеграции элементов культуры, т.е. объединению всех составляющих частей культуры в целое.

     Такими  составляющими являются: профессионально-трудовая, психологическая, политическая, конфессиональная, экономическая, правовая, эстетическая, физическая, умственная, нравственная культуры. Все названные элементы культуры личности молодого рабочего находятся в тесном сочетании. Автономность какого-либо из элементов следует исключать, т. к., по моему мнению, речь может лишь идти о мере сочетания всех этих элементов в общекультурном масштабе личности.

     Человек не рождается с набором культурологических качеств, есть только большая или  меньшая генетическая предрасположенность  к их развитию. Поэтому формирование культуры молодого рабочего становится одной из генеральных целей профессиональной школы. [1-с.468]

     Очевидно, только интегрированная культура может  способствовать формированию личности учащегося и устойчивости его  профессиональной судьбы по следующим  показателям:

  • высокая конкурентоспособность воспитанника начальной профессиональной школы в условиях острой конкурентной борьбы работников за обеспечение рабочим местом;
  • складывающаяся профессиональная интуиция, позволяющая с опережением выстраивать ряд всех компонентов трудового процесса как творческого;
  • способность и опыт осмысливать и оценивать различные явления жизни, в которые вовлечены молодые люди в период, когда они воспринимают их остро и болезненно в силу своего возрастного психологического максимализма;
  • умение видеть в учебных предметах не только стандартизированные идеи, узконаучные связи, но и значительность их общекультурного смысла.

Информация о работе Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования